Опыт изучения естественнонаучной интеграции в средней школе



страница1/2
Дата23.08.2018
Размер95.2 Kb.
  1   2

точка зрения

Опыт изучения естественнонаучной интеграции в средней школе

Ф.Б. Окольников, аспирант кафедры неорганической химии и методики обучения химии МПГУ



О
дной из задач развития современной российской школы на данном этапе ее существования является обеспечение единства гуманитарной и естественнонаучной систем знаний учащихся. Однако для этого в первую очередь необходимо найти решение тех противоречий, которые нарушают единство самих образовательных областей. Традиционной проблемой естественнонаучного образования в школе является его фрагментарность, несогласованность учебных программ, что в конечном итоге приводит к возникновению у старшеклассников «ненужных предметов», например, химии. Эта проблема носит системный характер, а потому для ее успешного преодоления требуется прежде всего определить уровень развитости интегративных процессов в современной школе.

В 2005/2006 гг. нами было проведено анкетирование 307 учителей и 428 учащихся 8-х (54%), 11-х (46%) классов в 17 учреждениях среднего (полного) общего образования г. Москвы различного типа. Цель исследования состояла в установлении степени соответствия формальных результатов и фактического состояния естественнонаучной интеграции в школе. Анкета для учителей содержала десять вопросов с закрытой формой ответа, анкета для учащихся – двенадцать вопросов, касающихся уроков химии и биологии, из которых на три вопроса учащимся предлагалось дать развернутый ответ.

В анкетировании приняли участие учителя старшей (34%), средней (45%) и начальной (21%) школы в соответствии с образовательными областями (филология – 21%, социальные – 8%, точные – 18% и естественные науки – 23%, искусство – 12%, физическая культура – 8% и технология – 10%). Чаще всего (64%) учителя используют на уроках межпредметный уровень интеграции, 76% являются сторонниками межпредметных связей, но больше половины респондентов (59%) считают интеграцию и межпредметные связи синонимами. Из пятнадцати предложенных форм интеграции учителя чаще отмечали интегрированные уроки (24%), защиту проектов и межпредметную внеклассную работу (по 12%), межпредметный урок или семинар (по 9%), интегрированный курс (6%). Как технологию обучения рассматривают интегративные процессы 8% респондентов, интеграцию как результат объединения – 14% учителей. Высокую оценку эффективности в учебном процессе применяемым формам интеграции дали 12% учителей, затруднились ответить 13% респондентов. 29% из опрошенных учителей указали на отсутствие соответствующих учебников, а 27% – на недостаток учебного времени как на главные препятствия в организации интегративных процессов на уроках.

В работе учителей предметов естественнонаучного цикла (всего 99 человек) можно констатировать следующие особенности. Внутрипредметная интеграция чаще оказывается средством обучения (65%), межпредметная интеграция чаще рассматривается и как средство (44%), и как метод обучения (40%), наконец, межсистемная интеграция одновременно используется во всех дидактических «ипостасях» (цель, метод, средство – по 25%). В целом интегративные процессы в обучении чаще всего рассматриваются учителями-естественниками как средства обучения (44%). Характерно, что среди используемых форм межсистемной интеграции отсутствуют интегрированные уроки, уступившие первенство межпредметной классной работе (23%), а также интегрированным курсам, комплексной экскурсии и защите проектов (по 15%). Эффективность форм интеграции оценивалась прежде всего как средняя (53%) или респонденты затруднялись с ответом (20%). В случае высокой эффективности интеграции она чаще всего используется как технология (31%) или средство обучения (37%), в случае средней эффективности – как метод обучения (48%), в случае слабой эффективности – как средство обучения (55%) и, наконец, затруднились с ответом респонденты, использовавшие интеграцию как средство обучения (72%). Интеграции на уроках по предметам естественнонаучного цикла чаще всего бывает нацеленной на результат объединения (14%).

Обобщая результаты анкетирования учителей, необходимо отметить, что чаще других определяли взаимоотношения своего предмета с другими дисциплинами как интегративные процессы учителя образовательных областей естественных наук (35%), филологии (23%) и точных наук (21%). При этом среди всех представителей в каждой образовательной области доля данной группы учителей была ниже (естественные науки – 23%, филология – 16%, точные науки – 18%). Данные свидетельствуют, что учителя-естественники чаще остальных обращаются к процессам интеграции, однако анкетирование не позволяет определить, насколько вынужденно или сознательно это происходит.

Анализ ответов учащихся 8-х и 11-х классов выявил более устойчивое с течением времени распределение интересов учащихся к урокам биологии, чем к урокам химии, что выражается в увеличении доли низкого интереса от 8-го к 11-му классу по биологии с 19% до 26% (по химии с 16% до 48%). Отметили, что на уроках биологии часто используется содержание других предметов, 35% учащихся 8-х классов (по химии – 51%). Учащиеся 11-го класса утвердительно отвечают в отношении обоих предметов лишь в 36% случаев. 38% учащихся 8-го класса отметили, что уроки биологии помогают им в изучении других предметов (по химии – 57%). Учащиеся 11-го класса утвердительно отвечают в отношении биологии в 23%, а в отношении химии – в 30% случаев. В целом, по мнению учащихся 8-го и 11-го классов, уроки химии и биологии помогают в изучении физики (46%), биологии (45%), алгебры (4%) и географии (1,5%), при этом 6% восьмиклассников затруднились с ответом. Среди прочих ответов учащиеся как 8-го, так и 11-го классов считают, что химия и биология относятся к естественным предметам, потому что изучают природу (28%). Практически равное количество учащихся 8-го и 11-го классов затруднились с ответом на данный вопрос (31%).

Обобщая данные анкетирования учащихся, стоит отметить, что более высокий процент использования содержания уроков химии при изучении других школьных дисциплин (57% в 8-м, 30% в 11-м классах) связан не столько с инновационной методикой обучения предмету, сколько с перегруженностью программы школьного курса биологии. При сохранении значительного объема учебного содержания практически по всем разделам курса биологии предложено сократить время на их изучение. Это приводит, в частности, к тому, что в 8-м классе в полном объеме изучается раздел «Человек и его здоровье», что не соответствует уровню сформированности психических процессов большинства учащихся. В то время как первые уроки по химии традиционно наполнены экспериментальным содержанием, что приводит в восторг большинство восьмиклассников.

Ощутимая переориентация современного школьного образования требует обновления самой идеи естественнонаучной интеграции, прежде всего усиления в огромном массиве ее содержательной (предметной) части, характерной для развития школьной интеграции начала 90-х годов, педагогической (дидактической) составляющей, которая смогла бы сегодня гарантировать эффективность применения на практике всего комплекса элементов учебно-воспитательного процесса. В качестве педагогической интеграции мы понимаем естественное содержательное и структурно-функциональное единство учебного процесса на основе единства методологии естественнонаучного познания. Конечно, на основе результатов проведенного анкетирования могут быть сделаны разные выводы, но все они так или иначе будут указывать на главную проблему – в учительской среде пока нет потребности в определении нового места и понимании новой роли естественнонаучного образования в современной российской школе на данном этапе ее существования. Предпочитая работать по старинке, учителя-естественники с каждым днем лишь приближают опасность деградации естественнонаучного образования в школе.






Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница