Общие представления об естествознании



Скачать 491.94 Kb.
страница1/6
Дата12.04.2018
Размер491.94 Kb.
ТипКраткое содержание
  1   2   3   4   5   6

Наименование дидактической единицы ГОС

N задания

Тема задания

Краткое содержание

Общие представления об естествознании

1

История

естествознания

Стадии развития: естествознание прошло три стадии и вступило в четвертую.

1) Стадия древнегреческой натурфилософии (.VI в. до н.э – XV век н.э.)- непосредственное созерцание природы как нерасчлененного целого; охватывается верно общая картина, но совершенно неясны частности; это стадия «синкретических» знаний, которая была вместилищем мифов, легенд, идей и догадок.

2) Аналитическая стадия (XV-XVI в.- середина XIX в.) - идет расчленение и выделение частностей, приведших к возникновению и развитию физики, химии, биологии и ряда др. естественных наук. Осуществляется анализ природы, идет процесс дифференциации, расчленение науки на части, выделение и изучение отдельных вещей и явлений, поиски отдельных причин и следствий, выделение составных частей сложных химических веществ; но за частностями исчезает общая картина универсальности связи явлений.

3) Интегральная стадия (середина XIX в.- середина XX в.) - начинается воссоздание целостной картины на основе уже познанных частностей путем приведения в движение остановленного, оживления омертвленного, связывания изолированного раньше, то есть на основе фактического соединения анализа с синтезом. Зарождается собственно естествознание.



4). С середины XX в. по настоящее время проявляется тенденция к интеграции наук при этом идет дальнейшая дифференциация научного знания (создание узких областей), эту стадию называют интегрально-дифференциальной..

Периоды в истории естествознания

Первый период - натурфилософский (зарождение элементов будущего естествознания) - характерен для древности VII –.VI в.в. до н.э. – I век н.э. В целом техника была еще слабо развита, хотя имелись уже отдельные выдающиеся технические достижения. Начали складываться в самостоятельные отрасли знания статика, астрономия и обслуживающая их математика Позднее стала выделяться химия (в форме алхимии). Анатомия, медицина, физика находились в зачаточном состоянии. Все естественно-научные знания входили в единую недифференцированную науку – натурфилософию. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская наука).

Второй период - естествознание средневековья (до середины 15 века) характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука стала придатком теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники совершался медленно. Техника не нуждалась в систематическом изучении природы и не оказывала заметного влияния на развитие естественно-научных знании, но и в это время шло накопление новых фактов, подготовивших переход к следующему периоду.

Третий период - классическое естествознание Нового времени начинается со времени становления капитализма в Западной Европе (со 2-й половины XVI века до конца XIX века). Естествознание этого периода революционно по своим тенденциям и механическим по сути. Здесь выделяется естествознание начала конца ХVII века - начала XVIII (формирование механического естествознания Г. Галилеем и завершение этого процесса И.Ньютоном). Господствующим методом мышления на этом этапе была метафизика, этот период можно назвать метафизическим. В XIX веке происходит стихийное проникновение диалектики в естествознание и утверждаются эволюционные идеи, так что третий период завершается стихийно-диалектическими процессами. В XIX веке произошло завершение исторического периода развития классической физики Новейшего времени. Девятнадцатое столетие ознаменовалось огромными успехами в исследовании природы электричества и магнетизма. Датский физик Эрстед (1777-1851) открыл магнитное поле. Ампер на опытах установил связь магнитных и электрических явлений. Майкл Фарадей (1791-1867) открыл явление электромагнитной индукции. Максвелл (1831-1879) теоретически устанавливает природу электромагнетизма, вводит понятие электромагнитного поля. Анализируя свои уравнения, Максвелл пришел к выводу о том, что существуют электромагнитные волны и свет есть разновидность электромагнитных волн. Предсказанные теорией Максвелла электромагнитные волны были открыты в 1888 г. Генрихом Герцем (1857-1894).

Четвертый период - постклассическое естествознание. С середины XX в. по настоящее время в естествознании началась четвертая революция, в ходе которой происходит разрушение прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени, утверждаются квантовые представления о процессах микромира и релятивистская динамика Эйнштейна.

2

Методы научного познания

1. Уровни научного познания:

1.1. Эмпирический – накопление первичного опытного материала, который требует дальнейшей обработки и обобщения.

1.2. Теоретический – приведение эмпирических данных в стройную систему и создание на их основе научной картины мира Различают фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности.

2. Формы научного познания: (научные факты, проблемы, гипотезы и теории) - раскрывают динамику процесса познания, развитие знания в ходе исследования:



3. Методы научного познания

Научный метод – совокупность приемов и операций практического и теоретического познания действительности.

    1. Общие: метафизический и диалектический Общие методы позволяют связывать воедино все стороны процесса познания. К ним относят метод восхождения от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического.

3.2. Частные (действуют в пределах одной науки) – это специальные методы, применяемые в пределах отдельных отраслей наук. Возможно применение частных методов в смежных науках, например, методов физики в химии, биологии и т. Д

3.3. Особенные: 3.3.1. Особенные эмпирические: наблюдение - целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены; измерение – определение количественных значений изучаемых сторон или свойств объекта иссл-я с помощью специальных технич. устройств; эксперимент - целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на Интересующий его объект для изучения его сторон, связей и отношений. 3.3.2. Особенные теоретические: индукция, дедукция, абстрагирование, идеализация, формализация, гипотеза.



Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента (от частного к общему).

Дедукция - метод научного исследования, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам (следствиям). Метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания, но дает возможность логически развернуть систему положений на базе исходного знания. Применяется как способ выявления конкретного содержания общих посылок.

3.3.3. Особенные универсальные: аналогия, моделирование, анализ, синтез, классификация,



Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-то одного объекта на другой, менее изученный, в данный момент изучаемый.

Моделирование - научный метод, основанный на изучении объектов посредством их моделей. Применяется в случаях, когда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для изучения.

Анализ - метод научного познания, в основу которого положена процедура мыслительного или реального расчленения предмета на составляющие части. Анализ обычно является начальной стадией любого исследования.

Синтез - метод научного исследования, основанный на соединении различных элементов предмета в единое целое, в систему. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных при анализе. При синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта.

Классификация - научный метод, позволяющий объединить в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках.

3

Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Гуманитарная и естественнонаучная культуры: от конфронтации к сотрудничеству

Современная наука — сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их несколько тысяч, которые можно объединить в две следующие сферы: Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира как они существуют «сами по себе» безотносительно к интересам и потребностям человека. Прикладные науки - разрабатывают способы применения полученных фундаментальной наукой знаний для удовлетворения потребностей и интересов людей.

Совокупность систем ценностей, присущих отдельным наукам, называют научной культурой; говорят, например, о культуре гуманитарного познания, культуре естественно-научного познания, культуре технического знания и т.п. Характер научной культуры многое определяет в проблемах организации науки, в проблемах отношения науки и общества, вопросы нравственной ответственности ученого, особенности «этики науки», отношение науки и идеологии, науки и права, особенности организации научных школ и управления научными исследованиями и т.п. Наиболее контрастны такие различия «научных культур» между культурами гуманитарного и естественнонаучного познания.

Широко распространены представления о «двух культурах» в естественно-научной и гуманитарной культуре. Английский историк и писатель Ч. Сноу в середине 20 века написал книгу о «двух культурах», в которой сокрушается по поводу огромной пропасти между гуманитарной и естественнонаучной культурой. Ученые, посвятившие себя изучению гуманитарных и точных отраслей знания, все более и более не понимают друг друга .

Естествознание ориентировано на рационально-логический метод восприятия действительности, это знание выражается в тонных формулировках и количественных соотношениях, законах, нередко оформленных в виде математических формул. Гуманитарные знания получены путем эмоционально-образного восприятия действительности

Однако, художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира вовсе не исключают друг друга. Ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, обладать тонким художественным вкусом. Так, многие ученые прекрасно разбираются в искусстве, живописи, литературе, играют на музыкальных инструментах, глубоко переживают прекрасное, да и само научное творчество выступает для них как некий вид искусства. С другой стороны, художник, деятель искусства творит не произвольные, а типические художественные образы, предполагающие процесс обобщения, познания действительности. Таким образом, познавательный момент органично присущ искусству.

Одна из всеобщих закономерностей исторического развития науки — диалектическое единство дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений, отдельных наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образованием интегрирующих отраслей науки (кибернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаимным обменом методами, принципами, понятиями и т.п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки. Таким образом, не конфронтация различных «культур в науке», а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания. В настоящее время процесс объединения двух культур динамично развивается.

Этические нормы и ценности науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей.



  1. Универсализм, убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Наука, стало быть, внутренне демократична.

  2. Общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становится общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им..

  3. Незаинтересованность. Первичным стимулом деятельности ученого является бескорыстный поиск истины, свободный от соображений личной выгоды — завоевания славы, получения денежного вознаграждения.

  4. Конструктивный скептицизм. Каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы эта оценка стала достоянием гласности. Равно необходимы как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое отношение к их результатам. Более того, ученый должен не только настойчиво отстаивать свои научные убеждения, используя все доступные ему средства логической и эмпирической аргументации, но и иметь мужество отказаться от этих убеждений, коль скоро будет обнаружена их ошибочность.

4

Панорама и тенденции развития современного естествознания

Когда говорят о современном естествознании, имеют в виду:

1. квантовую теорию

2. теорию относительности

3. теорию коллективных явлений или синергетику.

4. теорию катастроф

В настоящее время можно говорить о новой глобальной научной революции, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.

Кейс стадис - это относительно новое направление в развитии науки, разрабатываемое с 70-х годов нашего столетия. Кейс стадис допускает одновременное существование разных теорий и даже парадигм.

Квантовая теория получила свое начало в процессе решения проблемы излучения абсолютно черного тела, когда:

1. М.Планк в 1900 г. предположил, что электромагнитная волна испускается порциями, которые получили названия квантов. Такая дискретность означает, что волна имеет свойство частиц, корпускул! Энергия же одной такой частицы определяется частотой волны, Е=hν и равна произведению частоты ν на новую мировую константу (постоянную Планка h. Выполнив расчет, Планк получил распределение энергий в точности совпадающее с экспериментом.

2. А.Эйнштейн применил странную идею Планка к объяснению явления фотоэффекта

3. И Дэвиссон и Джермер пронаблюдали дифракцию потока электронов на кристаллической решетке никеля и обнаружили волновые свойства. Де-Бройль предположил, что у всех материальных объектов могут быть как корпускулярные, так и волновые свойства.

4. Работы Шредингера и Гейзенберга превратили обычную механику в волновую, основным понятием которой стала так называемая волновая функция, с помощью которой можно было предсказать вероятность обнаружения микрочастицы в том или ином месте пространства.

Все смешалось. Избежав ультрафиолетовой катастрофы, физика вступила в новый этап, где результаты перестали быть наглядными.

Наиболее важной отличительной чертой новой физики явилась именно ее концептуальная основа, основа на концепции, принципиально неустранимый разрыв между входными условиями и наблюдаемыми результатами, требующий построения аксиоматической теории. Именно об этом шла речь во Введении, когда обсуждался "эксперимент на расстоянии". Одновременно возник важный вопрос, который ранее не обсуждался во всей полноте: что такое измерение? Что именно и как мы измеряем, когда измеряем что-то?

теория относительности разработана А.Эйнштейном, в е основе – два постулата:

1. Скорость света есть величина постоянная в любых системах отсчета

2. Все физические процессы при одних и тех же условиях протекают одинаково в любых системах отсчета. (это вытекает из опыта Майкельсона-Морли по определению скорости движения Земли относительно эфира).

Следствием двух этих постулатов (уточненного принципа относительности и независимости скорости света от инерциального движения системы отсчета) является то, что при движении с околосветовой скоростью происходит: а) замедление времени, б) сокращение линейных размеров тел. Это было осознано А.Эйнштейном в 1905 году и легло в основу так называемой специальной теории относительности.


Дальнейшее развитие этих идей привело А.Эйнштейна к созданию общей теории относительности, также называемой теорией гравитации или геометродинамикой, согласно которой: а) материальные объекты искривляют пространство, т.е., что свойства пространства зависят от свойств материальных тел В настоящее время релятивистские эффекты непосредственно учитываются при конструировании спутниковых систем GPS (Global Positioning System), обеспечивающих навигацию на поверхности Земного шара с высокой точностью. Существование (гипотетических) загадочных черных дыр следует из этой теории.

синергетикА. Большой вклад в исследование коллективных явлений в открытых системах был сделан И.Пригожиным, разработавшим так называемую нелинейную динамику и доказавшим, что неравновесие в термодинамической системе может быть причиной возникновения порядка. Если от рассмотрения замкнутых систем перейти к рассмотрению открытых, обмениваются энергией с окружающей средой, то возможно усиление флуктуаций, в результате которого в хаотической системе возникает упорядоченность, структура. Пожалуй, наиболее наглядным примером является образование перистых облаков. Облака - это мельчайшие частички жидкой воды или твердого льда, находящиеся в сложной системе воздушных потоков, и обычное кучевое облако, несмотря на опознаваемую форму (паттерн), структуры все же не имеет. Однако в определенных условиях она возникает, и появляются перистые облака с правильным чередованием равноотстоящих перьев. Это так называемый кооперативный эффект. Нечто подобное происходит и в такой непохожей системе, как лазер, где в результате кооперативного эффекта происходит согласованное излучение электромагнитных волн. С этой точки зрения процессы лазерной генерации были исследованы Г.Хакеном. И в случае фазовых переходов, сопровождающихся сменой симметрии, также играют роль кооперативные эффекты, и в химических реакциях особого рода. Таким образом, налицо образование структур в неживой материи, то есть свойство, которое считалось присущим лишь живому веществу. Самоорганизация проявляется в форме гигантской коллективной флуктуации, поведение которой не может быть описано в рамках традиционной статистической физики. В состоянии такого перехода элементы системы ведут себя коррелировано, хотя до этого они пребывали в хаотическом движении. Такое совместное взаимодействие частиц с образованием структур получило название синергетики.

теория катастроф. Тома разработал теорию катастроф - скачкообразных изменений, возникающих в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий, - накопление мелких незначительных воздействий в конце концов вызывает лавинообразный срыв. Примером такого сорта явлений является накопление песка, высыпающегося тонкой струйкой на поверхность: сначала он просто рассыпается по ней, затем вырастает конус и в какой-то момент, когда количество песка в верхней части конуса превысит критическое значение, происходит обвал, а затем вновь наступает равновесие и накопление новой массы сверху. Эта теория дает универсальный метод исследования всех скачкообразных переходов, разрывов, внезапных качественных изменений.

Современная наука - это наука, связанная с квантово-релятивистской картиной мира. Ее основные особенности следующие:

1.       квантово-релятивистский подход;

2.       диалектичность;

3.       изучение объектов и явлений на основе теории вероятности;

4.       признание неисчерпаемости материи вглубь;

5.       антиэлементаризм, т. е. отказ от стремления выделить элементарные составляющие сложных структур;

6.       неточность и нестрогость результатов исследования и научных теорий;

7.       отказ от изоляции предмета исследования от окружающих воздействий;

8.       динамизм, обусловленный исследованиями неравновесных, нестационарных, открытых систем с обратной связью;

9.       развитие наук биосферного класса;

10.   апогей противостояния науки и религии.

Современный сциентизм формирует следующие мировоззренческие установки:

 рациональный расчет;

 прагматизм (люди - средства достижения цели);

 доминирование материальных интересов над духовными;

 сомнение в истинности духовных ценностей.

В настоящее время черты будущего постмодернистского мировоззрения и постнеклассической науки.

По мнению большинства ученых, будущая постнеклассическая наука будет обладать следующими чертами:

1. Признавать равноправие таких сфер человеческой деятельности, как религия, философия, искусство. Постмодернизм принципиально отвергает выделение какой-то одной сферы человеческой деятельности в качестве ведущей. Постнеклассическая наука должна быть гармонично вписана в систему человеческой культуры и мировоззрения.

2. Иметь тенденцию к гуманизации, т. е. включить в свой предмет человека, допуская элементы субъективности в объективно истинном знании.

3. Познание в постнеклассической науке должно иметь диалогический характер.

4 Должна основываться на идее глобального эволюционизма - всеединой, нелинейной, самоизменяющейся, самоорганизующейся системы, в недрах которой возникают и исчезают структуры от физических полей, до биосферы и более крупных систем.

5. Иметь комплексный характер на основе стирания граней и перегородок между традиционно обособленными естественными, общественными и техническими науками, интенсификации междисциплинарных исследований.

6 Должна опираться на новые достижения в сфере хранения и получения знаний.

7. Выступать как предпосылка производства и воспроизводства человека как субъекта исторического процесса, как личности и как индивидуальности.



Каталог: binary
binary -> Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
binary -> Особенности репрезентации культурной идентичности в интернете
binary -> Стратегии личностной идентификации в сетевом пространстве компьютерной симуляции: культурологический аспект
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии
binary -> Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В. В. Розанов и з. Фрейд
binary -> Программа по социологии «Социология семьи, детства и гендерных отношений»
binary -> Мурадян Овик Хачикович
binary -> Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
binary -> Презентация тела в советской фотографии «оттепели»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница