Общая характеристика культуры и искусства ранних эпох, в рамках которых рождается и развивается клавирная музыка. Общие тенденции и параллели в искусстве



Скачать 87.27 Kb.
страница1/2
Дата04.06.2018
Размер87.27 Kb.
  1   2

Общая характеристика культуры и искусства ранних эпох, в рамках которых рождается и развивается клавирная музыка. Общие тенденции и параллели в искусстве.

  1. Ренессанс


c:\users\marina\pictures\1500-1800 pkh bok\school-of-athens-numbers.jpgRaffaello Santi (1484-1520)

The School of Athens, с.1509-1510;

Stanza della Senyatura Vatican

Фреска Рафаэля «Афинская школа», где рядом с Пифагором и Аристотелем изображён основоположник архитектуры итальянского Возрождения, Донато Браманте. Платон, как полагают, написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. Среди персонажей картины есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях. Каждая фигура символизирует предмет свободных искусств (см. дальше), который должен быть освоен перед тем, как состоится истинная философская дискуссия.
Времена Ренессанса1, времена Реформации2 - радикальный период европейской истории. В экономически передовых странах Европы вследствие широких антифеодальных народных движений утверждается капитализм, а политическая и культурная жизнь переживает своё мощное обновление. В обществе возникают острейшие социальные противоречия, движение Реформации и контрреформация, крестьянская война 1525 в Германии, движения гуситов в Чехии, гугенотов во Франции, нидерландская революция, тридцатилетняя война в Германии (1618-1648), английская революция (1642-1660) – важнейшие этапы в истории Европы и её народов. Великая эпоха, породившая много великих умов и титанов.

После падения Византийского государства в XV веке, византийцы, бежавшие в Европу (один из них – Козимо Медичи) взяли с собой библиотеки и произведения искусства, содержавшие много античных источников, неизвестных средневековью. Появилось европейское интеллектуальное движение гуманизма3, основной идеей которого было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы и в принципе, «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа».

XVI век был эпохой образования крупных монархий, абсолютная монархия выступает как цивилизующий центр, объединяющий общество и деятелей искусства, которые сплачиваются вокруг двора. Но новые народно-буржуазные революции в Нидерландах, Англии уже не за горами. Новый период в истории Европы начинается с завершением французской революции 1789 года. Это уже век Просвещения.

«Если схематично рассмотреть смену абсолютов в различных картинах мира в Европе, то можно увидеть, что в средневековье высшим абсолютом в картине считался Бог, гуманисты рядом с ним поставили Человека, мыслители Просвещения сменили его на Разум, потом это место заняла Наука, а в XX веке Научно Технический Прогресс». (Пивоев, 1997, 46-47)




http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4b/dosso_dossi_010.jpg/1280px-dosso_dossi_010.jpg

Dosso Dossi (c. 1490 – 1542)

Jupiter, Mercury and Virtue, c. 3rd decade of the 16th century

Lancko-roński Collection, Wawel Castle

Юпитер рисует бабочек, в то время как Меркурий отказывает Благодетели в аудиенции.
Клавирная музыка зарождается и бурно развивается на протяжении примерно трёхсот лет – плодотворных и разнообразных с точки зрения истории4, и к концу XVIII века, в сущности, исчерпывает себя как идейно-стилевое и художественное явление.5 Прежде чем окунуться в мир клавира, пройдёмся по галереям культурной сокровищницы каждого из этих трёх великих веков. Это поможет нам составить цельную картину об интересующем нас предмете.

Отличительная особенность ренессансной эпохи – её светский характер и антропоцентризм с интересом к человеку и его деятельности, который в определённом смысле противостоит теоцентризму. Человек стал рядом с Богом. В центре картин с религиозным сюжетом мог появиться художник, заказчик или другой участник события. В средние века представить себе этого не могли. Ренессансные гуманисты выше всего ставили этические вопросы, благодетель и стремление к знаниям, а также кротость и благожелательность, связанные с умением правильно себя вести. Считалось, что все эти качества вовсе не врождённые, их можно в себе воспитать, изучая античных классиков. Такое культивирование знаний и «возделывание» души было для гуманистов способом выявления лучших сторон индивидуума и лучшим способом самопознания. Гуманисты возрождают философию эпикуреизма6, не менее важным для них было активное участие в политической жизни - гражданский гуманизм. Знания должны были приносить пользу человечеству. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье, он должен стремиться к самосовершенствованию (uomo universale, uomo completo (ital.)). Достоинство человека, считали они, зависит не от происхождения, а от его индивидуальных качеств. Интересный для музыкантов этимологический факт: Добродетель 7 – одна из главных определяющих категорий ренессансного гуманистического идеала (итал. - virtú, латинск. – virtus) Обладающий добродетелью человек звался uomo virtuoso. Причём, одно из толкований Аристотеля о добродетели связано с разумным ограничением (потребностей, страстей), а Цицерон считал добродетель врождённым, но способным к совершенствованию свойством: «Она ни что иное, как природа, достигшая совершенства и доведённая до своей высшей степени; следовательно, в человеке есть сходство с божеством.[…] И ни в одном народе не найдется человека, который, избрав своей руководительницей природу, не смог бы достичь доблести» (*Цицерон, пер.1994). Virtú vince fortuna (Добродетель побеждает Фортуну) - девиз человека Возрождения, то есть человек своими достоинствами может победить судьбу.


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ab/botticelli%2c_adorazione_dei_magi_uffizi.jpg/1024px-botticelli%2c_adorazione_dei_magi_uffizi.jpg

Sandro Botticelli (b. 1445, Firenze, d. 1510, Firenze)

Adoration of the Magi c. 1475

Galleria degli Uffizi, Florence

Боттичелли изобразил здесь наиболее известные лица из семейства Медичи. В центре в красной мантии – Козимо-старший, в красно-чёрной мантии в профиль – Лоренцо Великолепный. Но и сам художник присут-ствует на картине – он справа. Отдав дань моде, Боттичелли, тем не менее, сосредотачивает внима-ние зрителя на главном событии – поклонении Богородице.
Сами гуманисты называли себя «ораторами» или – реже - «риторами», подчёркивая лишний раз связь с античными идеями и противопоставляя себя схоластам8. У них царит культ слова и прекрасной красивой речи. Это будет важно, когда мы углубимся в творчество И. С. Баха. В подражание древним гуманисты начали называть свои неформальные встречи академиями. (*Баткин, 1995, 61-2). В Италии были платоновская академия (под покровительством Козимо Медичи), римская, академия Понтаниана в Неаполе (при дворе короля Альфонса V). Интересно, что в классический период искусства, к которому мы обратимся в следующих главах, академиями назывались концерты «по подписке» – то, что в наше время можно сравнить с абонементными концертами.


Рабле в 1532 году опубликовал свою первую книгу «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью его бессмертного романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» под псевдонимом Алькофрибас Насье (фр. François Rabelais, анаграмма от его собственного имени без седиля). Использование анаграмм в те времена было излюбленным приёмом. К анаграммам и другим семантическим знакам мы вернёмся позже, в частности при изучении баховской символики.

Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница