Образуется положительная обратная связь: потребности в распространении знания стимулируют развитие



Скачать 83.97 Kb.
Pdf просмотр
страница1/4
Дата11.08.2018
Размер83.97 Kb.
  1   2   3   4


45 образуется положительная обратная связь: потребности в распространении знания стимулируют развитие системы коммуникаций, которая, в свою очередь, открывает новые возможности для распространения знания. В результате такое общество функционирует как саморазвивающаяся система, в которой коммуникации проявляют себя в качестве онтологии культуры. Фактор же развития коммуникаций выступает как культурообразующий, порождая процессы социокультурных трансформацй. Вполне обоснованно такое общество можно квалифицировать как коммуникативное.
Применительно к проблеме трансформации власти знания О. Тоффлером предложена концепция знания как ресурса власти и управления в его исследовании «Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века», в котором автор анализирует ситуацию трансформации власти, в ходе которой распадаются существующие в мире структуры власти и формируются совершенно новые [5. С. 3]. Феномен
«смещения» власти автор объясняет трансформацией природы власти, в результате которой традиционная власть силы и богатства уступает свои доминирующие позиции власти знания, а культура нового типа открывает новые способы обретения общественного богатства посредством знания в условиях
«суперсимволической экономики». Процесс «смещения власти» означает не её перемещение куда-либо, а трансформацию способа реализации власти, в результате которой получение общественного богатства оказывается зависимым от распространения информации и коммуникативных отношений.
Понятие информационного общества ассоциируется с распространением знания в виде информации
(в предложенной нами интерпретации). Со становлением информационного общества (общества распространения знания) неразрывно связано становление сервисной отрасли экономики, ориентированной на оказание услуг, требующих либо привлечения специалистов, владеющих необходимым научным знанием
(в этом случае распространяются продукты применения научного знания без существенного роста научной информированности потребителей услуг), либо передачи информации, содержащей необходимое для решения проблемы потребителя научное знание (в этом случае действительно имеет место распространение и интерпретация научного знания применительно к предметной области потребителя). Однако, в том и в другом случае контроль над информацией определяет реальную власть как в экономике, так и в политике.
Вместе с тем, процесс распространения научного знания и продуктов его применения способствует тому, что промышленное производство постепенно обретает статус «ментального производства», характерный для общества, определяемого как знаниевое общество, общество знания, общество, основанное на знании
(Knowledge based Society). Характерной чертой общества, основанного на знании, является его способность создавать продукты, не существующие в природе, и решать проблемы, разрешимые исключительно на основе научного знания (выход человека в космос, например).
В заключение отметим, что предложенная в статье интерпретация понятия информации позволила дифференцировать постиндустриальный период в эволюции социальности и выделить в нём этапы становления коммуникативно-информационного и знаниевого общества как специфические этапы в распространении научного знания в социуме, своеобразие которых, однако, требует дальнейшего изучения.
Список использованных источников и литературы
1. Бакун Л.А., Шумаван А.И. Что за «третьей волной»? // Полис. – 1991. – № 5. – С. 19-42.
2. Земсков А. Информационное общество – открытое общество // Новая книга. –1998. – №8. – С. 28-41.
3. Пугачев В.П. Информационный тоталитаризм как перспектива либеральной демократии в XX веке //
На рубеже веков. – 1997. – № 4. – С. 15-21.
4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2001.– 606 с.
5. Тоффлер О. Третья волна // США – экономика, политика, идеология. – 1982. – №7. –С. 3-17.
6. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге XXI века. – М.: Наука,
1991. – 212 с.
7. Мелик-Гайказян И. В. Информация и самоорганизация. (Методологический анализ). Под ред. В. М.
Лисицына – Томск: Изд. ТПУ, 1995. – 180 с.

КООПЕРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ
Кривоногов В.С., студент
Томский политехнический университет
1. Одной из концепций обновления Российского общества и способом решения его социальных проблем может стать кооперативная стратегия, представляющая собой потенциально важное направление современной социологической науки. Научно-теоретические и социо-культурные потребности изучения социологией этого направления вытекают из праксиологического характера основополагающих идей кооперативного мировоззрения, которое покоится на принципе органичного совпадения условий развития личности с фундаментальными императивами обществ современной цивилизации [1].
Несмотря на то, что современное общество ежедневно сталкивается с явлением кооперации и пользуется ее плодами, знание о ней еще не имеет законченной теоретической формы, а социологическая мысль недооценивает превращение кооперативных систем действия в крупный и самостоятельный фактор


Каталог: fulltext
fulltext -> Учебно-методическое пособие для преподавателей физики Павлодар Кереку 2008
fulltext -> Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М. А. Василика. М: Гардарики, 1999. 384 с
fulltext -> «сибирская государственная геодезическая академия»
fulltext -> Гуманитарный аспект инженерной деятельности
fulltext -> Лекция 1 Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества 1
fulltext -> Планы семинарских занятий по курсу «история экономических наук»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница