Области исследований



Скачать 35.88 Kb.
Дата12.01.2018
Размер35.88 Kb.
ТипИсследование

Содержанием специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы» является анализ общества как сложной иерархизированной системы, находящейся в процессе функционирования, в контексте глобальных противоречивых тенденций и факторов, связанных с глобализацией и регионализацией. В связи с этим предполагается исследование происходящих в настоящее время процессов трансформации социально-структурных отношений общества по различным критериям, новых форм социального расслоения, радикальных изменений в тенденциях и направлениях социальной мобильности, ценностных ориентаций личностей и групп, моделей их поведения. Исследование указанных проблем должно проводиться на основе государственной и ведомственной статистики, анализа материалов данных социологических исследований, собственных эмпирических данных, а также данных мировой социологической науки.

Объектами изучения являются конкретное состояние и уровень интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве современного российского общества, его отдельных элементов, их иерархической соподчиненности. Особое внимание уделяется объективной диалектике отношений равенства-неравенства между элементами социально-стратификационной структуры на различных уровнях социального пространства. Это позволит предложить обоснованные рекомендации в сфере социальной политики, имеющие широкое социальное значение как на федеральном, так и на региональных и отраслевом уровнях.



Области исследований:
1. Социальная структура и социальная стратификация. Понятие «социально-стратификационная структура общества». Различные критерии социальной стратификации.
2. Основные методологические подходы к изучению социальной структуры. Одномерность и многомерность стратификации.
3. Элементы социально-стратификационной структуры. Понятия «социальный слой» и «социальная группа»; их объективное и субъективное определение. Групповая социальная дистанция.
4. Теории социальной дифференциации/интеграции. Критерии социально-экономической дифференциации.
5. Трансформационные социально-стратификационные процессы современного российского общества. Основные пути формирования новой социальной структуры.
6. Становление гражданского общества в России, его элементы и структура.
7. Социальное неравенство, основные показатели и тенденции развития. Процессы углубления социального неравенства и их динамика.
8. Историко-теоретический анализ формирования новых социально-групповых общностей, их взаимодействия и иерархии.
9. Характерные особенности процессов социального расслоения, их биполярная направленность.
10. Плюрализация форм собственности и формирование новых экономических классов в России: класса собственников и класса наемных работников.
11. Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе.
12. Наемные работники, их социальная дифференцированность в зависимости от сектора занятости, профессиональной и отраслевой принадлежности, региона проживания.
13. Социальное содержание рабочего класса в современной России; новая интерпретация его сущности, социального состава, динамики.
14. Изменение социального статуса и деформация российской интеллигенции, ее профессиональная дифференциация.
15. Положение сельского производителя: наемный работник или собственник?
16. Трансформация элиты; экономическая и политическая элиты, их состав, функции, динамика развития. Формирование института власти.
17. Проблема маргинализации населения России; понятие «маргинальный слой».
18. Феномен безработицы в России; особенности формирования, показатели развития.
19. Богатые и бедные в России. Их количественно-качественные показатели. Понятие «прожиточный минимум».
20. Среднедоходная группа населения и средний класс. Состав «старых» и «новых» средних слоев.
21. Роль социальных институтов в трансформации социальной структуры общества.
22. Властные отношения и их место в системе структурообразующих признаков.
23. Структурная перестройка и профессионально-отраслевая динамика занятого населения.
24. Понятие «социальная мобильность», ее основные направления и виды. Социальная мобильность как фактор изменения контуров социальной стратификации.
25. Социальная мобильность в современной России. Различные стратегии адаптационного поведения людей.
26. Социальные функции системы образования; функциональность и дисфункциональность профессионального образования. Рынок труда и профессиональное образование.
27. Автономия труда в социально-структурном пространстве: уровни, показатели, факторы.
28. Социально-производственные структуры и трансформация социально-структурных отношений. Групповая интегрированность. Трудовая мотивация в системе квалификации и содержательности труда работника.
29. Проблемы социальных конфликтов, социальной напряженности, проявления группового, корпоративного эгоизма.
30. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений. Молодежь на рынке труда, перспективы трудоустройства. Региональные особенности.
31. Здоровье населения в социальном контексте. Факторы, влияющие на формирование здорового поколения, как критерий социальной дифференциации.
32. Институт семьи как фактор стратификации общества.
33. Субъективный аспект социальной стратификации. Социальная идентификация, ее основные виды: социально-групповая, социально-слоевая идентификация. Типы идентификационного поведения.
34. Основные процедуры исследования социально-стратификационной структуры:
      - анализ материалов государственной статистики;
      - использование историографических методов;
      - вторичный анализ материалов социологических исследований;
      - анкетный опрос населения;
      - опрос экспертов;
      - многомерный анализ социологической информации;
      - теоретический анализ эмпирической информации.
Каталог: files
files -> Истоки и причины отклоняющегося поведения
files -> №1. Введение в клиническую психологию
files -> Общая характеристика исследования
files -> Клиническая психология
files -> Валявский Андрей Как понять ребенка
files -> К вопросу о формировании специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций
files -> Русские глазами французов и французы глазами русских. Стереотипы восприятия


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница