Опыт осмысления русской революции и гражданской войны в русской религиозной философии



Скачать 358.32 Kb.
Pdf просмотр
страница1/32
Дата17.02.2018
Размер358.32 Kb.
ТипГлава
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


Глава 3
ОПЫТ ОСМЫСЛЕНИЯ
РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

Е.Н. Трубецкой об уроках войны и революции

Наиболее значительной философской работой Евгения Николае- вича Трубецкого стала книга «Смысл жизни», написанная, по его словам, «под гром пушек октябрьского расстрела 1917 года» [Тру- бецкой 2003: 3]. В предыдущей главе уже затрагивались некоторые аспекты размышлений Трубецкого по поводу смысла войны, зла и насилия. Трубецкой пытался найти ответ на вопрос о том, может ли наша вера в смысл жизни выдержать адский вихрь всеобщего раз- рушения, когда весь мир охвачен зловещим заревом пожара миро- вой войны и революции.
Философия В.С. Соловьева оказала огромное влияние на творче- ство Е.Н. Трубецкого. Поэтому в его раздумьях тема о смысле жиз- ни ставилась не просто как потребность найти гармонию в субъек- тивном мире, но как проблема онтологического порядка. Ключ к пониманию философских исканий и построений Трубецкого — в платоновской установке о том, что смысл по существу должен быть неизменен и вечен. И найти смысл жизни — значит уяснить, что наше сознание не «гадает» о нем, а «обладает» им. Вместе с тем
«неизменность и вечность» смысла предполагает, что он открыт не только моему сознанию, с его колебаниями и границами, но что он независим от моего сознания, — и это ведет нас к «предположению некоего безусловного сознания». Это предположение безусловного сознания, — считал Трубецкой, — есть необходимая предпосылка всякого акта нашего сознания.
По мнению протоиерея Василия Зеньковского, в отличие от
В.С. Соловьева, для которого принцип «всеединого сущего» был основным, Е.Н. Трубецкой возвращается к позиции Ф.А. Голубин- ского об изначальности для нас идеи Безусловного [Зеньковский
1991: 108]. «Истина есть всеединое сознание, а не всеединое сущее,
— писал Трубецкой, — ибо сознание объемлет в себе и бытие и не- бытие — и ночь, которая есть теперь, и день, которого уже нет.
Только при таком понимании становится возможной истина о воз- никновении и уничтожении, т.е. о переходе от бытия к небытию и
- 132 -
Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/02/978-5-88431-250-0/
© МАЭ РАН


Каталог: files -> lib -> 978-5-88431-250-0
lib -> Лекции по социологии
lib -> Социальная работа с молодежью
lib -> Приглашение в социологию
lib -> Предмет, метод и функции геополитики
lib -> Лекция Брак и семья
lib -> Учебно-методическое пособие по дисциплине «этика. Эстетика» для самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения
lib -> Лекция № Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология»
lib -> Социально-психологические аспекты изучения средств массовой информации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница