Общественная палата в системе гражданского общества



страница1/4
Дата28.07.2018
Размер172 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

Тиховодова Анастасия Владимировна


ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА

В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

09.00.11 – Социальная философия

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Нижний Новгород – 2008


РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГОУ ВПО «ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА»

_____________________________________________________________________________________________



Научный руководитель

доктор философских наук, профессор



Владимиров Александр Анатольевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Петров Вадим Петрович,

доктор философских наук, профессор Соколов Сергей Васильевич
Ведущая организация

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»
Защита состоится 22 октября 2008 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.01 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».

Автореферат разослан « 11 » сентября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, доцент Е.В. Грязнова




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена значимостью проблемы формирования и развития гражданского общества, его соотношения с государством. Гражданское общество принадлежит к числу понятий социологической, политической и философской теории, которые имеют как теоретическое, так и практическое значение. В нашей стране перед властью стоит задача создания благоприятных условий для развития гармоничных отношений с гражданским обществом. Вопрос государственного управления становится вопросом партнерских отношений власти и граждан. Партнерские отношение между обществом и властью могут, благодаря реализации прав и свобод человека, наилучшим образом обеспечить и благополучие граждан, и интересы государства.

На современном этапе необходима разработка механизмов диалога и равноправного партнерства между обществом и властью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая участие гражданских объединений в выработке решений, гражданский контроль над текущей деятельностью властных структур и гражданскую экспертизу законодательных и административных актов. В настоящее время в передовых странах идет активный поиск новых моделей взаимодействия между структурами гражданского общества, с одной стороны, и властными органами, с другой. Однако одной из наиболее популярных тем для изучения является электоральная коммуникация. Другой же аспект коммуникативного взаимодействия власти и общества, направленный на формирование постоянного конструктивного диалога с целью обеспечения легитимности существующего порядка и придания ему стабильности, практически не исследован.

В настоящее время становится важным уже не то, как изменилась политическая система (или политический режим) России, но каким образом возможно действовать в рамках этой системы, добиваться большей эффективности, сглаживая ее недостатки и способствуя продолжению позитивных модернизационных процессов. В том числе обнаружить новые каналы влияния граждан на власть и определить, можно ли использовать эти каналы для демократизации и модернизации системы, не создавая серьезных угроз социальной стабильности.

Одним из таких каналов сегодня является новый социальный институт – Общественная палата Российской Федерации. Предпосылки для его создания сложились не в один день. Необходимость формирования общероссийского координационного центра или Общественной палаты, который бы мог формироваться из числа уважаемых людей с активной гражданской позицией, входящих в реально действующие общественные организации и представляющих реальные интересы различных групп общества, стала очевидной. Общественная палата - новое явление в политической культуре России. Кандидат в Президенты России, Первый заместитель председателя Правительства РФ Д.А. Медведев заявил на II Гражданском форуме 22 января 2008 г.: «Говоря о роли гражданского общества в развитии Российского государства, можно прямо сказать, что по сути роль гражданского общества определяющая. Мы создаем демократию. А, значит, роль общества в этих процессах – всепроникающая и незаменимая. Она крайне значима не только для достижения поставленных экономических ориентиров, но и для реализации мер социальной политики… Роль государства состоит именно в том, чтобы представительство интересов граждан было обеспечено в полной мере… Поэтому в дальнейшем вся социальная деятельность и экономическая работа государства должны быть направлены на раскрытие творческого потенциала свободных и ответственных людей… Однако эффективно использовать человеческий потенциал можно только в условиях зрелого и правильным образом структурированного общества. Вот почему было принято решение о формировании Общественной палаты, призванной содействовать развитию неправительственных структур и институтов общественного контроля…»1. Поэтому особенно важно проследить, каким образом станет функционировать данная организация, будет ли она действительно площадкой для социального диалога, какое место она займет в системе гражданского общества. Концепция Общественной палаты в настоящее время декларирована нечетко, размыто, так как законодательно ее функции в системе власти не определены. В таких условиях Общественная палата может работать лишь на правах общественного объединения, к рекомендациям которого власть может и не прислушиваться. Однако сегодня необходимо говорить о разработке такой концепции Общественной палаты, которая несет прогресс обществу, о контроле и корректировке деятельности власти в соответствии этой концепции. Вопрос заключается в том, каким образом можно сохранить баланс между возможностью самореализации индивида, интересами общества в целом и выполнением функций государства. Человек творит общество и государство, часть воссоздает целое. Общество и власть становятся такими, какими их делает человек.

В силу вышеизложенного рассмотрение Общественной палаты как института гражданского общества и анализ ее работы и перспектив развития является крайне важным, что и обусловило выбор темы диссертации.

Степень разработанности темы

Проблематика гражданского общества многомерна. Как и все по-настоящему фундаментальные проблемы, она носит междисциплинарный характер и находит свое отражение в трудах известных философов, социологов, политологов, историков.

Исторический анализ проблемы гражданского общества выводит нас прежде всего на исследование этого вопроса в период античности в трудах Аристотеля и Платона.

Идея гражданского общества получает свое развитие в XVII в. в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, а в XVIII в. в трудах Ж.–Ж. Руссо, Ж. Бодена, Ш. Монтескье, В. фон Гумбольдта, Д. Вико, А. Фергюсона, С. Пуфендорфа, И. Канта и др. Мыслители XVII в. четко не различали еще такие понятия как «государство», «гражданское общество», «политическое общество», но уже с гражданским обществом они связывали более широкое общественное образование, чем государство. В XVIII в. философами продолжает осмысливаться проблема соотношения личности и общества, общества и государства, права и морали, народа и власти.

Свой вклад в развитие идеи гражданского общества внесли в XIX в. Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Д. Милль, Э. Дюркгейм, А. Бергсон. Гражданское общество стало пониматься в качестве особой внегосударственной сферы существования социума.

В XX в. проблема гражданского общества рассматривается в работах П. Новгородцева, Н. Бердяева, Т. Парсонса, Р. Арона, В. Парето, Г. Маркузе, К. Поппера, Ф. Хайека, Ю. Хабермаса, Г. Алмонда, Э. Гельнера, В. Библера, А. Грамши, И. Шапиро и др.

В настоящее время можно выделить две волны актуализации проблем гражданского общества. Первый всплеск внимания к вопросам сущности и путей становления такого общества в России пришелся на конец 80 – начало 90-х годов и оказался скорее политически-лозунговым, чем научно осмысленным. Вторая волна актуализации данной проблемы поднялась в существенно иных условиях. Правление Ельцина Б. Н. подорвало престиж демократии в глазах основной массы населения. Вместе с тем возросли гражданская зрелость и политическая культура членов общества. В исследовательской литературе появились серьезные размышления о специфике гражданского общества в различных цивилизациях, о важности конкретно-исторического анализа этого феномена. Отмеченные подходы и трактовки рельефно выражены в цикле работ по этой проблеме А. Галкина и Ю. Красина.

Полемика о сущности гражданского общества идет уже давно. Одни считают его содержанием структуры и отношения, которые присущи негосударственной сфере общественной жизни (А. П. Кочетков, О. И. Тарасова, К. С. Гаджиев). Другие включают в содержание гражданского общества и государство. Также некоторые авторы отождествляют гражданское общество с социумом (Политология на Российском фоне / Под ред. П. И. Симуша. – М.: Луч, 1993. – С. 167). При таком понимании в обществе, в социуме рядом существуют «государство» и «гражданское общество».

Нет единства среди исследователей и по вопросу о принадлежности к сфере гражданского общества политических партий и других негосударственных компонентов политической системы (корпорации бизнеса, церковь, этнонациональные объединения). Некоторые, например А. Арато, считают невозможным отнести чисто политические организации (партии) к сфере гражданского общества, полагая необходимым выделить между гражданским обществом и государством особую сферу «политического общества». Однако С. Перегудов предлагает считать частью гражданского общества территориальные структуры партии («массовую партию», вырастающую из толщи социума), выводя за его пределы ее верхушку («парламентскую партию», срастающуюся со структурами государства).

Согласно позиции одних исследователей гражданское общество – это система структур, противостоящих государству (Г. Г. Дилигенский, Т. И. Заславская, А. А. Галкин, Ю. А. Красин, Ю. М. Резник и др.). Исходя из данной точки зрения, гражданское общество – некая совокупность отношений и организаций, которые действуют независимо от государства и способны на него влиять. Гражданское общество в результате выглядит зеркальным отражением власти и политики.

Стержнем гражданского общества другие авторы называют человека, его потребности и интересы. Приверженцы этой позиции (А. Н. Аринин, Б. И. Коваль, М. Б. Хомяков, С. И. Семенов, А. В. Одинцова и др.) исходят из признания единственным субъектом всякой политики (и экономики) самого человека и лишь потом социальные институты (государство, партии, организации, церковь). Данные точки зрения не антагонистичны и скорее дополняют друг друга.

Будущее гражданского общества для одних представляется в поглощении его всеохватывающим влиянием государства, для других, наоборот, именно гражданское общество в перспективе вберет в себя структуры и функции государственной власти. Одни авторы называют гражданское общество исторической категорией (Е. Порохнюк, П. Лопата, А. Одинцова). Для других гражданское общество – это продукт современной цивилизации (Ю. М. Резник, С. Э. Крапивенский).

При всех расхождениях авторы признают необходимым выделять феномен гражданского общества как важнейший компонент современной общественной жизни, выполняющий существенные функции в консолидации интересов общественных групп, их структурировании и обеспечении социального прогресса.

Итак, анализ литературы по проблеме гражданского общества свидетельствует, что идея гражданского общества XXI в. еще не имеет надлежащего концептуального оформления, а поэтому и не сложился тот уровень метатеории, который обеспечивает аксиоматический подход к рассмотрению заявленной проблемы.

В настоящее время практически отсутствуют работы, рассматривающие состояние современной социально-политической и политико-правовой действительности с позиции комплексного, системного подхода. Ощущается потребность в исследованиях, посвященных формированию нового правового пространства, правовой культуры и правового сознания. Нужны работы, рассматривающие социокультурные основания гражданского общества, раскрывающие специфику его становления в условиях трансформации общества этнического плюрализма и конфессионального многообразия. Необходимо рассмотрение противоречий между трудом и капиталом, а также института семьи, которая заявляет о себе как о социальной ячейке гражданского общества.

Определенной формой компенсации добротных исследований явились события, ставшие знаковыми для развития идеи гражданского общества и ее осуществления в общественном сознании. Это общественно-научные форумы, проведенные в Санкт-Петербурге (2000, 2002, 2003 гг.), Гражданские форумы неправительственных и некоммерческих организаций (Москва, 2001, 2008 гг.), создание Общественной палаты в 2005 г.

Говоря о месте Общественной палаты в системе отечественной демократии, можно обозначить две принципиальные точки зрения. Первая: новый орган – площадка для диалога между властью и обществом (Г. Томчин, Г. Мирошниченко, С. Перегудов, С. Абакумов, О. Малахова и Н. Стеблецова и др.). Вторая: диалога не будет, Общественная палата окажется встроенной в «вертикаль» власти (В. Н. Руденко, В. Е. Чиркин, А. Ф. Иванов, С. В. Устименко и др.). Само наличие этих полярных суждений и публичное их столкновение уже можно считать диалогом, или его предвестием. Это отчасти ослабляет доводы тех, кто заведомо нивелирует роль Общественной палаты в системе гражданского общества.

Исследование общественных палат в структуре гражданского общества в теоретическом отношении пока еще только начинается в нашей стране. Более того, Государственной Думой РФ в феврале 2008 г. создана специальная комиссия по изучению международного опыта (США, Германия, Франция, Англия и др.) становления и функционирования аналогичных общественных организаций.



Предмет исследования – развитие концепции гражданского общества, его сущность и функциональные характеристики.

Объект исследования – Общественная палата как институт гражданского общества, ее структура, цели, задачи, функции, формы работы.

Цель диссертационного исследования – анализ Общественной палаты как индикатора деятельности власти по формированию гражданского общества.

Поставленная цель определяет и комплекс задач, посредством которых она реализуется:



  • обобщить опыт теоретического исследования гражданского общества;

  • рассмотреть различные критерии типологии общественных организаций;

  • определить место общественных консультативных советов в структуре гражданского общества;

  • выявить специфику Общественной палаты как института гражданского общества, ее структуру и функции;

  • на основе анализа деятельности Общественной палаты предложить перспективы ее дальнейшего развития.

Теоретические основы исследования

В ходе диссертационного исследования были проанализированы концепции, теории происхождения и развития гражданского общества, государства, права, авторами которых являются известные западные мыслители, ученые, философы, такие как Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, В. фон Гумбольдт, Т. Пейн, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, А. Грамши. Внимательно были проанализированы зарубежные и отечественные источники. Среди них работы Ю. Хабермаса, Г. Алмонда, И. Шапиро, В. Библера, Ф. Шмиттера, А. Арато, К. Гаджиева, В. Зотова, И. Кравченко, А. Панарина, А. Миграняна, Ю. Резника, А. Владимирова, С. Перегудова, Н. Великой, Б. Бессонова, С. Худякова, В. Нерсесянца, В. Ступишина, А. Одинцовой. По проблемам построения гражданского общества в России рассмотрены работы З. Т. Голенковой, А. Х. Бурганова, А. Г. Володина, Т. Е. Ворожейкиной, А. Г. Левина, А. В. Кулинченко, А. Н. Аринина, А. Г. Здравомыслова, Н. Е. Тихоновой и др.



Методологические основы исследования

В процессе диссертационного исследования применялись различные методы научного познания. Базовым методом изучения гражданского общества, как и любого социального явления, является всеобщий диалектический метод с учетом всего богатства его принципов, которые или в развернутом, или в имплицитном виде в нем содержатся: принцип поляризации, принцип системности, принцип развития, принцип мерности, принцип всесторонности и др. Также при решении поставленных нами в данной работе задач широко применялись так называемые общелогические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному), без использования которых невозможно даже в принципе вести исследовательскую научную работу. Также был использован исторический метод научного познания.

Среди широкого арсенала эмпирических методов применимыми к изучению Общественной палаты являются наблюдение и анализ статистического материала. С помощью социологических методов (в частности – социологического опроса) было выявлено отношение граждан к Общественной палате.

Важную роль в нашем исследовании играет метод системного анализа, позволяющий рассматривать гражданское общество как целостную систему и выявить место в ней Общественной палаты. Использование названного метода позволяет, в конечном итоге, избежать однозначно негативных или однозначно позитивных оценок становления гражданского общества в России.

Источниковедческую базу исследования составляют следующие документы: «Закон об Общественной палате Российской Федерации», «Регламент деятельности Общественной палаты РФ», Ежегодные Доклады Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», «Кодекс этики членов Общественной палаты РФ», экспертные заключения комиссий Общественной палаты РФ, выступление Президента РФ В. В. Путина на открытии Гражданского Форума «О государстве судят по уровню личной свободы».

Научная новизна исследования определяется следующим:

1. В работе представлена общая концепция гражданского общества, развивающая и дополняющая научные представления о гражданском обществе в целом, тенденциях его развития. Проанализированы и систематизированы различные современные подходы к определению гражданского общества, его состава и функций.

2. В работе рассматривается понятие и структура гражданского общества, характер взаимного влияния государства и гражданского общества, а также роль права и морали в динамике их отношений.

3. Анализ гражданского общества произведен сквозь призму соотношения экономических, социальных, политических, культурных, национальных и духовных факторов, что обусловлено сложностью исследуемого феномена.

4. Наряду с исследованием общетеоретических аспектов проблемы значительное место уделено практическим вопросам формирования и функционирования гражданского общества и его соотношения с современным российским государством. В фокусе исследования находится анализ конкретных структур, в которых воплощается в России импульс к формированию гражданского общества, а также особенностей специфической социально-политической среды, в которой действует эти структуры. Рассматривая возникший недавно в нашей стране общественный институт (Общественная палата), мы, в первую очередь, стремились выявить наличие у него качеств, принципиальных для выполнения роли автономного субъекта социальной активности.

5. Предпринята попытка научного определения статуса Общественной палаты в системе гражданского общества как института, призванного обеспечить постоянный конструктивный диалог между обществом и властью, как индикатора деятельности власти по формированию гражданского общества. Нас интересовало своеобразие Общественной палаты по сравнению с известными зарубежными аналогами.

6. Выявлен закономерный характер возникновения Общественной палаты в развитии социального партнерства в России.

7. Исследованы задачи Общественной палаты, а также ее реальные и возможные функции.

8. Представлена структура Общественной палаты на федеральном и региональном уровне.

9. Предложены перспективы развития Общественной палаты, обоснована необходимость дальнейшего совершенствования законодательства об Общественной палате, порядка ее формирования и форм работы.

Новизна исследования определяется попыткой наметить пути повышения эффективности функционирования российского общества.

Положения, выносимые на защиту

1. Идея гражданского общества является достоянием социально-философского знания, выраженного в концепции правового государства и генезиса гражданского общества, представленного многофакторным анализом эволюции последнего.

2. Процесс изучения гражданского общества следует рассматривать сквозь призму соотношения экономических, социальных, политических, культурных, национальных и духовных факторов, проводя всесторонний и многофакторный анализ такого сложного феномена, каким является гражданское общество.

3. Гражданское общество не может быть сформировано по инициативе власти, а тем более по плану представителей власти. Перед властью может стоять только одна задача – формирование наиболее благоприятных институтов для его развития.

4. Создание Общественной палаты явилось закономерным этапом в развитии социального партнерства в России, без которого не может быть ни сильного государства, ни благополучного общества.

5. При анализе Общественной палаты целесообразно использовать исторический опыт существования таких органов взаимодействия общества и государства как вече, Боярская дума, Земский собор, суд присяжных, земства, а также аналогичных современных институтов, существующих в других странах.

6. У Общественной палаты есть все шансы стать равноправным партнером власти при условии дальнейшего совершенствовании ее структуры, функций, порядка работы.

7. Общественная палата может выступать как институт контроля и оценки общественной нравственности, создать систему нравственных оценок и реализовывать нравственно-регуляторную функцию в обществе.



Теоретическая и практическая значимость исследования

В теоретическом плане основные положения работы позволяют определить понятие, структуру, функции гражданского общества, механизм взаимодействия последнего с государством. В работе представлено развитие социального партнерства в России, показана необходимость межсекторного сотрудничества. Материалы диссертации освещают и дополняют тему взаимоотношений государства и гражданского общества, важнейшую для социальной философии.

Практическая значимость работы определяется тем, что сформулированные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в научной работе, а также в практике преподавания курса философии, истории политических и правовых учений. Материалы диссертации применимы в процессе политического прогнозирования и моделирования развития российской государственности, формирования и укрепления современного гражданского общества.

Апробация исследования

Материалы диссертации были изложены в выступлениях на конференциях:

- Научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и специалистов ВГАВТ (Н.Новгород, 2005г.);

- Международная ярмарка идей. Академический симпозиум «Законы экономической сферы общества» (Н.Новгород, 2006г.);

- Международная ярмарка идей. Академический симпозиум «Законы научной сферы общества» (Н.Новгород, 2007г.);

- Нижегородская сессия молодых ученых (Н.Новгород, 2007г.).

Результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социальных наук ВГАВТ 26 февраля 2008 года.



Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии. Общий объем диссертации составляет 212 страниц стандартного компьютерного текста. Список литературы составляет 242 наименования.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность темы, показана степень ее исследования, определена цель и задачи, теоретические и методологические основы анализа, сформулированы основные положения новизны и выносимых на защиту итогов исследования, отмечены значимые в теоретическом и практическом отношении результаты, а также дана характеристика апробации проблемы и структура диссертации.


Каталог: word -> konkurs -> avtoreferat
avtoreferat -> Становление и развитие благотворительности в системе отечественного образования
word -> Аврелий Августин
word -> Церковь отцов до 500 года нашей эры
avtoreferat -> Русская духовная музыка как умозрение в звуках
avtoreferat -> Генезис русского национального самосознания в духовной культуре россии
avtoreferat -> Нациопонимание как предмет социально-философского исследования
avtoreferat -> Традиция и утопия в художественой культуре постмодернизма
avtoreferat -> Происходящее в российском обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части нас
avtoreferat -> Инокультурный габитус в современном российском обществе


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница