Одаренные дети и компьютеры



страница1/2
Дата09.03.2018
Размер37.5 Kb.
  1   2

Одаренные дети и компьютеры

Бабаева Ю.Д. (МГУ им. М.В.Ломоносова)

В последние годы интерес к изучению проблемы одаренности в нашей стране существенно усилился. Вместе с тем проблематика выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (ИТ), а также изучения роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей оказалась малоизученной, несмотря на всю ее актуальность. С нашей точки зрения, в этой области целесообразно выделить три взаимосвязанных направления.

а) Разработка эффективных методов использования компьютеров в процессе обучения и развития одаренных детей.
б) Создание научно обоснованных методов выявления детей и подростков, проявляющих одаренность в сфере ИТ.
в) Выявление позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей.

1. Роль компьютеров в обучении и развитии одаренных учащихся.

Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований (М.Коул, С.Пейперт, А.В.Беляева, С.Л.Новоселова, Ш.Текл и др. Однако в указанных работах, как правило, не учитываются особенности обучения и развития Одаренных учащихся. Вместе с тем игнорирование этих особенностей может резко снизить эффективность соответствующих компьютерных программ. Многочисленные исследования показали, что процесс обучения одаренных детей характеризуется ярко выраженной спецификой. Эти дети в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых.

Они проявляют высокую самостоятельность в процессе познания, широко используют "саморегуляционные стратегии" обучения и легко переносят их на новые задачи. Ряд специалистов в области одаренности отмечают, что мера "автономного самообучения" может выступать в качестве своеобразного индикатора, указывающего на наличие выдающихся способностей (Дж. Фримен, Р.Ризенберг, Б.Циммерман, Б.Шоэ, Л.Каневски и др.).

Можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. В традиционных обучающих программах приобретение знаний, навыков и умений, развитие когнитивных процессов, как правило, оттесняет на второй план проблемы развития креативности и коммуникативных способностей. Наши исследования показали, что подобный подход недопустим при обучении одаренных учащихся, поскольку он может усиливать диссинхронию в их психическом развитии. Таким образом, возникает необходимость в создании принципиально новых компьютерных обучающих, и развивающих программ для одаренных школьников, широко использующих новейшие тенденции в развитии ИТ (в том числе методов дистантного обучения).




Каталог: files -> File
File -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
File -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
File -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
File -> Реферат на тему «Древнегреческий математик Пифагор и нумерология»
File -> Реферат Великие математики древности: Пифагор, Евдокс, Архимед
File -> Пояснительная записка Экзамен по дисциплине «Онтология и теория познания»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница