Обсуждение темы круглого стола: Вопросы для обсуждения на круглом столе: • Какие задачи в области духовно-нравственного воспитания стоят перед школой сегодня?



Скачать 113.9 Kb.
страница1/3
Дата17.08.2018
Размер113.9 Kb.
  1   2   3

Круглый стол «Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, поиски, перспективы»

12 марта 2015 года

Обсуждались важные вопросы совместной работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Обсуждение темы круглого стола:

Вопросы для обсуждения на круглом столе:
• Какие задачи в области духовно-нравственного воспитания стоят перед школой сегодня?


  • Курс «ОРКСЭ»

• Учитель, преподающий в ОУ предметы духовно-нравственного цикла должен быть обязательно верующим

• Как Вы считаете, введение предметов ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР в ОУ способствует духовному росту детей?

• Насколько важен пример личного участия педагога в жизни Церкви в деле воспитания современных детей и подростков.

• Какие граждане страны нужны государству? Каков социальный заказ общества? (из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России)

• Можно ли воспитать духовно-нравственную личность, патриота в современной школе?

• Как Вы считаете, организация воспитательной деятельности в современной школе, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию?

Подведение итогов круглого стола.

Ход заседания

1. Скрипникова Т.Ю. Я хочу начать работу нашего круглого стола со слов Президента РФ В.В. Путина «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и огорчения. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в ДЕТСТВЕ, в школьные годы.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания:



  • во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

  • во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности;

  • в-третьих, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

  • Общеизвестно, что школа должна не только создавать благоприятные условия для овладения учащимися основами научных знаний, но и формировать личность школьника, развивать его физические, умственные и духовные силы. Продуктом системы образования в качестве ориентира принимается высококвалифицированный специалист, гражданин России, личность с развитыми духовно-нравственными потребностям.

  • Новая роль учителя, как нравственного, духовного наставника в жестком мире, требует от него воспитания у учеников человечности.
    На современном этапе развития социально-экономических отношении в обществе наблюдается общекультурный кризис, характеризующийся огромным потоком, обрушившимся в первую очередь на молодёжь, часто не имеющей духовно - нравственной основы . Недостаточное общение детей с высоким искусством, синтезирующим культурно-исторический опыт и формирующим «здоровую» гуманитарную среду для духовно-нравственного восприятия мира, приводит к изменениям в системе ценностей размыванию чётких границ между добром и злом, нравственным и безнравственным.

  • Это объясняет то негативное, что есть в современном обществе, возрастание наркомании, алкоголизм, рост преступности.

Мы не выживем физически, если погибнем духовно, особо актуализирует проблему духовного воспитания подрастающего поколения.

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

2. Дурягина А.В. Примером важности духовно-нравственного воспитания в школьной образовательной практике на государственном уровне является создание пректа введения в учебные планы предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Но введение этого курса вызвало волну споров, высказываются опасения по поводу нового предмета: возможны противопоставления детей друг другу по признаку вероисповедания, несоответствие уровня личного развития учителя преподаваемым ценностям, в случае углубленного изучения религии возможно ощущение у детей навязывания. Но, несмотря на это большинство с одобрением принимает введение данного курса, оценивая его как «необходимый», но высказывают замечания по поводу его содержания. Вот уже несколько ведется в нашей школе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объёме 34 часов и состоит из шести модулей и это дает право выбора для детей и их родителей. Издательством «Просвещение» выпущены учебные пособия для учащихсяся, книга для родителей, книга для учителя, учебные программы, а также электронное приложение к учебникам всех модулей. Огромная предварительная работа проводится в школе прежде чем родители выбирают модуль:
— родительские собрания по разъяснению данного курса;

— представление накопленного опыта по ведению ОПК в районе и крае;

— участие детей и родителей в конкурсах, викторинах, олимпиадах и акциях по ОПК.
В настоящее время содержание образования в общеобразовательных учреждениях регулируется федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО, ФГОС ООО). Рабочие программы и планирование учителя составляют с учетом нормативных документов и методических рекомендаций. Учебниками ОУ обеспечены полностью. Курс ОРКСЭ носит культурологический характер и не предусматривает обучению религии (преподаванию вероучения). Учебный предмет несет больше воспитательный характер. А воспитание дело непростое, всегда возникают проблемы, вопросы и у учителей и у детей и у родителей. Вопросы были и вначале введения курса и сейчас. Предмет оказался нужным, но сложным, «трудноидущим» — учителю требуется качественная проработка материала и огромная подготовка к каждому уроку.
Необходимо сделать эти уроки более живыми и интересными, недостаточно простого рассказа, необходимо использовать мультимедийные средства на уроках ОПК. Некоторые уроки по курсу ОРКСЭ могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Использование регионального компонента будет способствовать решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к традициям, культурному наследию своей малой Родины и формированию порядочного, честного, достойного гражданина своего Отечества. Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. проектная деятельность учащихся в рамках урока «ОРКСЭ».

Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочуствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться СЕГОДНЯ.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет:


  • характер современного национального воспитательного идеала;

  • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым национальных задач.



Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница