Общественная эволюция, р а ц и о н а л ь н о е общество



Pdf просмотр
страница1/10
Дата26.05.2018
Размер5.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Н. Н. Моисеев

Общественная эволюция, рациональное общество
Электронный ресурс
URL: http://www.civisbook.ru/files/File/Moiseev_1992_3.pdf


ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ,
Р А Ц И О Н А Л Ь Н О Е ОБЩЕСТВО
Н.Н.Моисеев
По мере развития производительных сил, по мере усложнения общественной организации роль обще­
ственных наук в судьбах человечества непрерывно возрастает. Это особенно ярко видно на переломах истории. Обществоведение должно впитывать в себя все то богатство идей и средств анализа, которые возникают во всех сферах многогранной деятельности людей. Естествознание не только является одним из таких могучих источников знаний и методов, но оно предлагает и свой ракурс рассмотрения процессов развития.
1. О единстве естественно-научного и гуманитарного знания
Многим казалось, что разделение гуманитарных и естественно-научных знаний становится все более глубоким.
Мне кажется, что такая точка зрения ошибочна. На самом деле процесс взаимодействия различных типов знания не однозначен: наряду с неизбежным выделением дисциплин, их дифференциацией проис­
ходит и их объединение на основе столь же неизбежной миграции идей и представлений. И это просле­
живается всюду, в том числе и на границе раздела естественных и гуманитарных знаний. Разумеется, нельзя говорить о синтезе обществоведения и естествознания в таком же смысле, как это имеет место в пограничных областях химии и биологии. Но "картины мира", формирующиеся в нашем сознании, при всей их неоднозначности несут в себе те общие взгляды на природу и общество, которые сформировались под воздействием обеих сфер научной мысли и не без взаимного влияния.
Я думаю, что в XX в. связь естествознания, философии и обществоведения проявлялась достаточно отчетливо. Здесь я ограничусь выделением двух направлений, которые мне представляются наиболее интересными.
Одно из них возникло во Франции и представлено Леруа, Бергсоном и Тейяр де Шарденом. Особенно ярко такой синтетический образ мышления, объединяющий гуманитарную и естественно-научную куль­
туру, проявился у одного из последних романтиков в науке Мари Жозефа Пьера Тейяр де Шардена - палеонтолога, открывшего синантропа, философа и иезуитского священника одновременно. Его концеп­
ция сверхжизни и финального состояния ноосферы как некоего конца истории, когда произойдет слияние всех народов, Природы и Бога, оказала заметное влияние на развитие философской и естественно-научной мысли. Другое направление, вероятно еще более значительное, связано с развитием русской обществен­
но-научной мысли.
Еще в середине прошлого столетия парадигма рационализма, представлявшего Космос как некий механизм, где человек с его иррациональностью был лишь сторонним наблюдателем, стала в России подвергаться сомнению и критике. И.Одоевскому принадлежит вещая фраза: "Рационализм нас подвел к вратам истины, но не ему будет дано их открыть". В России во второй половине XIX в. возникло умонаст­
роение, получившее название русского космизма. Это было не философское учение и не научная школа,
(
а именно умонастроение, согласно которому Природа и Человек со всеми его мыслями суть взаимовлия- ющие части единого целого.
Идеи единства разделялись людьми самых разных взглядов, убеждений, профессий. Глубокое внут­
реннее ощущение единства природы, включенности человека в Космос было одной из причин появления в русском естествознании и определенной ориентации мысли. Не случайно у нас возникло стремление к постановке проблем, которые мы сегодня назвали бы общесистемными. Пример тому исследования Сече­
нова, стремившегося изучать человека в единстве "тела, души и природы", открытие хемосинтеза Виног- радским и многие другие. Появление философии всеединства Соловьева, Булгакова, Флоренского также генетически связано с этим умонастроением.
В послеоктябрьский период то единение философии и естествознания, которое было столь характер­
ным для отечественной научной культуры, оказалось в значительной степени утерянным. Этому содейст­
вовали доктрины официального марксизма. Хотя мы можем найти в работах Маркса и Энгельса ряд высказываний о месте человека в Природе, тем не менее в марксистской теории проблема "человек и природа" практически не изучалась. Кроме того, попытка оценить происходящее в общественной сфере с позиций естественных наук, мягко говоря, не поощрялась. По этой же причине даже многие важные работы Вернадского не публиковались до самого последнего времени.
МОИСЕЕВ Никита Николаевич, академик, советник при дирекции Вычислительного Центра АН


Каталог: files -> File
File -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия
File -> Народная художественная культура. Профиль Теория и история народной художественной культуры
File -> Цветков Андрей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии программа
File -> Реферат на тему «Древнегреческий математик Пифагор и нумерология»
File -> Реферат Великие математики древности: Пифагор, Евдокс, Архимед
File -> Пояснительная записка Экзамен по дисциплине «Онтология и теория познания»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница