Оганезова Анжела Размиковна



Скачать 61.07 Kb.
страница1/2
Дата05.05.2018
Размер61.07 Kb.
  1   2
    Навигация по данной странице:
  • Key words

Оганезова Анжела Размиковна

Заместитель декана факультета журналистики

по международным связям

Удмуртский государственный университет

г. Ижевск, Россия
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Abstract

The article examines issues of social and psychological adaptation of international students in the academic environment.



Key words: social and psychological adaptation, academic mobility
В процессе переезда и адаптации на новом месте студенты испытывают множество трудноразрешимых социальных, педагогических и психологических проблем и нуждаются в педагогической поддержке. В связи с этим чрезвычайно актуальной становится проблема социально-психологическая адаптации иностранных студентов в системе образования. Учащимся приходится адаптироваться не только к кардинальным изменениям во всех сферах жизни на новом месте, но и к учебной ситуации: многообразие образовательных учреждений с различной направленностью, наличие разных программ и учебников, чрезмерные учебные нагрузки, незнакомый коллектив и т.д. От успешности адаптации зависит физическое и психологическое состояние личности.

Понятие «адаптация» традиционно является одним из основных компонентов категориальной системы современной науки. «Психологический словарь» дает следующее определение «адаптация – приспособление к окружающим условиям» [1]. Психологический аспект адаптации означает «приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами» [1]. О.И. Зотова и И.К. Кряжева отмечают, что «адаптация личности в социальной среде включает социальную и социально-психологическую адаптацию, последняя в свою очередь осуществляется


на разных уровнях – общества, трудового коллектива, непосредственного социального окружения, личной адаптированности. Социально-психологическая адаптация личности неразрывно связана с социальной адаптацией, которая является одновременно и условием, и показателем ее успешности» [2].

Понятие «адаптация» часто используется и в психологических концепци­ях (в психологии ощущения и восприятия, в гештальпсихологии, в концепции Ж.Пиаже и др.). Ряд авторов выделяет типы адаптации (И.Б. Дерманова,


Е.В. Каганкевич, М.А. Шабанова и др.), признаки и критерии адаптированности (И.К. Кряжева, Л.Л. Шпак и др.), стадии процесса адаптации (Ф.Б. Березин, Л.В. Корель, И.А. Милославова, Т. О. Паршина, Н.С. Хрусталева и др.), важность при адаптации такого качества, как терпимость (А.А. Реан и др.).

Нельзя не согласиться с точкой зрения О.Л. Проскуряковой, что при изучении социальной адаптации нежно исходить из рассмотрения ее как процесса, происходящего на двух взаимосвязанных уровнях - институциональном и личностном одновременно. Два этих уровня исследования не совпадают


по своему содержанию, однако относительно личности имеют не только раз­личие, но и единство. На личностном уровне социальная адаптация человека отражает как генетическую связь с общебиологическими, так и с социально-психологическими процес­сами, формирующимися в процессе жизнеде­ятельности человека. Что касается институцио­нального уровня, то здесь адаптация отража­ет моменты, связанные с государственной потребностью
в самосохранении, жизнедеятельности, развитии индивида и общества [3].

В общем виде социальная адаптация - это деятельность, направленная


на оптимизацию взаимоотношений человека с окружающей сре­дой и состоящая в оценке ситуации и коррекции на этой основе, как поведения человека, так и состояния окружающей его социальной среды. Основным способом адаптации является принятие личностью норм и ценностей новой социальной среды (групп, коллективов, орга­низаций, территориальных общностей,
в которые приходит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формаль­ных и неформальных связей, стиля руковод­ства, семейных и соседских отношений). Оно раскрывается через категории социальной нор­мы, ценности, личностных и общественных интересов, социальных функций.

Социальная адаптация может протекать в активной или пассивной форме, но чаще всего в той и другой одновременно. Активная форма социальной адаптации характери­зуется тем, что субъект, воздействуя на социальную среду, стремится ее изменить (подо­гнать под уже сложившиеся у него представ­ления о нормах и правилах социального по­ведения). Зачастую в полной мере сделать это не удается потому, что сложившаяся соци­альная среда также стремится сохранить стабильность социальных норм и правил пове­дения, и, кроме того, она состоит из индивидов, которые эти нормы уже приняли и


не собираются их коренным образом изменять.

Другой способ адаптации - пассивно воспринять все нормы и правила поведения той социальной группы, в которой индивид оказался. Для этого нужно полностью пересмотреть свои взгляды и убеждения, что до­вольно сложно, и начать жить по нормам и правилам, установленным в данном обще­стве, ближайшем социальном окружении [3].

В структуру социальной адаптации вклю­чаются: информационное обеспечение, обеспечение жильем, социаль­ное и медицинское обслуживание
в значитель­ных объемах, социально-психологическая поддержка.

В качестве обобщающего критерия оценки уровня социальной адаптированности студентов на современном этапе может выступать такой показатель, как степень удовлетворенности человека условиями и качеством новой жизни. При этом берется в рас­чет не только материальный, но и духовный аспекты. Однако в силу сложившейся ситуа­ции в обществе, нравственной деградации и обесценивания прежних духовных ориенти­ров данный показатель может использовать­ся в современной практике лишь


с должной корректировкой.

Вопросы педагогической поддержки студентов в инокультурной социально-педагогической среде достаточно значимы, при отсутствии правильно выбранных методик, вхождение в новую социальную среду ведет к нарушению с ней, которое выражается в изменениях эмоциональной и социальной сфер.

Процесс социально-психологической адаптации студентов происходит
в течение достаточно длительного периода. Сроки и скорость в данном случае зависят от следующих трех групп факторов:

1) степени различия между поселениями, от которого происходят и куда вселяются, от условий и возможностей, которыми располагает город для их закрепления;

2) социальных и демографических характеристик, к которым относятся социальное положение и происхождение, уровень квалификации и образования, возраст, семейное положение, ценностная ориентация;

3) специфики мотивации личности.

Если говорить непосредственно о специфике социально-психологической адаптации российских студентов, то она зависит от места проживания студента, его социального и этнического окружения. Если в крупном мегаполисе студенты одной этнической группы проживают компактно, то их социально-психологическая адаптация к новым условиям жизни низка. Исследователями выделяются два основных типа проживания иностранцев   компактный и диффузный. Первая группа, общаясь только со своей этнической группой, плохо адаптируется к новой социальной среде, вторая – вынуждена общаться с окружающим ее социумом легче и быстрее адаптируется при положительных условиях.


Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница