Онтологические основания феномена детства



Скачать 71.24 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата21.05.2018
Размер71.24 Kb.
  1   2   3   4


Сандакова
Людмила
Борисовна
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ДЕТСТВА

В статье предлагается философское осмысление феномена детства человека через выявление его онтологических оснований. Предлагаемый в статье подход позволяет не только синтезировать имеющееся наличное знание о детстве, но и выстраивать эффективную стратегию управления процессами развития в онтогенезе.
Адрес статьи www.gramota.net/materials/3/2012/3-2/44.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2012. № 3 (17): в 2
- х ч. Ч. II. C. 163
-165. ISSN 1997-292X. Адрес журнала Содержание данного номера журнала www.gramota.net/materials/3/2012/3-2/
© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес voprosy_hist@gramota.net


ISSN 1997-292X
№ 3 (17) 2012, часть 2 163
HISTORY AS DRAMA: TO THE QUESTION OF HISTORICISM PRINCIPLE FORMATION

Oleg Valer'evich Samylov, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor
Department of History and Political Science
St. Petersburg State University of Service and Economics
os@rusk.ru

The author considers the conception of history as dramatic collision and contradictions resolution worked out by Hegel and de- veloped by Marx, and shows that the theory of human essence alienation is the basis for this conception, and history itself presents the aspiration for alienation overcoming.

Key words and phrases: history; tragedy; alienation; contradiction; dialectics.
_____________________________________________________________________________________________
УДК 111+371
В статье предлагается философское осмысление феномена детства человека через выявление его онтоло-
гических оснований. Предлагаемый в статье подход позволяет не только синтезировать имеющееся налич-
ное знание о детстве, но и выстраивать эффективную стратегию управления процессами развития в он-
тогенезе.

Ключевые слова и фразы онтологические основания детство человек.
Людмила Борисовна Сандакова, к. филос. н.
Кафедра философии
Новосибирский государственный технический университет
L.Sandakova@mail.ru

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ДЕТСТВА
©


Актуальность философского рассмотрения детства человека обусловлена рядом причин 1) в условиях интенсификации и утраты целенаправленности социального развития возникает общественно значимая потребность в теоретическом осмыслении реальных возможностей и перспектив человека, объективно формирующихся на ранних стадиях онтогенеза 2) существует практическая необходимость разработки методологических оснований для теоретического синтеза различных концепций детства, функционирующих сегодня в практической сфере образования и воспитания 3) требуется разработка современного теоретического аппарата для критического анализа и преодоления новых проблем в педагогике, психологии, медицине и социальной политике, возникших в связи с изменившимися природными и социальными условиями осуществления детства. Б. Д. Эльконин справедливо обозначил эту современную ситуацию как исторический кризис детства [7]). Стоит подчеркнуть, что решение практических проблем воспитания и образования сегодня требует именно философского осмысления, так как на уровне частнонаучного теоретического анализа оказывается проблематичным в силу многочисленности и разнонаправленности существующих концепций и теорий педагогики. При этом осознание философской и научной общественностью неизбежности исторической интенсификации общественного развития и возрастания стохастичности социальных и культурных процессов только повышает методологическую, теоретическую и практическую актуальность антропологической проблематики и вопросов, связанных с управлением процессами развития человека в онтогенезе. Научное исследование феномена детства человека и попытки реконструировать его сущность предпринимались в XIX-XX веках достаточно активно в педагогике, этнографии, психологии и медицине. Признавая огромный вклад исследователей различных отраслей знания в изучение феномена детства, следует отметить принципиальную невозможность построения его целостной концепции в рамках классической научной методологии. Во-первых, детство человека следует рассматривать в единстве с представлениями о сущности человека, что сразу придает проблеме онтологический статус. Во-вторых, при изучении различных уровней и форм проявления детства в научных исследованиях сущность детства сводится к описанию качественных характеристик или их изменению. Однако изучение сущности не сводится к изучению качеств, да и само качество на уровне сущности и на уровне бытия суть не одно и тоже. В-третьих, при обращении к детству человека как существа сверхадаптивного, креативно и целенаправленно изменяющего мир вокруг и себя самого, исследователь сталкивается с необходимостью анализа и синтеза становящегося нелинейного объекта, то есть переходного состояния развития открытой, сложноорганизованной и саморазвивающейся системы, которое традиционными теоретическими средствами классической науки невозможно концептуализировать.
В-четвертых, серьезным препятствием для понимания сущности детства является традиционный подход к его изучению как объекта и продукта деятельности взрослых.
©
Сандакова Л. Б, 2012




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница