Олвин1 Тоффлер (р. 1928)



страница1/3
Дата16.05.2018
Размер53.5 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3

Концепция «Третьей волны» О. Тоффлера

Одним из основоположников и наиболее известных теоретиков постиндустриального, или информационного общества является американский культуролог, социолог и футуролог Олвин1 Тоффлер (р. 1928), к основным сочинениям которого относятся: «Столкновение с будущим» (1970), «Футуршок» (1970,) «Доклад об экоспазме» (1975), «Третья волна» (1980), «Метаморфозы власти: знание, богатство и насилие на рубеже XXI века» (1990), «Война и Анти-война» (1995).

Как и Д. Белл, О. Тоффлер выделяет в истории человечества три стадии, которые он называет «волнами». Первая волна, с точки зрения автора, связана с переходом от доаграрного общества к аграрному. Вторая волна представляет собой следующий шаг – переход от аграрного общества к индустриальному. Однако автора гораздо больше интересует Третья волна, и именно ей он посвящает одну из своих книг. Эта волна изменений настолько серьезна, что О. Тоффлер не жалеет красочных эпитетов для ее описания – «революционная», «радикальная» и даже «океаническая». Автор подчеркивает, что мы становимся свидетелями рождения совершенно новой цивилизации, которую О. Тоффлер описывает в своей книге «Третья волна». Он говорит об обществе «супериндустриальной» (постиндустриальной, или информационной) цивилизации, в которой изменяются параметры существующей власти. Из трех ее источников – принуждения, богатства, знания, – на первый план выходит знание, которое становится определяющим фактором ее осуществления. Знание в современном обществе превращается в настоящее богатство и в ту взрывную силу, которая произведет сдвиг власти. Весь общественный организм подвергается резким трансформациям, уходит в небытие деление мира на коммунистический и капиталистический, на Север и Юг. На смену этому приходят системы быстрых и медленных экономик. Если первые основаны на инновации и обновлении, на идее неповторимости, то вторые традиционно устойчивы и инерционны в своем развитии. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях человека, на мироощущении свободы и идее творческого саморазвития. Социальные отношения становятся крайне неустойчивыми и носят как бы временный характер. Общество приобретает другую структуру: вместо прежних классов складывается множество социальных групп, каждая из которых формирует свои ценности, свой образ жизни, свою культуру. Относительно единая культура общества распадается на мозаику субкультур.

Автор полагает, что в цивилизации Третьей волны не будет ни одного института, который играл бы в ней центральную роль (как, например, церковь или завод в прошлом). Массовое общество, для которого характерна высокая степень стандартизации стиля жизни, поведения, языка и даже идей, уйдет в прошлое, полагает автор. Цивилизация Третьей волны откроет простор для децентрализации и деконцентрации. Гигантомании, столь характерной для ее предшественницы, тоже не останется места. Бюрократия сменится целым рядом организаций нового стиля, хотя кое-где иерархические структуры все же сохранятся. Роль национального государства также значительно снизится. Оно станет всего лишь одним институтом среди других, а не самым главным, как сейчас. Не менее важные изменения произойдут и в сфере суперидеологии. Люди будут смотреть на мир совсем по-другому, механистический взгляд уйдет в прошлое, человек станет оценивать мир с точки зрения таких понятий, как «процесс», «обратная связь», «отсутствие равновесия».

О. Тоффлер предупреждает, что его теория – всего лишь прогноз, хотя по мере приближения Третьей волны мы становимся свидетелями двух нарастающих тенденций: диверсификации общества и ускорения изменений. Будущее приближается слишком быстро, чтобы человек успел к нему подготовиться. Поэтому другую свою книгу исследователь так и называет: «Футуршок», шок от столкновения с будущим.

О. Тоффлер выделяет три основополагающие «черты завтрашнего дня»: быстротечность, новизна и разнообразие. Он отмечает, что «временность служит отличительной чертой человеческих отношений на пути к постиндустриальному обществу»2. В новом, супериндустриальном обществе некоторые его члены никогда не смогут чувствовать себя в нем «как дома», отмечает исследователь. Они навсегда останутся путниками, у которых есть лишь временный дом. Если раньше компании косо смотрели на сотрудников, которые часто меняют место работы, считали их ненадежными – то теперь, напротив, подобное качество рассматривается как «плюс», оно означает, что человек хорошо адаптируется в новом окружении.




Каталог: ~EGavrilina -> fileman -> download -> Культурология -> тексты
тексты -> Зигмунд фрейд
download -> Вопросы для повторения к экзамену
download -> Конспект лекций покурс у соци ологиягород а
тексты -> Синергетическая концепция культуры
тексты -> Типология культуры ф. Ницше основоположник философии жизни, немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900)
тексты -> Эрих фромм пессимистический взгляд на европейскую культуру характерен не только для Ф. Ницше, О. Шпенглера, З. Фрейда


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница