Образовательная программа «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного»



страница1/17
Дата04.06.2018
Размер1.25 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Направление Филология
Образовательная программа «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного»
Чэнь Инли
Языковая репрезентация концепта «скромность» в русской лингвокультуре (на фоне китайской)

Выпускная квалификационная работа

магистра лингвистики

Научный руководитель:

к.п.н., доц. Авлова.Т.Б.

Рецензент:

д.ф.н., проф. Щукина Д.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет»


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в лингвистике ведущей является антропоцентрическая тенденция, определяющая направление исследований, основным объектом которого является человек. Внимание к «человеку в языке» обусловливает и актуальность лингвокультурологических исследований, непосредственно связывающих культуру и лингвистику. Лингвокультурологический подход позволяет сфокусировать внимание на тех явлениях языка, которые обладают особой национально-культурной спецификой. К таким явлениям относится и понятие концепта, поскольку его изучение неразрывно связано с обращением к языковому сознанию того или иного народа, к национальной языковой картине мира.

Концепт находит свое воплощение в лексической и грамматической системах языка, связан с ассоциативным рядом носителей языка, а также находит выражение в различных текстах, поэтому его описание требует обращения к самому разнообразному языковому материалу. Антропологические концепты подразделяются на концепты многообразной деятельности человека: эмоций – любовь (Воркачёв, 2007), интеллектуальной деятельности – ум (Дзюба, 2011), внутреннего состояния – дух, душа (Пименова, 2001), здоровье – (Мельникова, 2013, Петкау, 2015) поведения – обман (Плотникова, 2010). Многие исследователи обращают внимание на многокомпонентность понятия «концепт», на его неоднозначность и сложность его интерпретации. Представляется, что изучение концепта «скромность», актуального для русского и китайского мировидения, невозможно без обращения к лексикографическим источникам различного характера, к дискурсивному анализу, к экспериментальным данным.

Цель работы: исследование вербальной репрезентации концепта «скромность» и рассмотрение способов его представления в русской лингвокультуре на фоне китайской.

Для реализации поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

определить место понятия «концепт» в современных лингвистических исследованиях;

проанализировать историко-этимологическую составляющую концепта «скромность»;

исследовать основные лексические репрезентанты концепта «скромность» по данным лексикографических источников;

сопоставить лексические репрезентанты концепта «скромность» в русском и китайском языках;

отобрать языковые единицы, в которых вербально проявлен концепт «скромность»;

описать образную и ценностную составляющие концепта;

провести ассоциативный эксперимент и опрос, позволяющие определить место концепта «скромность» в сознании современных носителей русского, а также китайского языков.

Объект исследования: концепт «скромность» в русской и китайской лингвокультурах.

Предмет исследования: семантика и функционирование языковых единиц, репрезентирующих концепт «скромность».

Гипотеза исследования: сопоставительный подход к исследованию и описанию концепта «скромность», находящийся в русле антропоцентрической и культурологической направленности современной лингвистики, будет способствовать объективному описанию его национально-культурного своеобразия. При всей универсальности данного концепта, отличия могут обнаружиться в его образной и ценностной составляющих.

Научная новизна: определяется выявлением специфики представлений о скромности в обыденном сознании русских и китайцев, которое формируются современным дискурсом.

Методы и приёмы исследования: анализ теоретических источников; описательный метод; метод контекстологического анализа, метод концептуального анализа, метод компонентного анализа; метод этимологического и словообразовательного анализа; метод сопоставительного анализа, приёмы статистического анализа.

Материал исследования: В качестве источников использовались толковые, семантические, идеографические, словообразовательные, фразеологические словари русского языка, словари синонимов, словари пословиц и поговорок, ассоциативный словарь. Национальный корпус русского языка, контексты из разных источников, а также использованы результаты ассоциативного опроса.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении существующих представлений о концепте «скромность», в возможности использования результатов работы в аспекте лингвокультурологии.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты анализа специфики концепта «скромность» могут быть использованы при описании русского языка как предмета обучения в русской и иностранной аудиториях, а также в курсах по лингвокультурологии и этнолингвистики.

Положения, выносимые на защиту

1. Диалоговый дискурс контактирующих культур обеспечивает постижение культур представителей других общностей, является прочной основой для исследований в лингвокультурологии. Такая основа взаимодействия культур помогает выделить их ценностные начала, которые должны быть учтены в лингвокультурологических исследованиях.

2.Концепт как ментальное образование, является той единицей описания языка и культуры, которая позволяет при описании культуроинформативных единиц языка обращаться к экстралингвистическим знаниям: культурной традиции, менталитету и характеру этноса – учёт которых представляется актуальным в аспекте изучения и преподавания русского языка как иностранного

3.Концепт «скромность» – в русской и китайской лингвокультурах имеет следующие признаки:

а) ядерная семантика концептуальной единицы включает признак нормы поведения.

б) концепт «скромность» – феномен, отражающий в обыденном сознании представления о внутренней и внешней программе поведения, в том числе коммуникативного.

3) Ценностная составляющая концепта «скромность» связана с аспектом

общекультурной нормы и с имплицитными правилами её выполнения, более жёстко закреплёнными и соблюдаемыми в китайской культуре.

а) в поведении скромность одобряется;

б) поведенческие проявления скромности должны быть не лживыми, непритворными, они должны отображать реально существующую этическую составляющую личности без манипулирования (пробудить жалость, понравиться, вызвать одобрение);

в) крайние проявления скромности осуждаются (лебезить);

г) сверхпозитивная самооценка осуждается (якалка, хвастун);

д) скромность оценивается как положительное качество личности, если не нарушает личную, профессиональную деятельность человека;

Образная и ценностная составляющие концепта проявляется в метафорике, фразеологизмах (материалы Национального корпуса русского языка, материалы ассоциативного опроса), кроме того здесь актуализируется культурные представления носителей русской и китайской лингвокультур, отражающая их языковую картину мира.

4. В настоящее время концепт модифицируется, деилогизируется. отражая современную прагматику человека. Аксиологическая природа антропоцентрической нормы определяет тесную связь концепта «скромность» с изменениями во всех областях человеческой деятельности.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей список литературы и иных источников, в том числе перечень слов.


Каталог: bitstream -> 11701
11701 -> Программа «Теория и практика межкультурной коммуникации»
11701 -> Смысложизненные ориентации и профессиональное выгорание онлайн-консультантов по специальности
11701 -> Теоретико-методологические аспекты исследования проблем планирования жизни
11701 -> Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 040100 «Социология» Профиль «Социальная антропология»
11701 -> Основная образовательная программа магистратуры вм. 5653 «Русская культура»
11701 -> Филологический факультет


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница