Общая характеристика методов активного социально-психологического обучения



Скачать 321.66 Kb.
страница1/21
Дата30.01.2018
Размер321.66 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

С.А. Бозрикова

Л.В. Комуцци

НАРРАТИВНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

В США И В РОССИИ


Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по направлению подготовки

"Филология"

Балашов


2014



УДК 808

ББК 80

Н28

Рекомендовано к изданию Ученым советом филологического факультета Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышеского»




Рецензенты:
Кандидат педагогических наук, учитель английского языка высшей квалификационной категории, директор МОШИ Лицея-интерната г. Балашова

О.Н. Шатух;

Кандидат филологических наук, доцент Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»

А.Е. Чуранов

Бозрикова С. А.

Б76 Нарративная публицистика в США и в России : учеб.-методич. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» / С. А. Бозрикова, Л. В. Комуцци. — Балашов : Николаев, 2014. — 122 с.

ISBN 978-5-94035-538-0
Цель пособия – ознакомить студентов с популярным в российской и американской лингвокультурах явлением «нарративной публицистики», его сущностью, историей и жанрами и способствовать развитию их лингвокультурной, языковой и коммуникативной компетенций с помощью практики анализа англоязычных и русскоязычных текстов нарративно-публицистического формата.

Пособие включает в себя теоретическую и практическую части. Каждый раздел теоретической части пособия заканчивается послетекстовыми вопросами, направленными на проверку понимания прочитанного. В практической части пособия дается примерный анализ нарративного текста публицистического жанра, за которым следуют тексты американских и российских журналистских нарративов для выполнения их сопоставительного анализа студентами.

Пособие предназначено для студентов филологических направлений подготовки.


УДК 808

ББК 80


ISBN 978-5-94035-538-0



О г л а в л е н и е


Расплата 61



Предисловие

Данное учебно-методическое пособие предгназначено для студентов филологических специальностей.

Нарративная публицистика (narrative journalism) – это представлениефактуально достоверной – и, как правило, социально значимой – информации в форме увлекательной истории, рассказываемой в художественном стиле автором – героем событий или непосредственным наблюдателем.

В настоящее время во всем мире наблюдается рост популярности нарративной публицистики, поскольку такой способ представления информации имеет большее воздействие на читателя чем «жесткие новости» или модель перевернутой пирамиды, являвшаяся стандартом газетной публикации в XX веке.

Нарративная публицистика в США – модная, активно развивающаяся линия литературы: там издается множество специализированных печатных и электронных журналов для подобного рода текстов, существуют и разрабатываются разнообразные интернет-проекты и приложения для работы с публицистическими нарративами, курс «narrative journalism» входит в группу университетских спецдисциплин, проводятся факультативные программы по обучению практикующих «традиционных» журналистов технике создания нарративов, выпускаются методические пособия, содержащие советы профессиональных журналистов и писателей и т.п.

Большинство работ, посвященных исследованию нарративной публицистики, также принадлежит американским ученым. Достаточно хорошо изучив феномен американской нарративной публицистики и литературы нон-фикшн, сейчас многие из них (Дж. Хартсок, Дж. Бак, Н. Симс и др.) занимаются исследованием моделей фактуальных нарративов других стран и их сравнением с американской. Тем не менее, когнитивному анализу публицистических нарративов в США не уделяется достаточного внимания.

Российская нарративная публицистика развивается менее активно: практически не проводятся научные конференции, отсутствуют специализированные научные журналы; в целом, количество научных работ, посвященных изучению феномена весьма незначительно. В отечественной науке нет самого понятия «нарративная публицистика». Ее отдельные жанры (репортаж, очерк, роман нон-фикшн и др.) рассматриваются в рамках теории журналистики и литературоведения, но практически отсутствуют попытки рассмотрения их в качестве единой категории «нарративной публицистики», как это делается на Западе.

При этом с каждым годом количество и качество отечественных журналистских нарративов заметно растет.



Актуальность настоящего пособия обусловлена тем, что, во-первых, в нем рассматриваются нарративные жанры периодической печати и «репортажные» жанры документальной литературы; во-вторых, в нем предлагается лингво-когнитивная модель анализа публицистических нарративов, овладение которой должно способствовать развитию когнитивных, коммуникативных и лингвокультурных компетенций бакалавров.

Основная цель данного пособия – представить нарративную публицистику как теоретическое явление и как материал освоения навыков текстового анализа.



Задачи пособия: охарактеризовать феномен нарративной публицистики; научить студентов анализировать журналистские нарративы американских и российских авторов с помощью теоретической лингво-когнитивной модели, предлагаемой в первой части пособия.

Методология исследования базируется на концепции точки зрения Б.А. Успенского и на лингвистической теории нарратива. В основе концепции лежит лингво-когнитивная модель нарратива, предложенная Л.В. Татару.

Практическая значимость пособия состоит в том, что оно может быть использовано на лекционных и практических занятиях по курсам «Стилистика», «Лингвостилистический анализ текста», «Основы теории нарратива», «Лингвострановедение», а также для самостоятельной исследовательской работы студентов.

Пособие состоит из теоретической и практической части. В теоретической части – 7 разделов, каждый из которых содержит информацию об одном из аспектов проблемы (нарратив как теоретическое понятие, специфические характеристсики журналистского нарратива, стиль и жанровая природа нарративной публицистики и т.д.). В последнем разделе представлена лингво-когнитивная модель анализа нарратива на основе текстовой сетки. Каждый раздел сопровождается списком рекомендуемой литературы и вопросами для контроля понимания материала.

Практическая часть включает примерный лингво-когнитивный анализ публицистического нарратива (романов нон-фикшн американского и российского авторов), а также тексты (очерки), предназначеные для анализа согласно предложенной модели. Студенты должны научиться интерпретировать смысл каждого текста, постигая закономерности его структуры с помощью категорий точки зрения и текстовой сетки в ее четырех разновидностях: пространственной, темпоральной, нарративно-речевой и модальной.

Первый вариант пособия был разработан для спецкурса «Нарративная журналистика в Америке и в России» (36 часов), который читалсяся для студентов 3 курса иностранного отделения филфака БИ СГУ (Бозрикова С.А. Нарративная журналистика в Америке и в России : учеб.-метод. пособие для студентов филол. специальностей / С. А. Бозрикова, Л. В. Татару. – Балашов : Николаев, 2012. – 120 с.). Данное издание отражает основные идеи указанного пособия, но общая его концепция была уточнена и существенно дополнена.






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница