Опережающее образование. Аспектный подход



Скачать 323.92 Kb.
страница1/4
Дата05.01.2018
Размер323.92 Kb.
  1   2   3   4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Опережающее образование. Аспектный подход

М.Д. Китайгородский,
кандидат физико-математических наук, доцент, декан факультета
технологии и предпринимательства Коми государственного педагогического института



О
бразовательная политика России должна учитывать общие тенденции мирового развития, и вместе с тем необходимо отражать общенациональные интересы в сфере образования. В Концепции модернизации российского образования [1], в частности, говорится о «возрастании роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70–80% национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения».

При рассмотрении состояния российской системы образования и необходимости ее модернизации в документе говорится: «В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане – все заинтересованные в качественном образовании».

Используемый в документе термин «опережающее развитие», к сожалению, не раскрыт и смысл его понятен только интуитивно. Обсуждая модернизацию образования в разных ее аспектах, наверное, более важно говорить не столько об «опережающем развитии образования», а об опережающем образовании. Попробуем определиться с этим понятием.

Понятие «опережение» рассматривали и используют в своих исследованиях ученые из разных областей науки – в психологии Л.С. Выготский, в философии образования – Б.С. Гершунский, А.Д. Урсул, К.К. Колин, в педагогике – Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, М.Д. Даммер, В.А. Сластенин, И.Ф. Шишкин, в системе общего образования – Б.С. Гершунский, Б.М. Бим-Бад, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, В.Д. Шадриков, в системе профессионального образования – А.М. Новиков, П.Н. Новиков, В.А. Ермоленко, Л.М. Кустов, А.И. Субетто и др.

В средней школе опережающее обучение активно используют С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов [2]. В опережающем обучении по С.Н. Лысенковой линейная последовательность в изложении программы заменяется наложением тем. К новой теме С.Н. Лысенкова начинает подходить задолго до того, как придет ее время по программе, – по несколько минут на каждом уроке, постепенно, не торопясь. Это дополнительное время, постоянные упражнения позволяют всем детям хорошо войти в новый материал.

Так же от линейной последовательности изучения учебного материала отказался И.П. Волков, который организовал «уроки творчества» в начальной школе. На его уроках второклассники решают задачи по черчению по темам «Сечение» и «Разрез» – задачи, которые вызывают затруднения и у старшеклассников. Третьеклассники чертят фигуру в перспективе и строят от нее тени, что является предметом изучения специального художественного учебного заведения. Такое усложнение, по идее И.П. Волкова, не самоцель. Разнообразные знания и умения способствуют общему развитию детей, помогают ученикам сознательно выполнять все запланированное для уроков работы.

В средней школе идеи опережения использовал В.Ф. Шаталов. Опираясь на принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутый Л.В. Занковым и В.В. Давыдовым, В.Ф. Шаталов считает, что, только усвоив теорию, можно приступать к практике. Для этого изложение учебного материала происходит большими блоками, что позволяет ученикам лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи. Ученику предоставляется возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать, что ждет впереди. Именно поэтому в опорных конспектах, которые используются в обучении по методике В.Ф. Шаталова, часто содержится программный материал из старших классов. Это позволяет изучать предмет целостно и создает резерв времени для повторений и углубленного изучения учебного материала.

Опережающее образование (а не опережающее обучение) рассматривал Б.М. Бим-Бад [3]. Опережающее образование, по его мнению, целенаправленно готовит учащихся к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой общеобразовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию. Оно призвано сочетать подготовку нового поколения к будущему с содержательной и полнокровной сегодняшней жизнедеятельностью учащихся. Готовя человека к выполнению своих функций в обществе будущего, оно должно учить детей эффективно справляться с задачами настоящего дня.

В опережающее образование включается прежде всего общеобразовательная подготовка как база любой последующей специализации, включения в различные виды деятельности. Оно нацелено преимущественно на развитие общих способностей, склонностей, интересов, убеждений, идеалов, мировоззрения, направленности личности, одновременно создавая возможности для выявления и формирования призвания, помогая молодым людям в их жизненном и профессиональном самоопределении.

Идею опережающего образования в профессиональном образовании активно развивает А.М. Новиков [4]. В своих публикациях он говорит, что «парадокс нашей страны, связанный с прошлыми тенденциями замедления экономического роста и застойными явлениями в обществе, может получить и уже начинает получать позитивное разрешение только на основе опережающих изменений в главной составляющей производительных сил – ускоренном развитии личности». Речь идет не просто о совершенствовании профессиональной подготовки, а именно о разностороннем развитии личности, обеспечивающем высокую степень трудовой активности, предприимчивости, мобильности и адаптивности к быстро меняющимся экономическим, производственным и социальным требованиям.

Рассматривая идею опережающего образования, А.М. Новиков формулирует ее следующим образом: уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства. Не образование должно обеспечивать производство, а наоборот – производство пытаться достигнуть уровня образования его участников.

При этом следует упомянуть еще одну проблему – опережающее профессиональное обучение высвобождаемых работников. Эта проблема рассматривается как обучение, предшествующее формальному сокращению высвобождаемых работников, и результат этого процесса. Такое обучение проводится с целью сокращения периода вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства работников после обучения и должно способствовать смягчению напряженности на рынке труда.

Философские аспекты опережающего развития образования достаточно полно были рассмотрены Б.С. Гершунским [5]. Рассматривая опережающее образование, он отмечает, что сфера образования принципиально работает на будущее. При этом отмечается особое значение образовательно-педагогической прогностики, с помощью которой должно быть дано прогностическое обоснование тенденций и непрерывное прослеживание изменений параметров той социальной среды, с которой образовательные объекты взаимодействуют. Результаты прогнозирования должно находить свое отражение в профессионально-квалификационных характеристиках и моделях выпускников учебных заведениях разного типа, в содержании учебных планов и программ, учебников, в разрабатываемых средствах, методах и организационных формах педагогической деятельности. Б.С. Гершунский считает, что прогностические идеи должны быть и в зоне внимания долгосрочных стратегических исследований в сфере образования.

Анализ исследований по проблемам опережающего образования (обучения) показал, что существуют несколько определений опережающего образования, при этом авторы вносят свои акценты в это понятие.

1. Опережающее обучение отдельным учебным дисциплинам (в основном в средней школе), при котором программный материал изучается раньше, чем предусмотрено стандартными планами. Это позволяет изучать учебные предметы целостно, создает резерв времени для повторений и углубленного изучения учебного материала. Такое обучение дает учителю возможность индивидуальной и дифференцированной работы со слабыми учащимися. Такое опережающее обучение исследовали и использовали С.Н. Лысенкова, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Э.И. Сивкина, И.Ф. Сивкин и др.

2. Опережающее образование (в основном профессиональное) ориентированное на будущее, т.е. на те условия жизни и профессиональной деятельности, в которых окажется выпускник учебного заведения после его окончания. В системе такого опережающего образования существенно большее внимание должно уделяться фундаментальным знаниям (в том числе знаниям современных наук), а также развитию творческих способностей учащихся, навыков самообразования, умений находить решения сложных проблем в условиях неопределенности. При таком опережающем образовании уровень образования участников производства должен опережать уровень развития самого производства. Не образование должно обеспечивать производство, а наоборот – производство пытаться достигнуть уровня образования его участников. Такой точки зрения на опережающее образование придерживаются Б.С. Гершунский, А.М. Новиков, П.Н. Новиков. Б.М. Бим-Бад, А.Д. Урсул. К.К. Колин и др.

3. Опережающее  обучение (профессиональное) работников, которое проводится в связи с предполагаемым массовым их высвобождением, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений, полной или частичной остановки производства. Такое обучение проводится с целью сокращения периода вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства работников после обучения и должно способствовать смягчению напряженности на рынке труда. Теоретическое обоснование опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников было дано П.Н. Новиковым, В.В. Таркиным.

Таким образом, понятие «опережающее образование» имеет несколько групп определений, но общим в этих определениях является то, что опережающее образование определяется как свойство образования. Разное рассмотрение опережающего образования связано с многоаспектностью самого понятия «образование». Образование является центральным понятием в педагогических исследованиях и, наверное, не требуется давать для него нового определения. Но в контексте опережающего образования рассмотрим некоторые стороны этого глобального понятия.

Б.С. Гершунский выделяет четыре аспекта содержательной трактовки понятия «образование» [5]: образование как ценность, образование как система, образование как процесс, образование как результат.

Рассмотрение образования как ценности встречается не часто, но на самом деле этот аспект можно даже считать обобщающим. Ведь ценностью обладает и результат образования на личностном уровне, и система образования на государственном. Исходя из этого, ценность образования можно рассматривать на разных уровнях: на уровне личности – ценность личностная, на уровне общества – ценность общественная, на уровне государства – ценность государственная. Разные уровни ценности не разделены жестко между собой, они взаимно дополняют друг друга. Кроме того, на разных этапах развития общества, в странах с разными государственными строями указанные уровни ценности образования имели разные приоритеты в зависимости от взаимоотношений государства, общества и личности.

Личностная ценность образования определяется отношением человека к его собственному образованию, его уровню и качеству. Никакой ценности не представляет образование, нужное человеку в его прошлом. Ценность образования тем выше, чем на большее время в будущем оно ему будет нужно, именно этим важно опережающее образование.

Государственная ценность образования является важнейшим элементом развития образования вообще. Естественно, любое государство должно быть заинтересовано в развитии образования, потому что интеллектуальный, нравственный, культурный, экономический потенциал каждого государства непосредственно зависит от состояния образования и возможностей его развития.

Рассматривая образование как систему, обычно рассматривают организационное построение системы (или сферы) образования. В этом смысле в России разделяют: дошкольное образование, общее среднее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, постдипломное образование. При этом каждый указанный сектор в полной мере можно рассматривать как отдельную систему. В каждом из секторов образовательной системы определяются цели, содержание, методы, средства, организационные формы образовательной деятельности. Это, с одной стороны, объединяет элементы системы образования, а с другой стороны, позволяет именно разделить систему образования на отдельные составляющие.

Опережающее образование в аспекте системы нужно рассматривать как систему образования, которая будет бесконфликтно соотноситься с системами образования других стран.

Еще один аспект образования, чем по самой своей сущности оно является, – это процесс. Процесс движения от целей к результату, процесс субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с учащимися. Образовательный процесс определяется учебным планом и учебными программами. От них во многом зависит результат, качество подготовки специалистов. И здесь встают проблемы проектирования образовательного процесса, начиная от стандартов образования, которые в некоторых случаях проектируются по интуиции или на основе личностных притязаний. Стандарты образования в первую очередь влияют на опережение в образовании, т.к. результат от их введения, в частности для высшего образования, ожидается только через 5 лет. Поэтому содержательная часть стандартов должна составляться на основе систематических, четко скоординированных прогностических исследований.

Образование в своей качественной характеристике является результатом образовательного процесса. Результат образования можно оценивать на индивидуально-личностном уровне с учетом реальных образовательных приобретений личности в виде количественно и качественно оцениваемых знаний, умений, навыков. Результат образования должен оцениваться и на общественно-государственном уровне, на уровне экономического, нравственного, интеллектуального, научно-технического, культурного состояния и потенциала общества и государства.

Рассмотренные аспекты образования не нарушают целостности понятия, а означают возможность и необходимость рассмотрения различных сторон функционирования образования, в том числе и опережающего образования. При этом такое опережающее образование особенно важно в педагогическом вузе. Именно для учителя важен «запас опережения» в 5-10 лет, потому что именно в школе создается та образовательная основа человека, которая определяет его будущее.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы, 2002, №1.

2. Учим творчеству. // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1987.

3. Бим-Бад Б.М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика, 1988, №6.

4. Новиков А.М. Идея опережающего образования. // Мир образования – образование в мире, 2002, №3.

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.







Состояние и перспективы развития отечественной системы образования

А.В. Усова,
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики обучения физике ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», академик РАО



П
о общей оценке педагогической общественности существующая система российского образования находится далеко не в лучшем состоянии по сравнению с другими развитыми странами.

В СССР осуществлялось всеобщее среднее бесплатное образование. Было бесплатным и высшее образование. При этом все студенты, независимо от их экономического положения и успеваемости, получали стипендию. В 40-х годах прошлого века в университете стипендия была равна 180 руб. Я получала такую стипендию. И она была достаточной, чтобы можно было прожить без помощи извне. Я могла на эту стипендию питаться и одеваться. Конечно, без роскоши, но терпимо. Студенты на свою стипендию могли посещать театры. Мы с подругами не пропускали ни одной премьеры в оперном и драматическом театрах г. Казани.

Было на должном уровне дошкольное воспитание. В детский садик мог быть устроен по желанию родителей любой ребенок за мизерную сумму.

Замечу, что в большинстве школ были бесплатные горячие обеды. Я училась в двух таких школах. Это все было естественным, само собой разумеющимся.

В школе учащимся из малообеспеченных семей в 30-е годы давались еще единовременные пособия. Я неоднократно получала такое пособие в размере 10 руб. (мама, учительница начальных классов, одна воспитывала нас, четырех сестер).

В аспирантуре стипендия была равна 600 руб. Для того времени это была приличная сумма. Высшее образование мог получить каждый, получивший в школе достаточный для этого уровень знаний.

После распада СССР произошла существенная перестройка всей системы образования. Общее среднее образование было заменено общим основным (9-летним) образованием. В последние годы для продолжения обучения в старших классах средней школы нужно в 9-м классе изучить еще дополнительные (платные) предметы, которые составляют 25% учебного плана. То есть обучение в старших классах стало частично платным.

В высших учебных заведениях установлена квота на бесплатное обучение. Сверх него поступить можно только за плату.

Поэтому далеко не все желающие могут учиться в высших учебных заведениях. Дети из малообеспеченных семей (а такие семьи составляют сейчас около 30% населения) учиться в высших учебных заведениях не могут.

Значительная часть юношей и девушек из поступивших в вуз вынуждены «подрабатывать» сторожами, охранниками, а это сказывается на качестве обучения, так как у них мало остается времени для самостоятельной работы, для работы в библиотеках.

Многие из обучающихся в педвузах работают в школах. Это один из лучших вариантов совместительства. Вообще работа, близкая по содержанию с будущей специальностью, является важным, положительным фактором подготовки по будущей специальности.

Положительным в системе образования в данный момент является возможность использования в процессе обучения современных информационных технологий (компьютер, Интернет и т.п.). Это облегчает обучаемым выход за рамки учебника и лекций, самостоятельное получение дополнительной информации для расширения кругозора.

Следует заметить, что в современных условиях резко ухудшилось состояние дошкольного воспитания по двум причинам: 1) резкое подорожание воспитания в детских дошкольных учреждениях; вследствие этого не каждая семья может позволить себе такую «роскошь»; 2) резкое сокращение дошкольных учреждений вследствие их приватизации и создания на их основе различного рода коммерческих фирм.

Поэтому в школу многие дети приходят совершенно неподготовленными. Опыт советской школы показал, что дети, прошедшие до школы воспитание в дошкольных учреждениях, значительно быстрее адаптируются к обучению в школе. Они имеют, как правило, более высокий интеллектуальный уровень.

Уровень образования во многом определяется уровнем его финансирования. Этот уровень у нас в десятки раз ниже уровня развитых стран, особенно Японии и США. В нашей стране на образование предусмотрено 3,5% от ВВП, в развитых странах этот процент составляет от 4 до 8%, а если при этом учесть, что наш ВВП в 10 раз меньше, чем в Японии, и в 25 раз меньше, чем в США, легко понять, как низко финансируется наше образование. У нас самая низкая зарплата в системе образования. Зарплата начинающего учителя 2,5-3,0 тысячи рублей. Это ниже прожиточного минимума.

Правительство приняло постановление о доплате 1000 руб. в месяц за классное руководство. Но такую сумму учитель может получить при условии, если в классе не менее 25 учащихся. А как быть с малокомплектными школами? Вузы финансируют из расчета 20 000 руб. за обучение каждого студента. Это мизерная сумма. Дать хорошее образование за 20 000 руб. невозможно.

Министр образования А.А. Фурсенко считает, что у нас слишком много учителей (в полтора раза больше, чем надо) и надо число их сократить, а сокращенных учителей переквалифицировать в продавцов и в детсадовских нянечек, пожилых отправить на пенсию. Он руководствуется при этом разницей в количестве учеников на одного учителя: во Франции – 15, а у нас – 10.

Министр, видимо, не знает, что в действительности имеет место недостаток учителей примерно в 50 тысяч человек. Особенно острый дефицит ощущается в преподавателях русского языка, математики, английского языка, физкультуры и физики.

На Рождественских чтениях министр предложил изучать в средних школах не основы православной культуры, а историю всех мировых религий. Православные верующие опасаются, что в таком случае, начав, например, с религиозных воззрений древних египтян, до православия российские школьники могут и не успеть добраться. Не успеют дойти до изучения русского языка, литературы и таблицы умножения.

Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об автономных учреждениях» (АУ). «Это второй антиконституционный переворот в области государственной политики», – так оценивает законопроект первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

Первый переворот, по его мнению, состоялся с принятием печально известного закона №122. Высока вероятность принятия закона в целом, хотя много противников его: Российский союз ректоров, Союз директоров средних специальных учебных заведений, профсоюзы работников науки, образования, культуры, общероссийское движение «Образование для всех», профильный комитет Совета Федерации, ряд депутатов Госдумы, но законопроект поддержали депутаты «единороссы», а их в Государственной думе большинство.


Каталог: sites -> default -> files
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
files -> Отчет о научно-исследовательской работе за 2014 год ростов-на-Дону 2014
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия для образовательной программы по направлениям юридического факультета: Курс 1
files -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
files -> Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница