Онтология и методология воспитания в вузе



Скачать 101.11 Kb.
Дата18.04.2018
Размер101.11 Kb.

Е. В. Бондаревская,

профессор Педагогического института Южного федерального университета (Ростов-на-Дону), доктор педагогических наук, академик РАО



ОНТОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ1

В настоящее время в России наступил период стабилизации, чему способствовало применение социальных технологий, направленных на уменьшение социальной напряженности, повышение качества жизни, поддержку наиболее незащищенных в социальном отношении групп населения: детей, людей пенсионного возраста, молодежи, усиление заинтересованности властных структур к обделенным вниманием сферам социальной жизни: образованию, культуре, здравоохранению и др.

В этих условиях мы считаем важным поддержать возрождающуюся социальную политику государства мерами, направленными на модернизацию образования и развитие теории и практики современного, особенно духовно-нравственного, воспитания как процесса, от которого зависят гражданские и нравственные качества молодых людей, их готовность собственными усилиями осуществлять и разрабатывать гуманитарно направленные социальные программы и технологии.

В статье анализируется процесс преодоления кризиса теории воспитания, которая в современном состоянии не способна оказать помощь педагогам, молодым людям, их родителям в поиске смыслов жизни и решении обострившихся проблем личностного, культурного, духовно-нравственного, гражданского, профессионального самоопределения в новой социокультурной ситуации. Основная проблема исследования — теоретическое обоснование и конструирование социально-педагогической технологии, обеспечивающей формирование качеств человека на основе его духовно-нравственного воспитания.

Новизна разработанной теории воспитания состоит в том, что в ней последовательно реализуются методологические установки онтологического подхода, согласно которым воспитание рассматривается не как идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи, а как гуманитарный, человекообразующий, смысложизненный процесс. Сущность этого процесса заключается в педагогической поддержке личностных сил, творческого потенциала и индивидуальных способностей, духовности и нравственности молодого человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления, во введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых духовных, нравственных, жизненных, профессиональных ценностей и построении соответствующих моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни.

Глобализационные процессы, происходящие в стране и мире, выдвинули на первый план теоретического анализа жизненные, экзистенциальные проблемы людей, в том числе детей и молодежи: обеспечения качества жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, сохранения здоровья, личной безопасности, получения качественного образования, выбора жизненного пути, создания семьи и др. Актуализация вопросов бытия человека в современном мире стала основанием для определения в качестве общего методологического принципа исследования онтологического подхода к воспитанию.

В соответствии с философской интерпретацией онтологии как учения о бытии онтологический подход предписывает рассматривать создание педагогической теории как процесс и результат научной рефлексии педагогической практики. Теория воспитания как наука, рефлексирующая педагогическую практику, должна своевременно учитывать ее запросы и трансформировать их в цели, содержание и технологии воспитания.

Традиционная теория воспитания не способна ответить на вызовы нашего времени, поскольку сложилась в индустриальном обществе и ориентирована на методологию классического познания. В соответствии с последней воспитание рассматривается как явление вторичное, идеологическая надстройка над жизнью детей и молодежи (есть жизнь и есть воспитание, эти процессы не совпадают, между ними возникают противоречия, которые разрешаются, как правило, в пользу жизни), поэтому основное назначение воспитания традиционная теория видит в адаптации растущего человека к жизни, оказании помощи в его социализации, создании условий для развития у него общественно одобряемых качеств личности. Об этом свидетельствуют основные концепты, вокруг которых она развертывается: передача жизненного опыта, подготовка к жизни, формирование личности, воспитание в коллективе, педагогическое требование, воспитательное воздействие, воспитанность личности, понимаемая как соответствие ее мировоззрения и поведения официально одобряемым установкам. Эти концепты (базовые понятия, отражающие основополагающие идеи, ценности, смыслы воспитания) выстраиваются в традиционной педагогической теории в концептуальную схему, которая реализуется путем приведения в действие механизмов адаптации: ребенок (студент) адаптируется к школе (вузу), требованиям педагога и коллектива, усваивает традиционный жизненный опыт, развивает нужные педагогам и обществу качества личности и т. д.

В постиндустриальную эпоху адаптационные механизмы не только утрачивают свое основополагающее значение в воспитании, но и становятся тормозом в развитии личности в быстроменяющемся мире. В обществе постмодерна обостряются противоречия между воспитанием и жизнью, которая становится намного сложнее воспитания, таит агрессию, угрозы, риски, предлагает растущему человеку множество альтернативных моделей поведения, ставит его в ситуацию самостоятельного выбора жизненного пути и обустройства собственной жизни не только по своему желанию и разумению, но и в силу действия тех или иных жизненных обстоятельств.

Все это происходит на фоне открытого противостояния добра и зла (которое нередко оказывается сильнее), в условиях духовного и нравственного кризиса, под влиянием которого заметно уменьшился гуманистический потенциал человека: «…человечные люди являются и, быть может, всегда будут оставаться меньшинством» (В. Франкл). Адаптироваться к такой жизни нельзя, да и невозможно, ее нужно активно изменять, перестраивать. В связи с этим меняются концептуальные подходы к воспитанию, на которое возлагается миссия быть частью общей социальной технологии развития страны через человека, способного к духовному, нравственному, культурному возрождению и инновационному преобразованию всех сторон собственной жизни и жизнедеятельности российского общества.

Таким образом, в контексте онтологического подхода стратегической целью становится воспитание современного человека, стремящегося к интеграции в постиндустриальное общество и обладающего интенциями к духовным, ценностно-смысловым аспектам жизни, владеющего гуманитарными и специальными компетентностями, духовно-нравственной культурой, творческими способностями и личностными качествами, необходимыми для участия в социально-преобразующей деятельности и культурном обустройстве личной и общественной жизни. Эта цель воплощается в образе гражданина, культурного и нравственного человека, компетентного профессионала с развитыми инновационными способностями.

Концептуальная схема теории воспитания, опирающаяся на онтологический подход и соответствующая жизненной ситуации постмодерна, основана на рассмотрении воспитания как бытийственного смыслопорождающего процесса. Данный процесс имеет антикризисную духовно-нравственную направленность, реализуемую путем придания жизни детей и молодежи осмысленного, жизнетворческого, инновационного характера. Онтологические основания новой теории воспитания составляют такие концепты, как: 1) человек — сущность человека, природа человека, бытие человека; 2) педагогическая реальность — социокультурная среда, ситуация воспитания, воспитательное пространство, мир детства, мир отрочества, мир юности; 3) интерактивные позиции участников воспитания — свободоспособность, понимание, диалог, обмен ценностями и смыслами, сотворчество, социальное партнерство, забота, любовь, педагогическая поддержка; 4) бытие и становление человека в образовании и воспитании — собственные силы личности, становление субъектности, индивидуальности, личностное развитие, самоопределение, самопреодоление, самоорганизация, самовоспитание; 5) качество человека — культурная идентичность, духовность, нравственность, гражданственность, инновационные способности.

Фундаментальным ядром содержания концептосферы теории воспитания, основанной на онтологическом подходе, является духовно-нравственное воспитание, рассматриваемое как основа социальной технологии, обеспечивающей качество человека в современной России. Однако исследование сферы воспитания показывает, что проблемы духовной жизни, культуры, нравственности ни в школьной, ни в студенческой среде практически не обсуждаются, люди не получают необходимой духовной помощи и поддержки в обретении истинных ценностей и смыслов жизни, нравственных убеждений и мировоззренческих позиций молодые.

В содержании образования духовная и нравственная составляющие представлены недостаточно. Стремясь восполнить этот существенный пробел, работники школ ведут инновационный поиск недостающих для духовно-нравственного развития детей компонентов содержания, разрабатывают учебные курсы, направленные на приобщение детей к православным традициям, истокам духовной жизни, национальной культуре, нравственным заповедям, исторической памяти народа и другим сторонам духовно-нравственной культуры. В высшей школе движения в этом направлении пока не наблюдается.

Мы полагаем, что духовно-нравственная культура как образовательно-воспитательная подсистема призвана выполнять важнейшую государственную задачу — создание единой ценностной системы России и придание ей действенного характера через человека, принимающего эти ценности и реализующего их в своем поведении и образе жизни. Главная образовательно-воспитательная цель курса «Духовно-нравственная культура России» — формирование российской идентичности в единстве духовно-мировоззренческих, эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих позиций растущего человека как условие его интеграции в национальную и мировую культуру. Курс должен помочь каждому школьнику, студенту независимо от его национальности и вероисповедания осознать себя гражданином России. Изучение этого курса на всех ступенях обучения предполагает систему учебных предметов (модулей), раскрывающих различные стороны духовно-нравственной культуры. Мы мыслим содержание этого курса не только как познание духовно-нравственной культуры, но и как реальную возможность обсуждения студентами собственных жизненных проблем и нравственных ситуаций, возникающих по мере профессионально-личностного становления и свободного саморазвития и побуждающих к совершенствованию в профессии.

Особенность воспитания как технологии, обеспечивающей социокультурное и личностное развитие, состоит в его опережающем характере, направленности на будущее. Реализовать опережающую функцию воспитания можно только через человека, обладающего инновационными способностями и на этой основе способного к строительству будущего. Это обстоятельство обусловливает необходимость на всех этапах гражданского, индивидуально-личностного и профессионального становления учащихся и студентов способствовать овладению ими методами «работы с будущим».

Для этого следует использовать проектное и интерактивное обучение, социокультурные и гуманитарные практики, основанные на социальных инициативах, самодеятельности, самоорганизации учащихся и студентов. Воспитание «работает» на будущее путем создания в социокультурном пространстве новых форм культуросообразной жизни детей и взрослых. Основная задача школьных и вузовских педагогов заключается в оказании учащимся и студентам помощи в построении культуросообразных моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни, развитии у молодых людей талантов, способностей к изменению и саморазвитию, ориентации на успех, качество, мобильность.

Типологические черты воспитания как стратегии социокультурного и личностного развития (критерии):

гражданская направленность воспитания: его осуществление в контексте проблем становления гражданского общества, воспитание граждан, заинтересованных в развитии страны, региона, города, места своего проживания, понимающих интересы народа и государства, принимающих активное участие в социальной и культурной жизни, владеющих необходимыми для этого социальными и культурными компетентностями;

опережающий характер воспитания: его ориентация на создание новых форм демократического устройства жизни детей и молодежи, овладение методами и технологиями «работы с будущим» (проектирование, моделирование, инновационные преобразования и др.), развитие инновационных способностей;

культуросообразность воспитания: его осуществление как процесса введения воспитуемых в мир культуры, создание в вузе среды культурной идентичности, ее наполнение ценностями общечеловеческой и национальной культуры, культурными событиями, «окультуривание» воспитательных отношений, включение студентов в художественное творчество, раскрытие и поддержка духовного потенциала и индивидуальных способностей каждого молодого человека;

жизнетворческое содержание воспитания, его осуществление как проекта осмысленной коллективной и личной жизни, в которой во взаимосвязи, на основе диалога и сотрудничества решаются общие и индивидуальные жизненные проблемы, происходит формирование опыта самостоятельного решения практических и смысловых вопросов жизненного, духовно-нравственного и профессионального самоопределения и становления свободного человека, гражданина, нравственной личности, творческой индивидуальности;

личностно ориентированная, смысложизненная технология воспитания: оказание молодым людям помощи и поддержки в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении соответствующих им моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни.

Такой тип воспитания может быть сформирован на основе взаимодополнения социокультурного и личностно ориентированного подходов и обозначен как «социокультурное воспитание опережающего типа»;

Главным критерием качества социокультурного воспитания опережающего типа является качество человека, которое не является его неизменным свойством, а приобретается в процессе становления жизненного опыта, обучения, воспитания, взаимодействия с ценностями культуры и цивилизации, путем самообразования, самовоспитания, творчества, накопления индивидуального субъектного опыта. Опыт закрепляется в новообразованиях личности — «личностных структурах сознания», детерминирующих способности человека культуры действовать на личностном уровне: осуществлять свободный выбор, мотивацию, оценку и самооценку поведения, поступков, разрешать возникающие коллизии и жизненные проблемы, выражать собственную позицию, проявлять ответственность, инициативу и творчество, духовность и гуманность, справедливость и толерантность. На выбор той или иной стратегии поведения влияет социокультурная компетентность. Накопленный и осмысленный, переработанный сознанием духовный и нравственный опыт становится основой воспитанности личности. Развитие инновационных способностей является условием творческой самореализации в личностно и общественно значимой преобразовательной деятельности. Таким образом, о качестве человека можно судить на основе следующих параметров:

— личностное развитие;

— социокультурная компетентность;

— духовно-нравственная воспитанность;

— способности к инновационной, преобразовательной деятельности.

На основе критерия «качество человека» и его показателей была разработана диагностическая система мониторинга качества современного воспитания, результаты применения которой позволяют приблизиться к пониманию того, с каким человеком мы сегодня имеем дело в образовании и каким образом следует учитывать особенности его личности, сознания, поведения, внутреннего мира в воспитании.



1 Статья подготовлена в рамках государственной поддержки; грант Президента РФ НШ-3710.2010.6



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница