Общая характеристика исследования социальных объединений в школе Дюркгейма



Скачать 274.85 Kb.
страница1/3
Дата14.05.2018
Размер274.85 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3


Ярославский Государственный Университет им. П.Г.Демидова

История философии науки



Общая характеристика исследования

социальных объединений в школе Дюркгейма

Выполнила аспирант первого года обучения

кафедры педагогической психологии

Фёдорова Е.В.


Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Ярославского госуниверситета Венцова Т.Б.

Ознакомлена _____________________

Кандидат психологических наук, доцент Ярославского государственного университета Румянцева Т.В.

Ознакомлена _______________________

Ярославль, 2011

Содержание.


Введение.

1.Историко-культурные предпосылки возникновения интереса к обществу как самостоятельному объекту исследования.

2.Социально-психологическая школа Дюркгейма.

3.Исследования социальных объединений в работах Э.Дюркгейма.

4.Заключение.

Введение.

Проблема социальной идентичности – актуальная и сравнительно молодая предметная область в психологии. Данное направление открывает возможности, позволяющие лучше понять поведение человека, объяснить сопричастность группы тем или иным профессиональным, социально-политическим и другим сообществам, таким как фирма, семья, страна, этническая группа и т.п., в которых выражается существующий на сегодня пласт статусно-ролевых межличностных и межгрупповых отношений. Интерес к исследованию идентичности отражает реакцию науки на резкое изменение социальных условий. Бурные социальные перемены, которые происходили и происходят во многих странах мира, привели к тому, что идентичность оказалась тем понятием, в котором наиболее явно проявилась связь с наболевшими областями социальной теории и практики.

Занимаясь переводами статей, описывающих иностранные исследования в области социальной идентичности, я отметила частые ссылки на труды Э.Дюркгейма, цитаты его определений, рассуждений. Это показалось мне любопытным, и была поставлена задача: проанализировать научное наследие Эмиля Дюркгейма.



1.Историко-культурные предпосылки возникновения интереса к обществу как самостоятельному объекту исследования
Последняя четверть XIX в. для Франции ознаменовалась тем, что общественно-экономическая система не могла обеспечить своего собственного стабильного существования и находилась под постоянной угрозой революционных выступлений. Французское общество пребывало в состоянии тяжёлого кризиса, в котором оно оказалось после падения режима второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны.1 Шла активная борьба между сторонниками возрождения монархии и установления «сильной власти», которые смыкались с реакционными клерикалами и националистами, и приверженцами необходимости укрепления национального согласия на республиканских, светских и рационалистических принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

Духовной опорой реакции была спиритуалистическая философия. Вместе с тем к концу XIX в. в различных областях духовной культуры заметно усилилось влияние контовского позитивизма. Идея социологии как самостоятельной науки, которая должна была стать основой реорганизации общества, постепенно находила пoддержку буржуазных республиканцев, выдвинувших программу социально-политических преобразований.

Между 1870 и 1914 гг. социологическая мысль во Франции развивалась в нескольких направлениях. Одно из них возглавляли последователи Ле Пле, проводившие монографические исследования экономического и семейного положения различных групп населения. В идеологическом отношении леплеисты были весьма консервативны, опору пошатнувшемуся общественному порядку они старались найти в религии.

Так называемые социальные статистики, в большинстве случаев государственные чиновники, проводили эмпирические исследования по заказу государственных учреждений.

С теологических позиций выступали католические социологи, защитники томизма (Абер, Деплуаж, Легран и др.).2

Социологи различных направлений позитивистской ориентации группировались вокруг «Международного журнала социологии» организованного Рене Вормсом. Среди них видное место занимал Г. Тард, М. Ковалевский, Я. Новиков, Е. Де Роберти и другие активные члены Парижского социологического общества и Международного института социологии.

Однако ни одно из этих направлений не могло служить теоретической основой социально-политических устремлений буржуазных республиканцев. Теоретическим обоснованием политики и идеологии социального реформаторства, необходимой предпосылкой которого был «классовый мир» и «всеобщее согласие», стала теоретико-методологическая концепция, получившая название «социологизм».

Наиболее полное выражение эта концепция нашла в трудах Эмиля Дюркгейма (1858—1917).

Получив философское образование в Высшей Нормальной школе в Париже, Дюркгейм вначале преподавал в провинциальных лицеях, одновременно изучая социологическую литературу и сотрудничая в качестве рецензента в философских журналах. Побывав в Германии для ознакомления с состоянием философии, социальных наук и этики, он получил в 1887 г. приглашение прочитать курс социальных наук в университете Бордо, а в 1896 г. возглавил в этом университете первую во Франции кафедру педагогики и социальной науки.

Вокруг Дюркгейма объединилась группа его учеников и последователей: Марсель Гране, Селестин Бугле, Жорж Дави, Франсуа Симиан, Поль Фоконне, Морис Хальбвакс, Марсель Мосс и др. В тесном сотрудничестве с ними Дюркгейм в 1896 г. стал издавать «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие французского обществоведения.3

Идейно-теоретическими источниками научной и педагогической деятельности Дюркгейма служили концепции Просвещения, в частности концепции Монтескье, Кондорсе, Руссо, а также Сен-Симона и Конта. Дюркгейм был убеждённым бескомпромиссным рационалистом, а рационализм – французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. Их роднит одна цель – найти рациональные принципы и приёмы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта можно встретить само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда - «Метод социологии». Большое влияние на него также оказали «Этика» Канта, «Психология народов» Вундта, некоторые идеи немецкой исторической школы права.

Особое значение в формировании социологических идей Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш.Ренувье, в частности, его рационализм, обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости её научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости по отношению к другим индивидам. Ш.Ренувье отстаивал необходимость усиления роли государства в установлении социальной справедливости и в целом его идеи оказали большое воздействие на интеллектуальный климат и идеологию Третьей республики.

Следует отметить значительное влияние на Дюркгейма двух его учителей в Высшей Нормальной Школе: философа Э.Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуемый сочетанием элементов, не может объясняться последними; сложное нельзя выводить из простого, поэтому каждый новый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных принципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социологии как самостоятельной науки. Фюстель де Куланж прививал своим ученикам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). 4

Научные интересы Дюркгейма базировались на обширном фундаменте мыслителей прошлого и его современников, однако он не считал, что социология как наука уже сформировалась; теории Конта и других учёных содержали лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом изучения и специфическим методом ещё предстояло создать.5




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница