Общий обзор исторических стилей ХХ века. Направления и тенденции музыки ХХ века



страница1/11
Дата15.03.2018
Размер0.55 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Общий обзор исторических стилей ХХ века. Направления и тенденции музыки ХХ века.
Прежде чем рассматривать непосредственно тенденции, которые наблюдались в рамках ХХ столетия, необходимо познакомить читателя с общими закономерностями искусства, и трактовкой его в настоящее время. Следует понимать, что искусству (в противовес другим формам человеческой деятельности, среди которых наука, политика, религия, трудовая деятельность и др.) сегодня поклоняются как никогда.

На Всемирном философском конгрессе в 1985 году уважаемым учёным-делегатом была высказана следующая мысль: «Искусство – вызов философии. Музыка говорит больше, чем философия». Музыкальное искусство стало в ХХ веке не только вызовом философии, но и заменило многим религию. На этом же конгрессе А. Фламм отметил в своём докладе, что «искусство – это религия современного человека».

Искусство является частью культуры. Что же такое культура? По сути, культура это то, как человек представляет себя в окружающем мире. Поэтому, характеризуя деятельность и ценности каждого отдельного общества, говорят «христианская культура» (где человек видит себя творением Бога) или «языческая культура». В более узком смысле культура – это выражение своих представлений о жизни во всех формах человеческой деятельности. Закономерно то, что культура христианских народов более развита, нежели культура народов языческих, отмеченная синтезом всех видов деятельности и существующая под знаком идолопоклонства.

Следует понимать, что искусство взаимодействует с другими видами культуры, из которых наиболее существенные религия и политика. Иногда эти другие виды подчиняют себе музыку. Часто они взаимодействуют. Например, в Средневековье основная форма культуры – христианская религия. Все другие виды и формы культуры (особенно искусство, и музыка в частности) подчинены ей, взаимодействую с ней. Музыка представлена практически только церковными и народными жанрами.

XVI-XVII века – всё подчинено науке. Происходят различные научные открытия (гелиоцентрическая система мира Николая Коперника, великие географические открытия), положено начало научной медицине и анатомии; наблюдается развитие технологий (пушки, порох и т.п.). В наши дни всё себе подчиняет политика, идеология – именно им подчинена культура. Под маской демократии скрывается разрушение человеческой личности, синкретизм, экуменизм, тотальная свобода и толерантность.

Если в эпоху Возрождения над духовностью преобладал разум, то в ХХ веке, человек, познавая мир, постепенно переложил работу своего разума на компьютер. Человек подчинил свою жизнь одной идее – безопасность и самосохранение. Он менял реальность, менял окружающую среду, но понял, что бессилен поменять себя. В итоге человек пришёл к тому, что его разум ограничен, и вернулся к поискам связей и контактов с высшими духовными силами – практике, корни которой уходят ещё в язычество. Человек снова заинтересовался духовностью в самых широких смыслах этого слова (разумеется, часть общества – причём всегда меньшая – сегодня представлена и рациональным атеизмом).

Данную тенденцию можно проследить в основных темах и образах, на которые опиралось искусство прежних эпох от Рождества Христова.

Первая тема в античном искусстве – душа и тело, появилась в Древней Греции после становления христианства.

В Средневековье основная тема – Бог и человек.

Тема эпохи Возрождения – человек как центр Вселенной, духовно самодостаточен.

Одна из тем романтизма – человек и Вселенная, их взаимосвязь и сопоставление, разочарование в смысле жизни.

В современном искусстве наиболее важной является тема определения смысла человеческого бытия, человеческое «Я». Ещё одна актуальная к XXI столетию тема – отношение общества к культуре и искусству. Здесь противопоставляются две тенденции: отказ от искусства, которое навязчиво воспитывает и изменяет человека; или добровольное погружение в искусство как в альтернативную реальность – например, музыка или кино.

Начало ХХ века отмечено сложностью и пестротой музыкальных явлений, расцветом стиля «модерн», прежде всего, в русской музыке. Наблюдается многообразие и противоречивость путей развития зарубежной музыки. Это обусловлено тем, что искусство развивается в контексте бурных исторических процессов: социальные конфликты на Западе, революция в России, две мировые войны, боязнь ядерной катастрофы, технический прогресс.

Если вкратце перечислить ведущие музыкальные направления, то ими будут: поздний романтизм, импрессионизм и французские композиторы, экспрессионизм  и неоклассицизм, неофольклоризм и рождение джаза, музыкальный авангард и новации, неоромантизм («сухая» лирика), минимализм и электронная музыка. 

Множество нововведений в искусстве были напрямую связанны с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. Новые социальные условия не только оказали воздействие на всю культуру в целом, но и породили новое искусство – авангардизм (от фр. авант – передовой и гард – отряд), или модернизм (от лат. модернус – новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются все художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших отказ от традиций и свободу выражения как основу своего творческого метода.

В искусстве деятели творчества получили исключительное право на эксперимент. В первой половине века публика была ошеломлена непомерным эпатажем многих произведений искусства (которые впоследствии стали современной классикой). Один из ярких примеров – реакция лондонской публики на пьесы для оркестра Шёнберга: «Если это вообще музыка, то эта музыка будущего, и мы надеемся, далёкого будущего». Фольклорные эксперименты Бартока воспринимались, как крайняя дерзость не только слушателями, но и композиторами.

Новый взрыв экспериментов потряс музыкальное искусство с середины века. Особенно необычным явлением, обладающим подчёркнуто экспериментальным характером, явилась электронная музыка, вызванная научно-технической революцией. Как это ни удивительно, но именно академические композиторы первыми заняли данную творческую нишу. Однако ожидания в области электронной музыки не сбылись, и многие композиторы заняли по отношению к ней критическую позицию. Быстро обнаружились и уязвимые места многих авангардных сочинений, которые представляли чистую структуру. Вот как музыковед М. Лобанова характеризует ХХ век с его музыкальными поисками: «Композитор вынужден метаться между необходимостью следовать модам в искусстве, не отставать от них, и в то же время, избегать их, ускользать от шаблонов. Эти поиски не приносят ничего, кроме вырождения и омертвления».

Художественная культура переживала невиданный до сих пор грандиозный распад на резко различные движения. В этих бурных и многочисленных направлениях можно выделить несколько основных: фовизм, экспрессионизм, абстрактивизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, пуризм, орфизм, конструктивизм (более подробно данные стили будут рассмотрены ниже, в статье «Мышление модернизма»). Однако, несмотря на их внешнюю разность, все они отражали дух времени.

С точки зрения культурно-исторического значения среди направлений авангардизма есть глобальные, и узколокальные. К глобальным направлениям,  резко повлиявшим на ход и развитие художественной культуры, можно отнести абстрактное искусство, конструктивизм, сюрреализм, концептуализм, живопись Пикассо. В музыке это додекафония и алеаторика.

Авангардизм расшатал и разрушил традиционные эстетические нормы (понимание правильного и прекрасного в музыке) и принципы, формы и методы художественного выражения. Его открытия были часто основаны на самых новых достижениях науки и техники (например, изображение поезда движении или работающей атомной электростанции; принципа физической диффузии и т. п.), что подготовило переход искусства в новое качество. Сегодня уже ясно, что большинство представителей авангарда создали преходящие, имевшие чисто экспериментальное значение произведения, лишённые особой художественно-эстетической ценности.   Этим авангардизм выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и в основном завершил своё существование в качестве некоего глобального феномена в 60-70-е гг.

К музыкальному авангардизму относят обычно так называемую конкретную музыку, основанную на свободе тоновых созвучий, а не на гармоническом ряде: соноризм, электронную музыку. Первые поиски в данном направлении были предприняты ещё в самом начале  ХХ века русским композитором-символистом А. Н. Скрябиным, который мыслил музыку в цветовой гамме, строил своё творчество в рамках символизма с его расплывчатостью линий, панически боялся смерти и избегал реальности.

* * *


Перед тем как непосредственно приступать к изучению музыкальных стилей в искусстве ХХ века, предлагаем выделить общие признаки, которые касаются музыкально-выразительных средств. Как уже было отмечено выше, композиторы-модернисты отказались от традиций и норм прошлого. Многие аспекты музыки, начиная от лада и мелодии, и вплоть до ритма и звукоизвлечения подверглись переосмыслению (точнее – искажению), что закономерно на фоне происходящих вокруг событий и общественного сознания, которое было так же разрозненно, как и многочисленные течения в искусстве.


Каталог: Public -> Учебники -> МАТЕРИАЛЫ%20%20(для%20бесед%20о%20музыке) -> 1.%20СТИЛЬ%20в%20музыке -> 2.%20АКАДЕМИЧЕСКИЙ
Public -> Учебное пособие «Теория государства и права в вопросах и ответах»
Public -> О. А. Сапрыкина Кафедра иберо-романского языкознания Португальская национально-культурная идентичность в дискурсивной парадигме
Public -> Генерала юденича
Public -> Учебно-методический комплекс по дисциплине деловые коммуникации специальность 080111. 65 Маркетинг Форма обучения очная, заочная
Public -> Доклады и материалы Выпуск 10 Москва
2.%20АКАДЕМИЧЕСКИЙ -> Философия романтизма


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница