Общественные науки и современность



Скачать 260.05 Kb.
Pdf просмотр
страница1/12
Дата02.02.2018
Размер260.05 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
1999 № 2
И.Н. ИОНОВ
Теория цивилизаций на рубеже XXI века
Последнее десятилетие XX века ознаменовалось существенными сдвигами в методологии изучения цивилизаций и изменениями условий развития теории цивилизаций. С 1756 года ученые были заняты тем, что обосновывали все новые взгляды на явление цивилизации. Более совершенные модели цивилизации появлялись едва ли не каждые 10 лет. Но их практическое значение оставалось неясным. Долгое время не умолкали споры о том, имеет ли смысл говорить о локальных цивилизациях или же всеобщая история как развитие мировой цивилизации - единый и неделимый закономерный процесс.
Беспрецедентное оживление в последнее время незападных центров культуры, претендующих на универсальное значение собственных традиций и ценностей (Китай,
Индия, арабский мир и др.), в корне изменило ситуацию. Исследования локальных цивилизаций приобрели политическую актуальность. Из области теоретической со- циологии и истории они постепенно перемещаются в область прикладной политологии.
Вместе с тем предмет исследования при ближайшем рассмотрении оказался настолько сложным, а теоретические проблемы, связанные с изучением специфики конкретных цивилизаций, - настолько глубокими, что "машина" создания новых цивилизационных схем стала заметно пробуксовывать. Для 90-х годов характерны возникновение новых, необычных междисциплинарных синтезов, скрытые процессы перегруппировки сил науки, но яркие имена, подобные именам О. Шпенглера или А. Тойнби, не появляются или не успевают стать модными, достаточно быстро закрепиться в общественном мнении.
В этом смысле характерен пример американского политолога С. Хантингтона, кото- рый сыграл ключевую роль в оживлении интереса к теории цивилизаций публикацией в 1993 году статьи "Столкновение цивилизаций?" [1]. Статья имела исключительный успех и большое теоретическое значение. В ней подчеркивалась роль культурной самоидентификации при определении границ локальных цивилизаций, анализировался факт превращения этих границ в место политических столкновений, а также феномен "расколотых цивилизаций", включающих территории с иной культурной идентифи- кацией населения, как это обстоит в России. Но появление книги того же автора "Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка" через три года не про- извело того же впечатления и осталось в общем-то мало замеченным [2]. Новизна "открытия" феномена локальных цивилизаций пропала, а уровень предложенного по- дхода оказался все-таки недостаточно высоким для того, чтобы объяснить сущест- вующее положение во всей его сложности. Подчас создается впечатление, что си- туация в области цивилизационных реалий, переплетения процессов глобализации и регионализации в мире сейчас усложняется быстрее, чем изобретаются новые тео- ретические подходы для ее анализа.
И о н о в Игорь Николаевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института
всеобщей истории РАН.
127


Каталог: data -> 261
data -> Федеральное государственное автономное образовательное
data -> Программа итогового междисциплинарного государственного экзамена по направлению
data -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
data -> Примерная тематика рефератов для сдачи кандидатского экзамена по философии гуманитарные специальности, 2003-2004 уч
data -> Программа дисциплины для направления 040201. 65 «Социология» подготовки бакалавра
data -> Программа дисциплины «Э. Дюркгейм вчера и сегодня
data -> Методика исследования журналистики
data -> Источники в социологии
261 -> Советская повседневность: социологические и исторические аспекты становления


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница