Образование как социокультурный феномен



страница1/2
Дата14.05.2018
Размер78.7 Kb.
  1   2

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Юшкова К.В.

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия

The role of education as a space of social experience development in the context of culture development is described in the article. That fact allows to formulate education social and cultural function and to consider it as a social and cultural phenomenon.
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Все реальнее в последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличение технического могущества, а также то обстоятельство, что будущее развитие больше определяется уровнем культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма (12 с. 8), развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Все это делает совершенно очевидным тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию. "Ныне общепризнано, - говорится в одном из документов ЮНЕСКО (5) (Доклад о положении дел в мировом образовании за 1991 г. Париж, 1991), - что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентности в области освоения передовой технологии".

Роль образования на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, по каким законам осуществляется развитие человека в образовательном процессе, определяет содержание, формы и методы обучения и воспитания, педагогическое мышление, позицию педагогов и обучающихся, уклад жизни учебных заведений. Цели и задачи образования являются элементом ценностно-нормативной культуры общества, производной от социальных представлений о природе и возможностях человека.

В работах ученых, представляющих современную российскую педагогическую и социологическую науки, образование рассматривается как составная часть процесса развития и социализации личности, важный социальный институт; как средство трансляции культуры, овладевая которым человек не только адаптируется к условиям постоянно меняющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать субъективность и преумножать потенциал мировой цивилизации (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). Анализ данных концепций и изучение истории становления и развития образования дают основание утверждать, что образование является исторически, социокультурно и антропологически обусловленным явлением, т.е. социокультурным феноменом, имеющим приоритетное значение как для самого человека, так и для сохранения и развития общества. Важно отметить, что культура и социум решают через образование различные задачи: цель социума через систему образования помочь адаптации человека, культура же создает индивидуальность, обладающую нестандартным набором личностных смыслов, что подтверждает обоснованность рассмотрения педагогического образования как социокультурного феномена.

Ю.К. Бабанский (1 с. 19) отмечал, что образование – это и процесс, и результат освоения системы научных знаний и познавательных умений и навыков, формирующихся на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей.

Образование – это способ вхождения человека в мир науки и культуры. Понятие «образование» происходит от слова «образ». Более того, оно этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura - возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства, процессом трансляции культурно оформленных образцов человеческой деятельности. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, изменяется сам и преумножает потенциал мировой цивилизации. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Содержание образования черпается из наследия культуры и науки, из практики жизнедеятельности человека Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколений к самостоятельной жизни, с другой – образование закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.

Г.И. Герасимова предлагает рассматривать культурное и социальное как своеобразные полюса единого пространства, понимание которых достигается только в общем социокультурном процессе. Причем, по ее мнению, «социальное» преломляется через субъекта деятельности, а «культурное» – посредством сферы, определяющей качество этой деятельности (7. с. 90). Точкой пересечения является человек, занимающий свое место в социальной структуре и являющийся носителем определенной культуры.




Социальный аспект

Культурологический аспект

Структурные элементы образования

Личность как носитель социальных ролей,

отношений, действий, проблем.



Личность как носитель «культурных» качеств,

субъект культурного творчества.



Педагог как носитель социокультурных

качеств.



Социальная общность (объединение, органи-

зация, движение) как социальный институт,

субъект социальных отношений.


Социальная общность как совокупность индивидов, объединенных общими целями, ценностями

и как субъект саморазвития культуры



Педагогическое сообщество как часть социальной системы и совокупность педагогов,

объединенных педагогическими ценностями.



Регион как институциональная и административно-территориальная целостность.

Регион как совокупность социально-культурных

сил, групп, движений как носитель культурного

потенциала (включая историко-культурное и этнокультурное своеобразие, ландшафтные особен-

ности, традиции, предания, памятники истории и культуры.



Образование региона как часть образовательной системы и носитель

историко-культурного, этнического, при-

родно-географического наследия региона.


Общество как сложная система функциони-

рования и взаимодействия различных социальных институтов.





Общество (нация) как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности.

Образование страны – один

из социальных институтов, сохраняющий

черты национально-культурной идентично-

сти.



Человечество как совокупность институционально оформленных наций, народов, этносов.


Человечество как совокупность национальных

культур.



Образование как институт

мировой системы образования, отражающий

своеобразие отдельных национальных культур.


Структура образования как социокультурного феномена

Данные элементы структуры через своих субъектов оказывают влияние на социокультурные процессы, причем не только позитивное, как полагал А.В. Кооп, «...не только и не столько опережающим развитием, сколько тенденцией отставать от постоянно меняющихся и возрастающих общественных потребностей вызываются противоречия между системой образования и развитием производительных сил общества» (6. с. 36). Данные противоречия, усугубляя проблемы в сфере экономики, социальной жизни, приводят к кризисным явлениям и в педагогическом образовании. Некоторые авторы усматривают в природном «консерватизме» системы образования своеобразную гарантию стабильности общества. Но «консерватизм» образования будет сдерживать развитие не только системы образования, но и других элементов социокультурного пространства. Можно сделать вывод, что образование как социокультурный феномен выполняет как сохраняющую, так и развивающую функцию. Сохраняющая (воспроизводящая) функция периодически должна меняться на развивающую, причем приоритет той или иной функции является исторически и социально-конкретно изменчивым (7 с. 54).

Таким образом, образование, несомненно, является социокультурным феноменом, т.к. одновременно выступает как часть культуры и особый социальный институт, субъекты педагогического образования становятся носителями культурного и социального, поэтому его модернизация должна вестись в русле социокультурного подхода. Образование является социокультурным феноменом и в связи с тем, что выполняет по отношению к обществу и культуре значимые функции, без осуществления которых гармоничное развитие этих сфер невозможно.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница