Общественные науки и современность 2012 · №2 А. Н. Ильин концепт безудержного потребления



Скачать 111.56 Kb.
Pdf просмотр
страница1/9
Дата12.06.2018
Размер111.56 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


161
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
2012 · № 2
А.Н. ИЛЬИН
Концепт безудержного потребления
(структурный анализ)
В статье анализируется сущность общества потребления и такие тенденции потребитель- ского поведения, как расточительность и демонстрация статусности. Отдельно рассматривают- ся связанные с потребительством явления: китч-культура, фиктивные потребности, фиктивные товары и символическая польза.
Ключевые слова: общество потребления, потребительство, фиктивные потребности, гедо- низм, китч-культура, фиктивные и полуфиктивные товары.
The article analyzes the essence of a consumer society and main tendencies of consumer behavior – wastefulness and status demonstration. Special attention is paid to such phenomena of consumerism as kitsch-culture, fi ctitious needs and goods, nominal utility.
Keywords: consumer society, consumerism, fi ctitious needs, hedonism, kitsch-culture, fi ctitious and semi fi ctitious goods.
Феномен общества массового, а лучше сказать – безудержного, потребления до- статочно подробно представлен в научной литературе – философской, культурологи- ческой, социологической, психологической, экономической. Но это явление изучают в основном в комплексном виде, что, на мой взгляд, скрывает сущность современного потребительства как системы манипулирования ценностными представлениями чле- нов социума путем направления их усилий не столько на удовлетворение каких-то реальных потребностей, сколько на повышение социального статуса консюмера через обладание дорогими предметами, имеющими в глазах окружающих некую символиче- скую ценность. Данная статья – попытка рассмотреть потребительство как знаковый феномен, созданный современной масскультурой, которая поддается описанию через призму массовой коммуникации и систему массмедиа. Стандарты общества потребле- ния и массмедийность взаимообусловливают друг друга.
Начать следует с вопроса о содержании категории “общество потребления”, а говоря точнее, чем оно кардинально отличается от других общественных формаций?
Ведь людям всегда было свойственно чем-то владеть, что-то покупать и продавать, стремиться жить в богатстве и роскоши. Тем не менее прежние общества, в отличие от современного, не связывают с понятием “массового потребления”. И происходит это вовсе не потому, что современные индивиды лучше питаются, чем их предшест- венники, или распоряжаются бóльшим количеством технических средств, или исполь- зуют больше образов и сообщений, или, наконец, более полно удовлетворяют свои потребности. Объем благ и степень удовлетворяемости ими – условия появления по- требления, а не его сущность. Ибо потребление – знаковая субстанция, “виртуальная целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более-менее связный
И л ь и н Алексей Николаевич – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры
философии Омского государственного педагогического университета.


Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа «Измерения в психологии и образовании»
2014 -> Программа дисциплины «Карл Маркс как социолог: текстуальный анализ \"Капитала\"»
2014 -> Актуальность
2014 -> Программа дисциплины философия для направления
2014 -> [Оставьте этот титульный лист для дисциплины, закрепленной за одной кафедрой]
2014 -> Растущая конкуренция в современном мире заставляет страны и регионы пересматривать их подход к экономическому развитию. Сегодня региональные власти ищут новые способы создания и развития инновационных компаний
2014 -> План курса лекций проф. Д. И. Дубровского «проблема сознания в философии и науке» для студентов философского факультета Высшей Школы Экономики
2014 -> Программа дисциплины Современная демографическая ситуация 
2014 -> Программа дисциплины «Социология труда и занятости»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница