Общая характеристика эстетики романтизма и ее проявлений в Германии XIX века



Скачать 470.89 Kb.
страница1/6
Дата26.05.2018
Размер470.89 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6



Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика эстетики романтизма и ее проявлений в Германии XIX века………………………………………………………………..6


    1. Общая характеристика эстетики романтизма……………………………….6

    2. Особенности романтизма в Германии……………………………………...10

Глава 2. Категория трагического и ее проявления в немецком романтизме……………………………………………………………………….13

2.1. Общая характеристика категории трагического………………………….13

2.2. Категория трагического в мировоззрении и творчестве Иоганна Вольфганга Гете…………………………………………………………………20

2.3. Категория трагического в философской системе Артура Шопенгауэра..27

Глава 3. Критика романтизма…………………………………………………...33

3.1. Критическая позиция Георга Фридриха Гегеля…………………………..

3.2. Критическая позиция Фридриха Ницше…………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Библиографический список………………………………………………………

Введение

Актуальность данного исследования заключается, во-первых, в ракурсе рассмотрения проблемы. В работе соединен анализ мировоззренческих систем и творчество двух выдающихся представителей немецкого романтизма из разных сфер культуры: Иоганна Вольфганга Гете и Артура Шопенгауэра. В этом, по мнению автора, заключается элемент новизны. В исследовании предпринята попытка соединить мировоззренческие основания и произведения двух известных персоналий на основе преобладания трагической направленности их мышления и творчества.

Во- вторых, актуальность выбранной темы заключается в степени изученности проблемы. Существует много крупных исследований по немецкому романтизму, а также о трагическом в разных сферах бытия, но тема трагического в немецком романтизме представлена, в основном, небольшими статьями и отдельными главами в монографиях. Поэтому эта область не изучена досконально и представляет интерес.



В-третьих, актуальность данной работы заключается в том, что проблема исследования рассмотрена с разных позиций: охарактеризованы не только представители эпохи романтизма, провозглашающие своими мировоззренческими позициями и творчеством романтическую эстетику, но представлена и критика романтизма Г.Ф. Гегеля и Ф. Ницше.

Цель исследования - выявить специфические черты философии искусства Гете и Шопенгауэра, как представителей немецкого романтизма, взяв за основу трагедийную направленность их мировоззрения и творчества.

Задачи исследования:

  1. Выявить общие характерные черты романтической эстетики.

  2. Выявить специфические особенности немецкого романтизма.

  3. Показать изменение имманентного содержания категории трагического и ее понимания в разные исторические эпохи.

  4. Выявить специфику проявления трагического в культуре немецкого романтизма на примере сопоставления мировоззренческих систем и творчества двух крупнейших представителей культуры Германии XIX века.

  5. Выявить пределы романтической эстетики, рассмотрев проблему через призму взглядов Г.Ф. Гегеля и Ф. Ницше.

Объектом исследования является культура немецкого романтизма, предметом - механизм конституирования романтического искусства.

Источниками исследования являются:

  1. Монографии и статьи о романтизме и его проявлениях в Германии XIX века: Асмус В., « Музыкальная эстетика философского романтизма», Берковский Н.Я., «Романтизм в Германии», Ванслов В.В., «Эстетика романтизма», Лукас Ф.Л., «Упадок и крушение романтического идеала», «Музыкальная эстетика Германии XIX века», в 2-х т., сост. Михайлов А.В., Шестаков В.П., Соллеритинский И.И., «Романтизм, его общая и музыкальная эстетика», Тетерян И.А., «Романтизм как целостное явление».

  2. Труды исследуемых персоналий: Гегель Г.Ф. «Лекции по эстетике», «О сущности философской критики»; Гете И.В., «Страдания юного Вертера», «Фауст»; Ницше Ф., «Падение кумиров», «По ту сторону добра и зла», «Рождение трагедии их духа музыки», «Шопенгауэр как воспитатель»; Шопенгауэр А., «Мир как воля и представление» в 2-х т., «Мысли».

  3. Монографии и статьи, посвященные исследуемым персоналиям: Антикс А.А., «Творческий путь Гете», Вильмонт Н.Н., «Гете. История его жизни и творчества», Гардинер П., «Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма», Пушкин В.Г., «Философия Гегеля: абсолютное в человеке», Соколов В.В., «Историко-философская концепция Гегеля», Фишер К., «Артур Шопенгауэр», Эккерман И.П., «Разговоры с Гете в последние годы его жизни».

  4. Учебные пособия по истории и философии науки: Канке В.А., «Основные философские направления и концепции науки», Койр А.В., «Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий», Купцов В.И., «Философия и методология науки», Лебедев С.А., «Основы философии науки», Степин В.С., «Философия науки. Общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук».

  5. Справочная литература: ЛебедевС.А., «Философия науки: словарь основных терминов», «Современная западная философия. Словарь», сост. Малахов В.С., Филатов В.П., «Философский энциклопедический словарь», сост. Аверинцева С.А., «Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов», сост. Борев Ю.Б.


Глава 1. Общая характеристика эстетики романтизма и ее проявлений в Германии XIX века.

    1. Общая характеристика эстетики романтизма

Романтизм – это идейно-художественное движение в европейской культуре, охватившее все виды искусства и науку, расцвет которого приходится на конец XVIII – начало XIX века.1 Сам термин «романтизм» имеет сложную историю. В эпоху Средневековья слово « romance» означало национальные языки, образовавшиеся из латинского языка. Термины «enromancier», «romancar» и «romanz» означали сочинение книг на национальном языке или их перевод на национальный язык. В XVII веке английское слово «romance» понималось как нечто фантастичное, причудливое, химерическое, слишком преувеличенное, и его семантика была отрицательной. Во французском языке различалось «romanesque» ( тоже с отрицательной окраской) и « romantique», что означало «нежный», «мягкий», «сентиментальный», «печальный». В Англии в этом значении это слово применялось в XVIII веке. В Германии слово «romantisch» использовалось в XVII веке в смысле французского «romanesque», а со середины XVIII века в значении «мягкий», «печальный».

Понятие «романтизм» так же многозначно. По мнению американского ученого А.О. Лавджойа, термин имеет так много значений, что ничего не значит, он и незаменим и бесполезен; а Ф.Д. Лукас в своей книге «Упадок и крушение романтического идеала» насчитал 11396 определений романтизма.2

Первым применил термин «romantisch» в литературе Ф. Шлегель, а по отношению к музыке- Э.Т. А. Гофман.

Романтизм был порожден совокупностью многих причин, как социально-исторических, так и внутрихудожественных. Важнейшей среди них было воздействие нового исторического опыта, который принесла с собой Великая французская революция. Этот опыт требовал осмысления, в том числе и художественного, и вынуждал пересматривать творческие принципы.3

Романтизм возник в предгрозовой обстановке социальных бурь и явился результатом общественных надежд и разочарований в возможностях разумного преобразования общества на основе принципа свободы, равенства и братства.

Инвариантом художественной концепции мира и личности для романтиков стала система идей: зло и смерть неустранимы из жизни, они вечны и имманентно заключены в самом механизме жизни, но вечна и борьба с ними; мировая скорбь- это состояние мира, ставшее состоянием духа; сопротивление злу не дает ему возможности стать абсолютным властителем мира, но и не может коренным образом изменить этот мир и устранить зло окончательно.

В романической культуре появляется пессимистический компонент. «Мораль счастья», утверждавшаяся философией XVIII века сменяется апологией героев, обделенных жизнью, но и черпающих в своем несчастии вдохновение. Романтики считали, что история и дух человека движутся вперед через трагедии, а основным законом бытия признавали всеобщую изменчивость.4

Для романтиков характерна дуалистичность сознания: существует два мира (мир мечты и мир реальности), которые противоположны. Гейне писал: «Мир раскололся, и трещина прошла по сердцу поэта». То есть, сознание романтика раскололось на две части – мир реальный и мир иллюзорный. Это двоемирие проецируется на все сферы жизни ( например, характерное романтическое противопоставление личности и социума, художника и толпы). Отсюда появляется стремление к мечте, которая недостижима, и как одно из проявлений этого- стремление к экзотике ( экзотическим странам и их культурам, стихийным явлениям природы), необычности, фантастике, запредельности, различного рода крайностям ( в том числе и в эмоциональных состояниях) и мотивом странничества, скитания. Это обусловлено тем, что настоящая жизнь, по мнению романтиков, находится в нереальном мире-мире мечты. Действительность же иррациональна, загадочна и противостоит свободе человека.

Еще одной характерной чертой романтической эстетики является индивидуализм и субъективность. Центральной фигурой становится творческая личность. Эстетика романтизма выдвинула и впервые разработала понятие автора и рекомендовала создавать романтический образ писателя.

Именно в эпоху романтизма появилось особое внимание к чувству и чувствительности. Считалось, что художник должен иметь чувствительное сердце, сострадать своим героям. Шатобриан подчеркивал, что стремится быть чувствительным сочинителем, обращающимся не к разуму, а к душе, к чувствам читателей.

В целом искусство эпохи романтизма метафорично, ассоциативно, символично и тяготеет к синтезу и взаимодействию жанров, видов, а также к соединению с философией и религией. Каждое искусство, с одной стороны, стремится к имманентности, но с другой- пытается выйти за собственные границы ( в этом выражается еще одна характерная черта эстетики романтизма- стремление к запредельности, трансцендентности). Например, музыка взаимодействует с литературой и поэзией, в результате чего появляются программные музыкальные произведения, из литературы заимствуются такие жанры как баллада, поэма, позже-сказка, легенда.

Именно XIX веке в литературе появился жанр дневника ( как отражение индивидуализма и субъективности) и романа ( по мнению романтиков, это жанр объединяет поэзию и философию, устраняет границы между художественной практикой и теорией, становится отражением в миниатюре всей литературной эпохи).5

В музыке появляются малые формы, как отражение некого мига жизни ( это можно проиллюстрировать словами Фауста Гете: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»). В этом миге романтики видят вечность и бесконечность- это один из признаков символичности романтического искусства.

В эпоху романтизма возникает интерес к национальной специфике искусства: в фольклоре романтики видели проявление естества жизни, в народной песне - некую духовную опору.


В романтизме теряются черты классицизма – в искусстве начинает изображаться зло. Революционный шаг в этом сделал Берлиоз в своей «Фантастической симфонии». Именно в эпоху романтизма в музыке появляется особая фигура - демонический виртуоз, яркими примерами которого являются Паганини и Лист.

Подводя некоторые итоги раздела исследования, нужно отметить следующее: поскольку эстетика романтизма была рождена в результате разочарования в Великой французской революции и подобного рода идеалистических концепциях просветителей, она имеет трагедийную направленность. Основными характерными чертами романтической культуры являются дуалистичность мировосприятия, субъективность и индивидуализм, культ чувства и чувствительности, интерес к эпохе Средневековья, восточному миру и вообще всем проявлениям экзотики.

Наиболее ярко эстетика романтизма проявила себя в Германии. Далее мы попытаемся выявить специфические черты эстетики немецкого романтизма.


    1. Особенности романтизма Германии.

В эпоху романтизма, когда разочарования в буржуазных преобразованиях и их последствиях стало всеобщим, своеобразные черты духовной культуры Германии получили всеевропейское значение и оказали сильнейшее воздействие на общественную мысль, эстетику, литературу и искусство других стран.

Немецкий романтизм можно разделить на два этапа:



  1. Йенский ( около 1797-1804)

  2. Гейдельбергский ( после 1804)

По поводу того, на какой период развития романтизма в Германии приходится его расцвет существует разные мнения. Например: Н.Я.Берковский в книге «Романтизм в Германии» пишет: «Едва ли не весь ранний романтизм сводится к делам и дням йенской школы, сложившейся в Германии на самом исходе XVIII столетия. Историю немецкой романтики давно принято делить на два периода: расцвет-упадок. Расцвет приходится на йенскую пору».6 А.В. Михайлов в книге «Эстетика немецких романтиков» подчеркивает то, что периодом расцвета была второй этап развития романтизма: «Романтическая эстетика в ее центральную, «гейдельбергскую» пору - это живая эстетика образа».7

  • Одна из особенностей немецкого романтизма- это его универсальность.

А.В.Михайлов пишет: «Романтизм претендовал на универсальность взгляда на мир, на всеобъемлющий охват и обобщение всего человеческого знания, и он в известной мере действительно был универсальным мировоззрением. Его идеи относились к философии, политике, экономике, медицине, поэтике и т.д., причем всегда выступали как идеи чрезвычайно общего значения.8

Эта универсальность была представлена в йенской школе, которая объединяла людей разных профессий: братья Шлегели, Август Вильгельм и Фридрих, были учеными-филологами, литературными критиками, искусствоведами, публицистами; Ф. Шеллинг- философ и писатель, Шлейермахер- философ и теолог, Х. Стеффенс- геолог, И .Риттер- физик, Гюльзен- физик, Л. Тик- поэт, Новаллис- писатель.

Систематическую форму романтическая философия искусств получила в лекциях А. Шлегеля и трудах Ф. Шеллинга. Также представители йенской школы создали первые образцы искусства романтизма: Л. Тик комедия «Кот в сапогах»(1797), «Гимны к ночи» лирический цикл (1800) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) Новалиса.

Второе поколение немецких романтиков, «гейдельбергскую» школу, отличал интерес к ралигии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806-1808), составленный Л.Арнимом и К. Бернтано, а также «Детские и семейные сказки» братьев Я. и В. Гримм (1812-1814). Высокого совершенства в это время достигла и лирическая поэзия ( в качестве примера можно привести стихи И. Эйхендорфа).

Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого научного направления в фольклористике и литературоведении- мифологической школы.


  • Следующей характерной чертой немецкого романтизма является художественность его языка.

А.В. Михайлов пишет: «Немецкий романтизм отнюдь не сводится к искусству, литературе, поэзии, однако и в философии и в наук он не перестает пользоваться языком художественно-символическим. Эстетическое содержание романтического мировоззрения заключено равным образом и в поэтических созданиях и в научных опытах».9

В позднем немецком романтизме нарастают мотивы трагической безысходности, критическое отношение к современному обществу и ощущение разлад мечты с действительностью. Демократические идеи позднего романтизма нашли свое выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, и в поэзии и прозе Генриха Гейне.



  • Еще одной характерной чертой, относящейся к позднему периоду немецкого романтизма, явилось возрастание роли гротеска как составляющей романтической сатиры.

Романтическая ирония стала более жестокой. Идеи представителей гейдельбергской школы часто выступали в противоречие с идеями раннего этапа немецкого романтизма. Если романтики йенской школы верили в исправление мира красотой и искусством, своим учителем называли Рафаэля,

c:\users\liana.liana-пк\desktop\автопортрет рафаэль.jpg(автопортерт)

то пришедшее им на смену поколение видело в мире торжество безобразия, обращалось к уродливому, в области живописи воспринимало мир старости



c:\users\liana.liana-пк\desktop\читающая пожилая женщина- рембрандт.jpg(читающая пожилая женщина)

и распада, а своим учителем на этом этапе называло Рембрандта.



c:\users\liana.liana-пк\desktop\автопортрет рембрандт.jpg(автопортрет)

Усиливалось настроение страха перед непостижимой реальностью.

Немецкий романтизм - это особое явление. В Германии характерные для всего движения тенденции получили своеобразное развитие, определившее национальную специфику романтизма в этой стране. Просуществовав относительно недолго (по мнению А.В. Михайлова, с самого конца XVIII века до 1813-1815 гг.), именно в Германии романтическая эстетика приобрела свои классические черты. Немецкий романтизм оказал сильное влияние на развитие романтических идей и в других странах и стал их фундаментальной базой.


Каталог: uploads -> doc
doc -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»
doc -> Урокам литературы в 9 классе Серебренниковой И. В. 2014-2015 Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
doc -> Урок литературы в 11 классе. Подготовка к итоговому сочинению. «Когда ум с сердцем не в ладу» Цели Тема урока: Подготовка к экзаменационному сочинению по литературе. Сочинение по тематическому направлению «Разум и чувство»
doc -> «Философская суть современного педагогического образования»
doc -> А образ ангела (образ демона) 5 Б
doc -> Литература Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»
doc -> …3 Глава I. Проблема стрессоустойчивости военнослужащих срочной службы в современной психологии
doc -> Диссертация на соискание ученой степени
doc -> Тип шаблона
doc -> Программа составлена на основании фгос во направления


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница