Общественные науки, 1990, №2, с. 207- 213. Р. Лаут, О. Шпенглер и «христианство Достоевского»



Скачать 111.4 Kb.
страница1/2
Дата25.05.2018
Размер111.4 Kb.
ТипСочинение
  1   2

Общественные науки, 1990, № 2, с. 207- 213.

Р. Лаут, О. Шпенглер и «христианство Достоевского»

Николай ГАВРЮШИН

Работа Р. Лаута по стилю напоминает скорее проповедь, чем научное сочинение, и с какими мерками подходить к его оценке — отнюдь не очевидно. Если это проповедь, то единственное, что в ней вызывает некоторое удивление — авторство протестантского про­фессора; православные публицисты-эмигранты высказывали по­добные мысли многократно. Предметом нашего внимания в таком случае невольно становится сам автор как знамение определенного движения на интеллектуальном горизонте Германии. Если же воспринимать текст Р. Лаута как научное сочинение, без некото­рых замечаний и уточнений не обойтись.

Прежде всего требует обсуждения тезис о связи массовых убийств с атеизмом. История изобилует примерами насилия на почве религиозного фанатизма, национализма и т. д., а потому общий термин для духовных состояний, провоцирующих преступ­ные проявления человеческой воли, нуждается в серьезном про­думывании.

Всякое сознание предполагает наличие определенной системы ценностей, обеспечивающей его единство. В этом смысле всякое сознание религиозно, в том числе и сознание атеистическое'. Спорить можно лишь о том, какие ценности подлинные, безус­ловные, т. е. абсолютные. Последовательный атеизм должен, конечно, признать, что абсолютных ценностей быть не может, что все они относительны. Последовательный атеизм был бы просто



1 Назову, например, брошюру о. С. Булгакова «Карл Маркс как религиозный тип». Варшава, 1929. И о. Георгий Флоровский находил в марксизме «крипто-религиозные мотивы». (См. Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 454).


Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница