Образование участвует в производстве нусогенного кризиса, превращается в инструмент разрушения православной цивилизации



Скачать 226.9 Kb.
страница1/7
Дата23.07.2018
Размер226.9 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7

О ВНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНАХ РАВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ДОМИНАНТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.В. Компаниец, , г. Харьков, Украина

«Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса, или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса, - богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему».

Св. Николай Сербский [1, с.15]
Современный углубляющийся социально-экономический кризис - это только верхушка системного кризиса, которой поражены все сферы жизнедеятельности общества. Основой системного кризиса является кризис духовно-нравственный, кризис человеческой личности, а для России и Украины этот кризис является и результатом ошибок в выборе цивилизационного пути развития. Этим ложным путем идет и наше образование, в т.ч. образование экономическое.

Сегодня образование, теряющее духовно-нравственную и социокультурную основу, участвует в производстве нусогенного кризиса, превращается в инструмент разрушения православной цивилизации. Это хорошо видно на примере экономического образования, которое активно внедряет чуждые православной цивилизации ценности, предлагает как единственно правильную, модель так называемой рыночной экономики (ее по-другому можно назвать капитализмом или хрематистикой), главная цель которой, если ее не прикрывать красивыми определениями - обогащение и получение власти для избранных. Конечно, для реализации этой цели деградация образования просто необходима. Ведь если построить здание образования на духовно-нравственной и социокультурной основе, ориентируясь на всестороннее (дух, душа, тело) развитие личности, развитие всех сил души (ум, воля, чувства), способствуя раскрытию образа Божия в человеке, то станет невозможным производство самого ценного ресурса рыночной экономики – человека бездумного и лишенного нравственных ориентиров.



Экономика явление земное, конечное, но как, ни парадоксально на первый взгляд, влияющее на судьбу человека в вечности. Тоже можно сказать и о содержании экономической теории и экономического образования в целом. Ведь от понимания сути и целей экономики, законов, определяющих ее развитие, типов социально-экономических систем и моделей управления, понимания смысла и правильного отношения к труду, богатству, сотрудничеству, конкуренции, т.е. всего того, что и передается через экономическое образование (а закрепляется опытом и примером деятельности в существующей экономической среде) зависит и тот тип экономического поведения, управления, в целом действий в сфере экономики, который выберет нынешний студент, а завтра - будущий специалист, управленец, предприниматель.

В нашем обществе долгое время отсутствовала государственная идеология, но ее место с «успехом» заняла экономическая «наука», по сути, превращенная в денежную идеологию. Экономика, а правильнее – хрематистика, и как идеология, и как отношения между людьми, превратилась в анти-Евангелие. Ведь она, устами в т.ч. профессоров и ученых, а также через поведение власти и бизнес-элиты, большинства предпринимателей проповедует, что «всеми и всем движет прибыль» и «деньги - источник всякого блага». Наши ученые, преподаватели и студенты, предприниматели, управленцы, к сожалению, в большинстве своем не знают об идеалах присущей нам исторически православной модели хозяйствования – об отношении к труду как к добродетели; отношении к собственности, богатству и власти как к испытанию и ответственности; о нравственном законе, регулирующем и социально-экономическое развитие; о внеэкономических (социальной, гуманной, экологической, нравственной, сотериологической) целях экономики. Не знают о том, что эти идеалы воплощались в реальную практику хозяйствования столетиями и показывали образцы высокоэффективного хозяйствования.

Следствием действия денежной идеологии и стало изменение сознания общества, особенно молодежи. Ценностная пирамида общества, в т.ч. молодежи, перевернута по сравнению с ее идеалом, сформированным в православной культуре. Главными ценностями стали не Бог, Отечество, семья, созидательный труд, а накопление, богатство и потребление, получение максимума удовольствий. Но искаженное сознание, как известно, порождает деформированное поведение. Отсюда разрушение семьи, общества, экономики, охваченной невиданной в мире коррупцией.

Чтобы изменить ситуацию, надо выстроить экономическое образование в духовно-нравственных и социокультурных координатах.

Отдельно следует остановиться на законах, определяющих развитие экономики, а шире – всей социальной системы. Обычно студентам излагают такие «экономические законы»: закон возвышения потребностей; закон спроса; закон предложения; закон зависимости между предложением и спросом; закон убывающей доходности; закон эффекта масштаба производства; закон экономии времени; закон конкуренции, др. На самом деле все перечисленное законами не является, но представляют лишь некие зависимости и закономерности, проявляющиеся не всегда и не во всех социально-экономических системах.

Существуют два закона, определяющих развитие социальной системы. Первый закон отражает определяющее влияние духовно-нравственных факторов на все общественное развитие (шире – как на развитие общества, так и природы), в том числе ход исторического процесса, а также развитие экономики. Его мы назовем законом духовно-нравственной детерминации общественного, в т. ч. экономического развития. Этот закон в полной мере признан в православной теологии, его впервые обосновал богослов ХХ века – святитель Николай Сербский [2]. По отношению к экономике его можно сформулировать так: развитие социально-экономической системы находится в определяющей зависимости от духовно-нравственных факторов (духовно-нравственного капитала народа).

Другой закон отражает влияние типа религии (верования) и, соответственно, типа культуры на особенности, состояние и развитие социальной системы, в том числе ее экономической составляющей. Этот закон мы назовем законом социокультурной (цивилизационной) идентичности. Он впервые как закон непередаваемости был сформулирован в ХІХ веке российским ученым и общественным деятелем Н.Я. Данилевским. По отношению к экономике его можно сформулировать так: успешность развития экономики той или иной цивилизации, страны, принадлежащей ей, зависит от соответствия социально-экономической модели развития культуре этой цивилизации. Сейчас воздействие этого закона на развитие общества (локальных цивилизаций), в том числе на экономическое развитие, признают многие ученые.


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Методы научного познания
123456789 -> Ввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввввв
123456789 -> Учебная программа по дисциплине «Основы психологии и педагогики»
123456789 -> Национальная идентичность в социально-конструктивистской перспективе а. Л. Ластовский
123456789 -> Методические рекомендации для студентов факультета «Социальный менеджмент»
123456789 -> Средств массовой информации
123456789 -> Конфликт разума и чувств в комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница