Общественные науки и современность, №2, 2008, C. 92-103



Скачать 158.41 Kb.
Pdf просмотр
страница1/12
Дата23.07.2018
Размер158.41 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Общественные науки и современность
, № 2, 2008, C. 92-103





Власть линии в россиеведении и нелинейный характер российского хаокосмоса
Автор: ОД. ШЕМЯКИНА Создание образа России в западных культурах на протяжении веков было тесно связано с господствовавшими философскими системами и научными парадигмами. Этот образ формировался в XVIII-
XIX вв. в условиях доминирования философии Просвещения и рационалистического идеала цивилизации, который определял не только нормативный образ реальности, но и задавал условия ее познания. Демонтаж несущих конструкций "правильно" организованного миросозерцания, критика рационалистических утопий Запада стали манифестацией духовного перелома рубежа XIX-XX вв. в Европе. Расколотая, иссушенная рациональностью, невротическая цивилизация обнаружила, что в человеке заключено неизмеримое и рационально не постигаемое пространство - "колодец" бессознательного, в котором теряются все различия высокой культуры. Глубинные смыслы, неподдающиеся принятым в новоевропейском научном обиходе методам проверки и доказательности, обнаруживаются ив самой ткани человеческой культуры. В ней стали видеть хаотическое всеединство смыслов и ценностей, обладающих свойствами поливалентности, полиморфизма, метаморфизма [Якимович, 1995, с. 28, 22]. Хотя в XX в. наблюдались попытки восстановить идеалы истинности и верифицируемости знания структурализм, неоэволюционизм), на рубеже XX-XXI вв. мы вновь сталкиваемся стем же царством всевозможностей, полиморфизма и поливалентности. Основанием полицивилизационной парадигмы С.
Хантингтона стали реальные изменения в государственной политике, когда западной военной и экономической мощи стала противостоять мощь незападных цивилизаций [Хантингтон, 2003, с. 16 - 45]. Эрозия жестких линейно-ориентированных схем европоцентричного сознания распространялась на все новые пространства. Образную формулу "с варварством гнусно, ас Просвещением гадко" [Якимович, 1995, с. 33] можно дополнить не только гадко, но и не прагматично. Однако для кого как. Просвещенческий дискурс содержит величайшее искушение упрощения, ясно ориентирует сознание исследователя. Причем не только сознание эмпирика, который "копает там, где стоит. Неразработанность операциональных понятий в описании различных моделей хаоса применительно к области гуманитарного знания провоцирует реанимацию старых рациональных парадигм объяснения дей- Статья написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант "Идеи и идеалы российской цивилизации как фактор создания образа России" N а.
Ш ем яки на Ольга Дмитриевна - старший лаборант Археографической лаборатории исторического
факультета Московского государственного университета им. МВ. Ломоносова. стр. 92




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница