Общественные науки и современность



Скачать 166.64 Kb.
Pdf просмотр
страница1/11
Дата16.08.2018
Размер166.64 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
2000 •№ 6
И.В. КОНДАКОВ,
Ю.В. КОРЖ
Фридрих Ницше в русской культуре
Серебряного века
Сегодня, когда исполняется сто лет со дня смерти Ф. Ницше, мы можем беспристрастно, отрешившись от спекулятивных интерпретаций его творчества того или иного рода, взглянуть на то место, которое занимает великий немецкий мыслитель в мировой культуре XX века. Особенно увлекательной представляется проблема "Ниц- ше в России, в какой-то степени уже получившая свое научное освещение [1-5]. Однако до сих пор остается не вполне ясным что именно делало Ницше "властителем дум" русского Серебряного века (Вяч. Иванов что находили в нем "родного" русские мыслители и художники. И, напротив, что привносили они своего, национально-рус- ского, в понимание Ницше, в его облик, в интерпретацию его произведений, образов и идей - в контексте русской культуры рубежа веков. Несомненно, что интерес, испытываемый в постсоветской России к Ницше - мыслителю и художнику, во многом определяется теми же причинами и мотивами, что ив предшествующую переходную эпоху.
1 Появление Ницше в контексте русской культуры в качестве ее собственного самостоятельного персонажа весьма показательно для России как пример поглощения и аккумуляции ярчайших феноменов западноевропейской культуры своеобразным русским (или в целом российским) менталитетом. В этом же смысле можно определенно судить о русском вольтерьянстве, руссоизме и байронизме, русском кантианстве, гегельянстве и фейербахианстве, русском позитивизме, марксизме и символизме, русском гуссерлианстве, экзистенциализме, фрейдизме и т.п. как о явлениях по преимуществу отечественной культуры. Действительно, Вольтер и
Байрон, Руссо и Фейербах, Маркс и Кьеркегор выступали в контексте русской культуры лишь как знаки ее собственных философских направлений, верований, идейных борений. Функциональное и ценностно-смысловое единство русской культуры последовательно интерпретировало все явления иного (или даже чуждого себе) духа как "родное" и вместе стем как "вселенское" (Вяч. Иванов. Культурно-исторический генезис подобных явлений, возникающих в русской культуре на грани с культурой западноевропейской, объясняется не поверхностными заимствованиями и влияниями, а результатами духовного развития, имманентного самой русской (российской) культуре, те. как порождение самой национальной истории. Западноевропейские феномены служили лишь поводом соответствующего притяжения или отталкивания, а чаще всего - амбивалентного, крайне противоречивого отношения, сочетающего в себе
К он да ко в Игорь Вадимович - доктор философских и кандидат филологических наук, профес-
сор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета.
К о р ж Юлия Викторовна - музыковед, культуролог, аспирант Байройтского университета
(Германия); в настоящее время живет в Вене.
176


Каталог: userfiles -> pdf
userfiles -> 1. Философское учение о бытии это: (Выбрать один правильный ответ)
pdf -> Учебное пособие Санкт-Петербург 2003
pdf -> Рудольф штейнер фридрих ницше борец против своего времени
pdf -> Лекции 1923-1944 годов Перевод с немецкого Сергея Жигалкина
pdf -> Культурная революция
pdf -> Одного из фундаментальнейших текстов современности, случайная, в самом прямом смысле этого слова, работа, возникшая с подачи Готфрида Хоннефельдера
pdf -> Сборник статей Под редакцией Виктора Каплуна
pdf -> Жан гранье


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница