Олимпиада по психологии



Скачать 233.19 Kb.
Дата25.05.2018
Размер233.19 Kb.

Олимпиада по психологии

Петруниной Оксаны 11 "В" класса МОУ лицея № 14 города Тамбова.

Передо мной вопросы к олимпиаде по психологии. Честно говоря, как только я их увидела, олимпиада мне сразу понравилась. Дело в том, что все они требуют глубокого размышления над собой и окружающим миром. Вопросы в большой степени психологически - философские, а философия и психология мне всегда нравились (с тех пор, как я поняла, что это за науки). Вот, например, первый вопрос: ”Что такое человек? ” На него можно ответить просто: ”Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда”. Такое определение человеку дал С.И. Ожегов в словаре русского языка. Но я думаю, сказать эти четыре строчки – значит, сказать очень мало. По-моему, человек - самое загадочное существо на планете, и в одном предложении не получится сказать, кто он такой. Ответом на этот, казалось бы, простой вопрос могут быть тысячи многотомных диссертаций и научных работ огромного числа ученых, и все они будут правы. Так же, как будет прав любой человек, который задумается над этим вопросом и попытается на него ответить. Я попыталась это сделать и для этого спросила самого близкого ко мне человека - себя. И вот что получилось.

Я - душа, то есть я, которая спросила: - кто же такая я?

-Я - человек, - ответил Я - разум.

Так вот, Я - разум ответил, что он - человек. Но Я - душа - очень любопытная я, она хотела докопаться до самой сути, узнать все в мельчайших подробностях. И поэтому она задала каверзный вопрос, надеясь застать Я - разум врасплох:

- А в чем же суть человека?

Но Я - разум не растерялся (он было очень смелым, к тому же любил размышлять на подобные темы).

Я - разум: Ну, во-первых, прежде всего человек-это живое существо. То есть он, в смысле я (так как я человек), как и любое другое живое существо, рождаюсь, живу, то есть развиваюсь, и умираю.

Я - душа: Ты хочешь сказать, что жить и развиваться – одно и то же. Не понимаю.

Я - разум: Ну что же тут непонятного? Вот ты, например, родилась, и что? Ты сразу начала учиться – сначала видеть, слышать и понимать окружающий мир (это, конечно, после того, как ты научилась дышать), потом ходить, читать, писать, решать уравнения и находить производные и многое другое. Ты учишься, а значит, развиваешься. Ведь представь, что было бы, если бы ты родилась и навсегда осталась бы такой маленькой, беззубой и глупой (хотя я не верю, что маленькие дети глупые, просто они еще не адаптированы к окружающему миру, но это уже совсем другой вопрос…). Теперь понятно?

- Да, да, – поспешила согласиться Я - душа, так как вспомнила, что учила что-то подобное по биологии (эх, вечная проблема – дырявая память). И тут ее осенило: надо же, какие умные мысли иногда посещают ее буйную головушку.

Я - душа (ехидно): А ведь животные тоже рождаются, живут и умирают, да и растения, кстати. И они тоже чему-то учатся, но в меньшем объеме. Так что же получается: человек - это животное? (Ха-ха, вот я и нашла слабое место в его теории).

Но не так-то просто: Я - душа не подозревала, что у Я - разума есть ответы на все вопросы.

Я - разум: В каком-то смысле, да. В человеке есть что-то от природы, которая дала ему жизнь, но есть и что-то свое, уникальное. Это закон природы: каждое следующее поколение оставляет что-то лучшее от предыдущего и приобретает что-то новое, свое.

Я - душа: И что же такого уникального в человеке? Почему он – главный на всей планете?

Я - разум: Главный – потому что самый сильный. Я имею в виду не физическую силу. Сила человека – его мозг. Тайна человеческого мозга до сих пор не разгадана учеными. Мы можем думать, анализировать и применять на практике результаты мыслительной деятельности. Благодаря этому человечество прогрессирует как в материальной, так и в интеллектуальной и духовной сфере.

Я - душа: А вдруг животные и растения тоже умеют мыслить? Просто мы – глупые люди – этого не понимаем.

Я - разум: Вряд ли. Ученые считают, что у животных только рефлексы на внешнее раздражение, только бессознательное. У человека тоже есть рефлексы – это от природы. Они помогают контролировать жизнедеятельность, быстро и надежно, не зависимо от сознания человека.

Я - душа: А что же тогда сознание?

Я - разум: Это как раз я, то есть мыслительная деятельность; а также есть ты - чувства, которые недоступны животным (любовь, зависть, ненависть) и различные необъяснимые явления, например, интуиция, ясновидение, одним словом – магия какая-то, волшебство.

Я - душа (недоуменно): И откуда это взялось?

Я - разум: Не знаю. Есть гипотеза, что человек – результат мутации генов обезьяны. Мутация – необратимые изменения, а значит, не так-то просто будет разгадать, почему же человек – именно такой, а не другой, и почему он так выделился из мира природы. А может, это Бог – именно он решил, что все будет так, как есть. Поэтому на вопрос, кто такой человек, я могу ответить одним словом – ЗАГАДКА.

Я - душа (в растерянности): И что же нам теперь делать?

Я - разум: Глупенькая! Как это? Конечно же разгадывать ее – для этого нужно учиться, и кроме того – большое – большое желание наконец-то раскрыть тайну. Ты согласен со мной, Фунтик?

Я - душа: Конечно, да!!!

Однако, этим разговором Я - душа не ограничилась. Ей очень понравилось общаться с Я - разумом. Интерес подогревал ее каждую минуту, и, наконец, она не выдержала и снова обратилась к Я - разуму. На этот раз целью было узнать поподробнее о собеседнике.

Я - душа (с горящими в предчувствии интересного глазами): Расскажи мне о себе, please…

Я - разум (удивленно): Неужели тебе это интересно?

Я - душа: Конечно!

Я - разум: Ну ладно. Во-первых, я человек. Наверное, после нашего разговора это тебе о многом говорит. Как говорят ученые, я биопсихосоциальное существо.

Я - душа: Как это?

Я - разум: Био – это от природы, то есть рефлексы, это то, что делает меня похожим на все другие живые существа. Психо – это душа: чувства, переживания…

Я - душа: Можно поподробнее?

Я - разум: Конечно. Ты знаешь, что это такое душа? Она есть у каждого человека, и у тебя, и у меня. Это то, что отличает меня от тебя и от всех остальных людей. Вот, например, ты встала утром: за окном дождь – и тебе стало вдруг грустно. На самом деле все хорошо: ничего плохого не случилось, мама не ругается, в школу идти не надо – каникулы, у подруги день рождения – будет вечеринка. Но тебе все равно грустно. А я смотрю на капельки на оконном стекле – и мне радостно и хорошо. Почему так: одно явление, а чувства у нас разные?

Я - душа: Может быть, потому что мы - разные?

Я - разум: Да, именно так. Душа разных людей по-разному реагирует на какие-то явления…

Я - душа: А какая у тебя душа?

Я - разум: Ой, ты знаешь, на этот вопрос очень сложно ответить. С одной стороны – что может быть проще, чем рассказать о себе. Но с другой стороны – что рассказать; как не забыть чего-то важного? Ведь душа – необъятна и непознаваема. Она вечна и бесконечна, и поэтому я, ты, мы - все человечество не может знать ее до конца. Вот почему человек – всегда загадка.

Я - душа: И ты – загадка?

Я - разум: Да. Я сам иногда не понимаю себя. Я такой странный, непонятный, противоречивый.… Думаю одно, говорю другое, делаю третье.

Я - душа: А ты веришь в Бога?

Я - разум (удивленно): А почему ты спрашиваешь? Вообще-то, да. Но не так, как все. У меня свой Бог. Я сам себе Бог.

Я - душа (испуганно): Как так? Богохульство!

Я - разум: Нет. Всего лишь отступление от традиционных норм. Я считаю, что Бог живет в душе человека, и человек создает его таким, какой он ему необходим. Ведь ты подумай: “Бог создал человека по образу и подобию своему”, так неужели Бог может опуститься до такой низости, как предательство и убийство. Не логичнее было бы предположить, что “человек создал Бога по образу и подобию своему”, присвоив ему некоторые черты? Этим можно объяснить и различие богов у разных народов. Хотя кто знает, может, и есть над нами высшее начало.

Я - душа: Значит, ты всемогущий?

Я - разум: Да, в разумных пределах. Я могу сделать все, если очень сильно захочу. Меня удерживают только социально-нравственные преграды. Это как раз то, о чем я говорил, называя человека – социальным существом. Я живу в обществе и поэтому должен подчиняться его законам, иначе меня просто не поймут, и тогда я останусь позади жизни, за бортом.

Я - душа: Обидно…

Я - разум (с грустью): Да, такое случается иногда. Чуть только человек отклоняется от нормы – его начинают считать сумасшедшим и опасным для общества. Это “глушит” индивидуальность каждого человека, и меня в том числе.
Вскоре Я - разум ушел, и Я - душа осталась одна. Разговор не прошел для нее бесследно: она вдруг почувствовала, что хочет размышлять на какую-нибудь психологическую тему. И тут она вспомнила, что называла себя загадкой потому, что иногда сама не могла понять себя. А почему? Я - душа глубоко задумалась:

“Я иногда не понимаю других: почему они поступили так, а не иначе; что руководило ими; что они чувствуют или думают.…Это понятно - я не могу хорошо узнать другого. Но почему же я иногда не понимаю саму себя? Люди очень часто в ответ на какое-либо замечание или совет говорят:”Нет, это не так. Я себя лучше знаю”. По-видимому, они ошибаются. Да, это точно! Мне порой кажется, что мой друг разбирается во мне лучше, чем я. И что же? Получается, я себя плохо знаю. (Хочу заметить, что Я-душа была очень мудрой, но она не знала этого. В ее голове в жутком беспорядке находились самые различные знания, и если порыться там (хотя это требовало некоторых усилий), то можно было найти все, что угодно (от численности населения какой-нибудь далекой-предалекой африканской страны до образа, виденного один раз в далеком-предалеком детстве). Но Я-душа не знала, что она обладала таким сокровищем, да если бы и знала, то вряд ли смогла им пользоваться в полную меру- она была слишком ленива, чтобы разгребать кучи хлама в его мозговом хранилище. Она продолжила думать). А как же я могу лучше узнать себя? (и тут же обжигающей молнией промелькнула мысль). Точно! Нужно просто чаще заглядывать внутрь себя, думать, анализировать, делать соответствующие выводы и, естественно, проверять их на практике. Например, неплохо было бы чаще задумываться о причинах своих поступков, оценивать ощущения, впечатления, чувства. И я знаю, что мне в этом может помочь! Во-первых, это тяга к знаниям. Чем больше я читаю книг(особенно художественных, где каждый образ ”пропускаю через себя” или, по крайней мере, примеряю на себя), чем больше я встречаю людей(не обязательно новых, друзья и знакомые как нельзя лучше подходят для самоанализа), тем больше у меня шансов понять и почувствовать саму себя(если ,конечно, я не ленюсь делать это). Во-вторых, и это немаловажно , - наука позволяющая изучить душу человека. Это философия (очень полезно поразмыслить над вопросом ”Кто мы, откуда и куда идем?”) и еще в большей степени психология, на мой взгляд, самая полезная из всех существующих ныне наук. И пусть многие говорят, что все это “чушь собачья” (прошу прощения за нецензурное выражение - это всего лишь цитата), что “пудрит мозги” и не соответствует реальной жизни(“Где главное-деньги, а на то, что ты чувствуешь, всем наплевать” - снова цитата), я так не думаю.”


Еще несколько минут размышления, и Я-душа окончательно убедилась, что понять и почувствовать себя не сложно - стоит только захотеть (плюс немножко силы воли, чтобы победить лень- матушку, которая, к сожалению, как это ни прискорбно, родилась раньше нее- c’est la vie, так сказать).

Само собой, на этом размышления Я - душа не закончились. Теперь ее волновал вопрос, как она может оценить свои возможности. “Ну, оценка- это качественная характеристика чего-либо, - начал думать свою думу Я - душа.- Оценка основывается на сравнении, сопоставлении оцениваемого с чем-то другим, подобным ему. То есть, чтобы оценить свои способности, нужно сравнение. Но что с чем сравнивать? Сравнивать нужно результат, а для этого нужен эксперимент, то есть опыт. Нужно попытаться сделать что-то, и этот опыт покажет степень моей возможности (например, легкость и быстроту действия, количество затрачиваемых сил и т.д.). Конечно, я могу оценить свои возможности и без эксперимента, но это будет лишь приблизительное предположение. Я ведь могу и заблуждаться, так как недостаточно хорошо знаю себя. Итак, я поэкспериментировал и получил результат. Теперь я могу сравнивать его с идеалом. Например, прожить на необитаемом острове 50 лет, не видя людей, и не сойти с ума - это идеал, если я сделал это- то я молодец, значит, я могу ; если я чуть-чуть “свихнулся”, то оценка моей возможности жить в одиночестве-“4” (по школьной системе), а если совсем “крыша съехала” то-“2”,а значит я не могу жить без людей 50 лет”. Вот к такому выводу пришла Я - душа. Она еще немного потренировалась в теоретической оценке некоторых своих возможностей (слава Богу, до практики дело не дошло, иначе по крайней мере один человек сошел бы с ума от ее экспериментов).

Следующим интересующим Я-душа вопросом был вопрос понимания других людей, которых, как уже было сказано, она не всех и не всегда понимала. Иногда она надолго останавливалась в растерянности от того или иного поступка, а скорее ”деяния” окружающих. В основном, это были ее знакомые, которые весьма неожиданно поражали и озадачивали ее. Я-душа только-только собралась как следует поразмыслить над этим вопросом, как лень-матушка встрепенулась ото сна и стала настойчиво нашептывать ей: ” Не надо, дитя мое, не думай. Ты устала, приляг отдохни…” Я –душа возразила :” Но я хочу узнать !”-“ Узнаешь . Все ,что тебе нужно это спросить у кого-нибудь еще, и не надо будет напрягаться и думать самой…” Шепот был настойчивым и властным, и Я-душа все-таки согласилась пойти по пути наименьшего сопротивления . Она позвонила Я- разуму ,которая ,к счастью , оказалась дома.


  • Элементарно, Ватсон,- бодрым голосом ответила Я-разум(на этот вопрос она как ни странно знала ответ)- Надо чаще встречаться!

  • Как в рекламе?

  • Да. Можно, конечно, по другому поводу, но результат один: чем чаще мы встречаемся, тем больше мы узнаем друг друга, тем лучше понимаем. Простая арифметика. Verstehen?

  • Да, да, конечно, я поняла. Еще можно наблюдать за человеком со стороны: за его поступками, поведением в обществе, узнавать его отношение к людям, предметам и явлениям жизни, а главное - стремиться понять его.

  • Ты права. Желание понять и способность к пониманию играют большую роль в человеческих отношениях.

  • Спасибо тебе Я - разум! Ты помогла мне разобраться в важном для меня вопросе: как понять другого человека. Теперь я буду стараться применить свои знания на практике, и, надеюсь, это мне поможет.

  • Безусловно.

Я - душа положила трубу телефона и через несколько минут, умиротворенная, легла спать.

Было три часа ночи, когда вдруг раздался крик, Я - душа подскочила на кровати и невидящими глазами уставилась в темноту. Ей приснился ужасный сон: будто она стала совсем глупой, совершала необъяснимые поступки и вообще вела себя довольно странно. Ее посчитали за сумасшедшую и отправили на лечение в больницу для психически больных. После этого страшного сна ей долго не удавалось заснуть, в результате она села за стол, открыла Дневник и начала писать:


“милый Дневник, сегодня меня очень беспокоит вопрос? как я могу управлять своим поведением, своим развитием? Ведь я живу, и как сложится моя жизнь, зависит в большей степени от меня, чем от каких-то внешних обстоятельств. Человек правит жизнью, а не жизнь человеком - он сильнее обстоятельств. А раз он сам – творец своего будущего, то он должен уметь управлять процессом творения, иначе он просто окажется плывущим по течению и река жизни занесет его в конце концов в какое-нибудь болото. И тогда случится страшное:

Странное чувство:

будто бы кто-то

Сжал мою грудь,

не дает продохнуть

И тянет меня

с головою в болото,

Где мне, может быть,

суждено утонуть.

Чертята уж прыгают

с кочки на кочку,

Хихикают, лапки

мохнатые трут,

В мечтах уже видят

огромную бочку,

Где сварят меня,

совершая свой суд.

Уж чавкает жадно

болотная тина,

Все глубже и глубже

уходит нога.

Уж сердце раздавлено

огненной льдиной,

И пляшут, ликуют

чертячьи рога!

Нельзя выпускать из рук нить жизни. Нужно всегда держать ее под контролем. Самопознание, самоконтроль и самообразование – вот три важных элемента в управлении жизнью.

Самопознание позволяет заглянуть в свое прошлое, вспомнить свои поступки, по-новому взглянуть на них, оценить, проанализировать и выяснить: кто я и какая я?

Самоконтроль связан с настоящим, с жизнью “здесь и сейчас”. С его помощью человек может управлять своим поведением, речью, мыслями. Для этого нужно чаще смотреть на себя как бы со стороны. И опять же оценивать, анализировать, корректировать, делать выводы. Самоконтроль позволит избежать многих ошибок.

Самообразование нацелено на будущее. Чем больше мы знаем о себе и окружающем мире, тем активнее мы развиваемся, тем легче нам будет преодолеть трудности и избежать непредвиденных ситуаций. Ты согласен, мой дорогой Дневник?

И, не отрицая значения первых двух элементов, я все-таки самым главным считаю самообразование, саморазвитие. Это прогресс, непрерывное движение вперед, к абсолютной истине. Для того чтобы развиваться, необходимо постоянное общение с окружающим миром, с природой, людьми, их творениями (произведениями искусства). Ведь вместе мы знаем только, что давно могли бы жить мирно и счастливо (как раз к этому и стремились строители коммунизма, но, по-моему, выбрали не тот путь. Как говорил дедушка Ленин, “не тем путем идете, товарищи, - другим путем надо идти!”).

О чудо! Теперь я наконец нашла ответ на свой вопрос:

Ведь дается жизнь только лишь одна,

И испить ее нужно всем до дна.

А иначе мы для чего живем?

Или просто мы по реке плывем?

Что хотел Творец получить от нас? –

Задаю вопрос я в который раз…

Теперь я поняла: мы живем не просто так. Наша жизнь – долгий, тернистый путь к истине, к счастью. И все беды, выпавшие на долю мира – лишь капля в море по сравнению с тем, чего мы достигнем в конце пути. Спасибо тебе огромное, Дневник, что ты помог мне найти ответ на мучивший меня вопрос”.


Удивительно, но на следующий день учительница по литературе задала написать сочинение на тему: “Если я захотел бы улучшить мир, что бы я в нем изменил?” это была прекрасная тема для размышления, и Я - душа незамедлительно приступила к изложению своих мыслей на бумаге.

Двадцать первое декабря.

Сочинение.

Если бы я захотел улучшить мир, что бы я в нем изменил?

Наш мир несовершенен – вряд ли кто-нибудь не согласен. Как часто мы слышим жалобы на “плохую” жизнь! Даже Водяной в мультфильме для детей поет:

Ах, жизнь моя, жестянка,

А, ну ее в болото!

Живу я, как поганка,

А мне летать,

А мне летать,

А мне летать охота!

Что поделаешь, такой стереотип сложился в обществе. И для этого есть немало причин: несправедливость, жестокость, ложь, лицемерие, эгоизм, жадность, зависть и другие людские пороки – от них очень часто страдают невинные, не желающие никому зла люди. Это уже стало закономерностью: виновники “выходят сухими из воды”, а их невинным жертвам только и остается, что плакать о своей “несчастной доле”. Так было всегда, так есть и так будет, пока люди не станут мудрее и не поймут, для чего они живут на свете.

Если бы меня спросили, что бы я сделала, чтобы улучшить мир, я бы ответила: “Ничего”. Но это вовсе не означает, что я безразлична к происходящему вокруг. Просто я убеждена, что мир такой, потому что он должен быть таким. Все происходящие в нем процессы закономерны, неизбежны и необратимы. И это уже не раз подтверждалось нашей сравнительно недолгой (всего два с половиной миллиона лет) историей. Разве когда-нибудь революция или гражданская война была “как снег на голову”? Нет, всему были свои причины, иногда настолько глубинные, что люди не видели их. И разве когда-нибудь революции приносили резкое улучшение жизни? Нет, коренными переворотами и насильственными методами нельзя сделать жизнь лучше раз и навсегда. История идет своим ходом, неподвластным человеку.

А если создать машину времени, вернуться в далекое прошлое и изменить ход истории? Или, например, найти волшебную палочку или джинна в бутылке из-под минералки? Это сказки, придуманные человеком, в которых отразилась его мечта в один миг изменить жизнь. Сколько фильмов и книг было создано на эту тему! Но ни в одной из них нет точного ответа на вопрос: что же надо изменить? – потому что точного и правильного ответа быть не может. Мир сам по себе улучшается с каждым днем, с каждым мигом прожитой жизни. И задача человека – помогать ему в этом.

Если бы я была богом, всемогущим и всевластным, я бы оставила мир таким, какой он есть. Пусть люди сами придут к своей мечте – лучшей жизни!
Буквально через несколько дней – новое задание: ответить на вопрос “Чего я хочу в жизни больше всего?” Вот некоторые отрывки из мыслей Я - души.

“ Чего я хочу в жизни больше всего? – наверное, счастья, как и многие люди. Но это желание слишком абстрактное. Этимологичеки слово “счастье” близко по значению к наречию ”сейчас”, то есть обозначает то-то временное, преходящее. И действительно, нельзя же быть счастливым всегда. Если бы я была постоянно счастлива, честно говоря, мне было бы тогда скучно жить. Получается, что всегда счастливой я быть не хочу. Так чего же я желаю? Больше всего я хочу жить! Не в том смысле, что мне жалко свою жизнь, напротив, я бы с легкостью отдала ее за другого человека или за мир на земле, если бы от меня что-то зависело. Я имею в виду, что хочу жить не как биологическое существо, а как разум и душа. Я хочу общаться с людьми и природой, узнавать новое, думать и чувствовать. Как писал А.С.Пушкин, “я жить хочу, чтоб мыслить и страдать”. И не важно, что жить трудно, что порой кажется, будто все и вся настроены против тебя, - я хочу жить! Больше всего на свете”.

Вдохновленная этой мыслью, Я - душа даже написала стихотворение:

Она явилась из тумана,

Она пришла из-за угла,

Достала руки из кармана

И мне билетик подала.

“Тебе пора, пойдем со мною,

Не бойся, крошка, не кричи

И не качай ты головою, -

Мне лучше знать. А ты молчи!”

Тогда упал я на колени

И попросил ее: “пусти,

Оставь хотя б еще мгновенье –

Родным моим сказать ‘прости’”

“Ты хочешь жить?” – она спросила.

И я ответил: “Может быть.

Когда б ты веру воскресила,

Что я еще могу любить,

Что не черства душа нагая,

Что не погас огонь в глазах,

Что жизнь прекрасная такая –

Не стоит жать на тормоза”.

И Смерть сказала: “Ладно, что же,

Не буду душу твою брать,

Ведь не успел еще ты тоже

Все жизни прелести познать.

Вот как поймешь ты, что такое

Любить, когда горят огнем

Сердца, лишенные покоя,

Стучащие и в ней, и в нем,

Когда полюбишь жизнь безмерно,

Что жалко будет потерять,

Тогда уж время будет. Верно:



Тогда к тебе приду опять”.
Через несколько дней Я - разум и Я - душа снова встретились. За чаепитием речь зашла об учителях (уж лучше бы не заходила). Я - разум вспомнил, что все его учителя были невероятно вредными и противными, они задавали очень много уроков и спрашивали очень строго. Я - разум их всех не любил и вздохнул с облегчением, лишь только вырвался навсегда за порог школы. Однако у Я - души ситуация была совсем другой. Училась она легко и охотно, были и любимые учителя.

  • Мои самые любимые – по русскому, английскому и немецкому языкам. Хотя по всем предметам я учусь на “отлично”, эти три мне нравятся больше всего.

  • А какие у тебя отношения с любимыми учителями?

  • Конечно, хорошие! Они все такие разные: одна – импульсивная, энергичная и строгая – просто “бешеный” характер; другая – уравновешенная, рассудительная и спокойная; третья – эмоциональная, лояльная. И все со своими странностями, со своими “тараканами в голове”.

  • И как же тебе удается поддерживать хорошие отношения с такими непохожими на тебя и друг на друга людьми?

  • Мне ни просто очень нравятся, поэтому общение с ними мне дается легко. В основном, никаких стратегий нет: отношусь к ним, как ко всем людям. Стараюсь не обижать, не огорчать, не обманывать.

  • Твои любимые учителя много для тебя значат?

  • Да, несомненно. Педагог (если он хороший педагог), как врач, лечит человека, но не тело, а душу; а уж если учитель нравится – еще лучше, ведь тогда внимательнее прислушиваешься к его словам, больше принимаешь от него ценного.

  • А кто еще из взрослых значимый для тебя?

  • Родители, безусловно. К ним я отношусь с большим уважением, хотя, признаюсь, не всегда слушаюсь их советов. Мне иногда кажется, что, несмотря на свой более богатый жизненный опыт, они не понимают некоторых вещей, так как воспитаны в другое время, в другую эпоху. Поэтому я стараюсь научить их тому, что знаю сейчас я. Таким образом, у нас получается своеобразное взаимообучение.

  • Бабушка и дедушка тоже, наверное, много для тебя значат?

  • Да, но не в образовании, ведь они жили в советское время, а тогда были совсем другие ценности. Они не всегда понимают современную молодежь и вообще законы жизни 21-го века. Я очень люблю бабушку и дедушку и поэтому стараюсь не расстраивать их и не тревожить по пустякам. У них была тяжелая жизнь, пусть хоть в старости они не будут тревожиться за своих детей и внуков.

  • Ты права, это наш долг перед старшими поколениями.

Таким образом, разговор плавно перешел на тему долга и обязанностей.

  • Как ты думаешь, что является твоей важнейшей обязанностью? – спросила Я - душа.

  • Я думаю, главная – это уважать и защищать природу, Родину и родную мать. Им я обязан своей жизнью. Они научили меня любить и верить, понимать и сострадать, бороться за мир, истин и свободу, защищать слабых и помогать нуждающимся. Благодаря им я стал тем, что я есть сейчас - ЧЕЛОВЕКОМ.

  • Понятно, я с тобой полностью согласна. Мы в долгу перед природой и матерью, что подарили нам жизнь, и перед Родиной – что воспитала в нас Человека.

Я - разум и Я - душа еще не раз встречались и говорили на самые разнообразные темы. Благодаря этим философско-психологическим разговорам их отношения вскоре переросли в самую нежную и крепкую дружбу.

А теперь небольшие комментарии. В мою работу не вошли ответы на вопросы “Что такое я сам?”, “Какие мои качества нельзя изменить?” и “Как, почему и из чего складываются мои отношения с миром и т.д.?” И это не потому, что они не вписались в сюжет. Просто я хотела бы поговорить о них отдельно. Конечно, на эти вопросы следовало бы ответить в начале повествования, но тогда, я думаю, было бы не интересно читать дальше. Мне кажется, что другие вопросы итак дали довольно полное представление обо мне. Остается лишь обобщить и немного дополнить его. Поэтому я отвечаю на эти вопросы именно сейчас, а не раньше.


Что такое я сам?

Родилась в Тамбове, учусь в 11 классе Муниципального Общеобразовательного Лицея № 14. Очень люблю свой класс и свою школу, несмотря на некоторые странности в образовательной программе.

Больше всего люблю читать книги, классику, например (только не так, как ее преподают в школе). В последнее время увлеклась поэзией, особенно 20-го века. Самый близкий мне поэт – Сергей Есенин, с его “пронзительными” стихами о природе и Родине. Недавно сама начала писать стихи (некоторые вы уже видели). Их пока мало, и тематика не очень разнообразная, но друзья говорят, что стихи хорошие. В будущем надеюсь продолжать свое творчество. Кто знает, может быть, стану известным поэтом или писателем? А вообще я очень хочу стать министром или президентом. Наш учитель по обществознанию говорит, что сейчас у России есть все, чтобы выбраться из той “ямы”, в которой мы находимся, - наука и техника, ресурсы, культура, огромный интеллектуальный потенциал русских людей вместе с исторически сложившимися добродушием, щедростью и терпеливостью, - не хватает только желания самого народа и людей, руководящих им, то есть правительства и президента. Я хочу помочь России преодолеть этот кризис.
Кроме этого я люблю общаться со своими друзьями (у меня их много – в школе и не только). С моей лучшей подругой Юлей мы говорим на самые разные темы: начиная с простого обсуждения домашнего задания и до острых социальных и политических проблем. Часто говорим на нравственно-психологические темы, о смысле жизни, например.

В этот день рождения она подарила мне открытку со стихотворением, написанным ей. Я думаю, это стихотворение как нельзя лучше раскрывает особенности моего характера и наших отношений:

Всегда поможет, объяснит,

Примеры сложные решит,

Ответит на вопрос любой,

Нам не найти такой другой.

Проблемы есть у всех у нас,

Она решит их в тот же час,

По полочкам разложит все

И много сделает еще.

И в школе каждый ей гордится,

Недаром “мозгом” все зовут,

Всегда ведь сможет отличиться.

Хочу сказать: все правда тут.

Конечно, может накричать

И словом страшным обозвать,

Но знаю я: она любя,

Я не обижусь на тебя.

С ней спорить – праздник для меня, Нельзя ведь победить тебя.

Ты все детально мне расскажешь,

А если надо, и покажешь.

Хочу тебе сказать одно:

Бывает в жизни и добро,

Бывает счастье и удача,

Когда никто, никто не плачет,

Не будешь плакать скоро ты,

И расцветут в душе цветы.

Конечно, здесь мой образ немного идеализирован, но, как говорится, “из песни слов не выкинешь”, это ее искреннее мнение обо мне.

Вот, наверное, и все, что я хотела бы дополнить о себе(я написала бы и больше, но, по-моему, уже слишком много бумаги и чернил израсходовано, да и читать становится скучно…).
Как, почему и из чего складываются мои отношения с миром, с природой, обществом, культурой, другими людьми? Я уже писала в предыдущих вопросах о том, что общение с окружающим миром, как живым, так и неживым, играет для меня очень большую роль. Именно посредством общения я узнаю окружающих и в большей степени себя саму. Мне нравится общаться с различными людьми, узнавать их, открывать для себя что-то новое в человеке. Я человек неконфликтный, легко идущий на компромиссы, поэтому отношения с людьми у меня, в основном, складываются хорошо.

Культура, на мой взгляд, одна из самых интересных сфер человеческой жизни. К тому же в ней столько прекрасного: это и “Я вас любил…” Пушкина”, и ”Февральская лазурь” Грабаря, и Гимн России, и здание Московского Кремля на Красной площади, и многое, многое другое. Всю красоту своей души народ вкладывает в произведения искусства – это формирует культуру. Неужели не интересно познать всю эту красоту? Мне, например, чрезвычайно интересно. Если бы у меня была возможность, я прочитала бы все-все-все книги, просмотрела все фильмы и театральные постановки, посетила все музеи и выставки и узнала все о мировой культуре. Но так как, к сожалению, знать все не возможно, я стараюсь узнать как можно больше.

К природе у меня особенное отношение: что-то внутри меня не позволяет принести вред такому же, как и я, живому дереву, беззащитному насекомому. Мне кажется, что, несмотря на свою силу Творца жизни, природа оказалась слабой перед лицом человека. Я чувствую огромную ответственность перед ней. Поэтому я очень обеспокоена состоянием окружающей среды и ее защитой.
Какие мои качества нельзя изменить? Я думаю, человек может изменить в себе многое, если очень сильно захочет. Но все-таки во мне остаются неизменными два качества: это оптимизм и любовь к Родине и природе. Последнее, по-моему, заложено во мне генетически. Русский человек просто не может не любить их – иначе он не достоин называться Человеком. Мое отношение к Родине очень точно выражают строки Сергея Есенина:

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю”,

Я скажу: ”Не надо рая –

Дайте Родину мою!”

Моя любовь не изменится, несмотря ни на что.

Что же касается оптимизма, то, я считаю, это качество необходимо в современной жизни. Чуть только человек теряет веру в победу и лучшее будущее, он становится уязвимее. Тогда проблемам и несчастьям очень легко победить его и сделать своим рабом. Я же не могу позволить кому-то или чему-то ограничить свою бесценную свободу! Поэтому оптимизм – самое сильное мое качество, и он непоколебим, в какие бы жизненные обстоятельства я не попала.

Почему я решила принять участие в психологической олимпиаде?

Я уже говорила в самом начале, что олимпиада мне понравилась сразу. Вопросы показались мне очень интересными и необычными. Только увидев их, я поняла, что придется напрячь “серые клеточки”, чтобы выразить именно то, что я хотела бы сказать. Думать я любила всегда, а уж если надо думать о себе – тут уж никакого сомнения, что мне это интересно. Лишний раз заглянуть внутрь себя - никогда не вредно – это первая причина.

Вторая – мне очень нравится психология и все, что с ней связано: игры, задания, олимпиады. По-моему, психология – это наука будущего, и в наши дни ее значение стремительно растет. Эта олимпиада дает мне шанс выше подняться по ступеням познания человеческой души.

Третья причина – я очень люблю всякого рода олимпиады (уже во многих принимала участие). Большее удовольствие мне доставляет не победа (хотя победа – просто прекрасно), а участие – сам процесс выполнения заданий.

Таким образом, цель моего участия – само участие. Я надеюсь с помощью этой олимпиады узнать больше о себе (уже по первым 12 вопросам я открыла в себе огромное множество неизвестного ранее, разгадала пусть не большую, но все-таки часть загадок, которые таит моя душа). Конечно, я рассчитываю на победу (вера в мои силы меня никогда не покидает), но если я не одержу победу, я не очень огорчусь, ведь я получу больше, чем ”ценный приз” или грамоту – это лишь формальности. Я приобрету большее – знания, это лучший показатель прогресса человечества. Чем больше мы знаем, чем выше мы по развитию наших предков.

И последнее: мой неконкретный вопрос участникам олимпиады. Как вы думаете, дорогие участники, что таят в себе неиспользуемые 85-90 % человеческого мозга? Ведь даже у самых умных людей человечества в работе только минимум 10-15 % мозга. Что же может Сверхчеловек с его таинственным ”серым веществом”?

Была очень рада рассказать вам о себе.



С уважением, Петрунина Оксана.
Каталог: olimp
olimp -> Кого из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» можно назвать умным человеком?
olimp -> Критерии и методика оценки выполненных олимпиадных заданий
olimp -> Сочинение-рассуждение
olimp -> "Физическая культура и спорт как социально – культурное явление" Руководитель школьной странички Интернет-проекта «Самара спортивная»
olimp -> Департамент Образования города Москвы Московская городская научно-практическая конференция школьников по экономике «Шаги в экономическую науку» «нейронные сети. Их применение
olimp -> Вопросы для участников – учащихся 7-8-х классов: Предмет социологии как науки
olimp -> Жизнь и творчество Мухамедиярова Мифтахетдина Мухамедияровича


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница