Образовательная программа объединения по интересам " космическая биология" дополнительного образования детей и молодежи



Скачать 65.08 Kb.
страница1/5
Дата01.08.2018
Размер65.08 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования ”Республиканский эколого-биологический центр“

Образовательная программа

объединения по интересам

КОСМИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ“



дополнительного образования детей и молодежи

(повышенный уровень)

Автор-составитель:

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Трибис В.П.

Минск 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Принятые сокращения:


БСЖО

Биологическая система жизнеобеспечения - совокупность определенным образом подобранных, взаимосвязанных и взаимозависимых биологических объектов (микроорганизмы, высшие растения, животные), расходуемых веществ и технических средств, обеспечивающая в ограниченном замкнутом пространстве основные физиологические потребности человека в пище, воде и кислороде преимущественно на основе устойчивого круговорота веществ.

ИЗЭС

Искусственная замкнутая экосистема

ИСЖО

Искусственная система жизнеобеспечения

КЛА

Космический летательныйаппарат

СЖО

Система жизнеобеспечения

Космическая биология – комплекс биологических наук, в которомизучается:



  • жизнедеятельность земных организмов в условиях космического пространства и на космических летательных аппаратах;

  • биологические системы жизнеобеспечения на космических аппаратах и станциях;

  • наличие, распространение, особенности и эволюция живой материи во Вселенной (экзобиология).

Настоящая программа представляет собой модель процессакосмобиологического образования в условиях учреждений дополнительного образования детей и молодёжи эколого-биологического профиля.

Основная направленность программы состоит в том, чтобы выработать и развить у учащихся интерес к научному видению мира, привить учащимсяспособности к научно-исследовательской деятельности.



Цельреализациипрограммы: способствовать развитию у учащихся адекватного осмысления окружающего мира во всём его богатстве и полноте и создать условия для обретенияими начального уровня профессионализациив исследовательской сфере.

Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:



  • углубить понимание окружающей среды, развивая межпредметные связи в пространстве понятий ВселеннаяЖизньЧеловек;

  • способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, обучая их методам коллективного мышления;

  • формировать навыки современных способов поиска научной информации и установления контактов между учёными;

  • воспитывать гуманистическое отношение ко всему живому;

  • ознакомить учащихся с научными методами исследований и предоставить им возможность начального освоения некоторых из этих методов;

  • способствовать освоению основ оргуправленческой деятельности и процедур формирования, обоснования и принятия решений;

  • включать учащихся в непосредственную практическую деятельность по улучшению среды человеческого обитания (”мыслить глобально, действовать локально“);

  • освоить методы совместного обсуждения и решения исследовательских задач;

  • практическиосвоитьнекоторыечастныеметодики научного исследования;

  • закрепить мотивацию к углубленному образованию учащихся в области биологии и экологии;

  • организовать процесс самостоятельной познавательной деятельности в этом направлении, становление исследовательской позиции;

  • формировать экологическое сознание личности, ценностные экологические ориентации,конструктивноеотношение к природе;

  • ознакомить учащихся с принятыминормами и правилами поведения и деятельности в природе.

Актуальность программы «Космическая биология» обусловлена, с одной стороны, постоянно повышающимся интересом человечества к проблемам космической деятельности и, с другой, острой потребностью общества в развитии творческих способностей учащейся молодежи, в привитии им интереса к науке. Кроме того, актуальность космической тематики обусловлена уже тем фактом, что Беларусь в полной мере причастна к высоким достижениям в сфере освоения космоса, как в бывшем Советском Союзе, так и в рамках СНГ.

Программа рассчитана на один года обучения учащихся старшего школьного возраста. Длительность занятий - 6 часов в неделю. Объём учебных часов -216.



Дидактические материалы:

  • карты геологических разломов и кольцевых структур Беларуси;

  • схемы базовых форм астроблем и разломов;

  • образцы минералов;

  • таблица содержания элементов (кларки) в земной коре.

Методические разработки:

  • Интернет сайты по темам космической биологии:

  • http://www.gctc.ru/main.php?id=283;

  • http://www.biorg.ru/;

  • http://www.federalspace.ru/main.php?id=38&pid=85;

  • http://www.plesetzk.ru/ka/bion;

  • http://astrobiology.nasa.gov/4;

  • http://www.esa.int/esaCP/index.html.

Компьютерные презентации работ ранее прошедших конкурсов.

Методическое обеспечение программы:

Научная, специальная, методическая литература (см. списки литературы).

Формы организации образовательного процесса:

а) словесные методы



Лекция – занятие с новичками в группе, по наиболее общим, фундаментальным вопросам, преимущественно в начале курса (вводные лекции).

Рассказ - занятие в группе, информирование о новостях науки, о новых поступлениях научной литературы по наиболее общим, фундаментальным вопросам в начале курса.

Поисковые беседы по индивидуальным программамс целью формирования новых поворотов проблемных тем.

Интервью – беседа с ведущими учёными по проблемам, связанным с избранными темами для исследований.

Игровой метод- «мозговой штурм»для развития новых тем и для повышения активности учащихся и тренировки креативности.

Сменавидов деятельности учащихся (слушание, наблюдение, выполнение самостоятельных работ и т.п.) в зависимости от конкретной ситуации по ходу проведения занятий.

Тренинги выступлений - подготовка к конференциям районного, городского, республиканского и международного уровней на русском, белорусском и английском языках.

б) наглядные методы



Походы выходного дня в районы, отличающиеся геологическимиособенностями территории (Логойская астроблема, Кременецкая магматогенная кольцевая структура и др.);

Экскурсии по «космическим местам» г. Минска (памятники Я. Дроздовичу, К.Э. Циолковскому, Я.Б. Зельдовичу, М. Богдановичу, памятная доска В.Ф Купревичу и др.);

в) практические методы



Лабораторные работы - как общелабораторный практикум, так и индивидуальные или групповые работы, связанные с будущими исследованиями.

Техническое оснащение занятий

В связи с большим разнообразием интересов учащихся и ограниченными ресурсами учреждений образования полностью обеспечить каждую работу всем необходимым оборудованием весьма затруднительно.

Основное желательное оборудование:


  • общелабораторное оборудование (отдельное помещение, лабораторный стол, подвод электричества, воды и канализации, шкаф для хранения химикатов, слесарные инструменты и т.п.);

  • мобильные приборы (цифровой фотоаппарат, ГИС-навигатор, буссоль, рН-чекер, кондуктометр, ОВП-измеритель, дистанционный измеритель расстояний, пробоотборники почв и донных отложений и т.п.);

  • компьютер, принтер, сканер;

  • видеокамера, мультимедийный проектор, и др.

При необходимости воспользоваться дорогостоящим прибором или нестандартной программой необходимо обратиться с обоснованной просьбой в (Сетевой) Центр коллективного пользования научным оборудованием при Академиях наук или университетах Беларуси, СНГ или мира. Успех такого обращения напрямую будет зависеть от уровня и привлекательности тех идей, разработкой которых вы занялись.

Кроме того, есть возможность заинтересовать того или иного спонсора в оплате стоимости тех или иных анализов или работ сторонних организаций.



Примерная тематика исследовательских работ по индивидуальным планам:

  1. Влияние солнечной активности на компоненты ИЗЭС и иных экосистем.

  2. Имитация невесомости с помощью клиностата на примере прорастающих семян растений.

  3. Влияние выдыхаемого воздуха на рост растений и/или животных в условиях ограниченного газообмена.

  4. Селекция растений на различные экстремальные условия среды (засоление почвы, устойчивость к тяжёлым металлам, засухоустойчивость, холодоустойчивость и др.).

  5. Поведение животных в изменяющихся условиях внешней среды (переменное магнитное поле, электрическое раздражение, кислотность среды, вибрации, свет и др.).

  6. Влияние слабого электрического тока на метаногенез и рост микроводорослей в лабораторных условиях.

  7. Особенности стресса обезвоживания у дождевых червей.

  8. Электрически явления в гидроэкосистемах с донными отложениями.

  9. Влияние физических факторов среды (магнитное поле, ЭМП, свет, лазерное излучение и т.п.) на жизнедеятельность микроорганизмов.

  10. Геотерапевтические и геопатогенные зоны местности.

  11. Оценка надёжности вестибулярного аппарата человека.

  12. Восприятие пространства и времени учащимися с различным уровнем здоровья и конституцией.

  13. Психология человеческих отношений в ситуации выбора в условиях неопределённости.

  14. Изменённые состояния сознания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Тема

Количество часов

Всего часов

в том числе:

теорети-ческих

практи-ческих

1

Введение в предмет

22

16

6

1.1

Космическая биология как наука и её место в системе биологических наук

2

2

 

1.2

История космической биологии

5

2

3

1.3

Происхождение и эволюция Вселенной

2

2




1.4

Происхождение и эволюция жизни

5

2

3

1.5

Эволюция биосферы

2

2

 

1.6

Человек в биосфере

2

2

 

1.7

Космическая экология

2

2




1.8

Мифы о космосе

2

2




2

Человек и космос

44

26

18

2.1

Факторы космического полёта

3

3

 

2.2

Космическая медицина

6

3

3

2.3

Космическая психология

6

3

3

2.4

Животные в космосе

6

3

3

2.5

Космическое растениеводство

6

3

3

2.6

Искусственные замкнутые экосистемы

9

3

6

2.7

Космос как рабочая среда человека-оператора

3

3

 

2.8

Управление в экосистемах

3

3

 

2.9

Обобщающее занятие

2

2

 

3

Научный эксперимент

150

23

127

3.1

Научные исследования

9

3

6

3.2

Техника лабораторных работ

6

3

3

3.3

Планирование, подготовка и проведение экспериментов

84

6

78

3.4

Сбор полевых материалов

43

3

40

3.5

Основы математической статистики

6

6

 

3.6

Заключительное занятие

2

2

 

 

Всего

216

65

151


СОДЕРЖАНИЕ

Каталог: assets -> files
files -> Планы семинарских занятий по философии для студентов всех специальностей Уфа 2013
files -> Вместе с кантом
files -> Программы нпо
files -> Психологическая компетентность педагога в работе с детьми
files -> Методические рекомендации по выполнению дополнительного раздела выпускных квалификационных работ по направлению «Реклама и связи с общественностью»
files -> I. Общие положения Статья Правовой статус Устава Петуховского района Курганской области
files -> Планы семинарских занятий по курсу «Социология» для студентов всех форм обучения
files -> Единый государственный экзамен
files -> Рабочая программа дисциплины дв5 Религии народов мира
files -> Вопросы к экзамену содержание термина «литературная критика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница