Об аспектах этнической политики в России



Скачать 431.99 Kb.
страница1/2
Дата25.08.2018
Размер431.99 Kb.
  1   2


Об аспектах этнической политики в России
Предмет, о котором нам предстоит поговорить, все чаще именуется этнополитикой. Более привычно для общественно-политического и научного дискурса звучит понятие «Государственная национальная политика». Но мы не будем вдаваться сейчас в терминологические тонкости и дискутировать о сложных научных дефинициях.

Словом, речь идет о том, что более привычно длительное время в нашей науке и практике называлось «национальным вопросом» или национальной политикой». Суть этих проблем составляют вопросы состояния и развития этнического разнообразия населения страны (многонационального народа), системы государственной организации и управления в условиях многонациональности, учет и реализацию прав, запросов и интересов граждан и этнических общностей, связанных с сохранением их культуры, традиций, языка в условиях единой страны и разного типа расселения. Наконец, сюда же входят проблемы межэтнических отношений, включая возможные конфликты, а также методы их предотвращения и разрешения.

К этой же сфере в последние 15 лет, начиная с этнополитического конфликта в Чечне, добавились вопросы вооруженного этнического сепаратизма, религиозного радикализма, международного терроризма, которые почти всегда задействуют в программу индоктринации этнический фактор и являются самыми серьезными вызовами молодой российской демократии. Этнический и расовый аспекты заключают в себе и такие явления российской жизни, как ксенофобия и экстремизм, направленные главным образом против иностранцев, но также и собственных граждан или наших недавних соотечественников – выходцев из регионов Южного, Северного Кавказа и Средней Азии.

В понятие государственной национальной политики в ее традиционной трактовке входят также разработка и реализация конституционно-правовых корм, деятельность специализированных институтов государственного управления разного уровня, государственные программы и проекты в области развития, сохранения культуры и языка, просвещение и информация, общественные движения и организации этнокультурного направления, мониторинг этноконфессиональной ситуации и прикладные научные исследования.

В современном общественном дискурсе практические детали и теоретики все чаще употребляют термин этнополитика, акцентируя тем самым политические функции этничности. Но перед тем, как перейти к сегодняшнему дню, вспомним, каковы были особенности позднего советского периода этнополитики? СССР был одним из самых крупных многоэтничных государств, в котором фактически все нерусские этнические общности (народы, нации или национальности) имели автономные образования разного уровня, т.н. национально-государственные образования. Известная «советская матрешка» (союзные и автономные республики, автономные области и округа, национальные сельские советы) возникла еще в первые десятилетия существования СССР и с некоторыми изменениями просуществовала до его распада. Эта система основывалась на территориальной и государственно-политической нагрузке этнического фактора. Советская национальная национальная политика была не столько политикой государство-строительства на основе гражданской общности, сколько политикой развития и сближения социалистических наций на основе формул интернационализма и дружбы народов. У этой во многом пропагандистской и умозрительной политики были свои серьезные риски по части стимулирования не только «национальных форм», но и потенциального изоляционизма, сепаратизма и антироссийскости1.

Однако эти риски носили до поры до времени скрытый, латентный характер: положение спасали жесткий идеологический диктат и унитарный партийно-политический режим, а также идеология советского патриотизма и концепция советского народа. Последний был более чем реальностью, но он не был «новым типом исторической общности людей», как об этом заявляли лидеры КПСС2. Он представлял собой историческое продолжение российского (русского в широком смысле этого слова) народа, который существловал веками, несмотря на утрату части территорий государства в 1917 г. и приобретение новых территорий в 1940 г.

Тем не менее, как Вы знаете, 20 лет назад СССР прекратил свое существование, а на его карте появились 15 новых (постсоветских государств). Правопреемником страны Советов стала Российская Федерация – новое демократическое, светское, социальное государство.

Уместно напомнить, что ст.3, п.1 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

В ст. 19, п.2 провозглашено: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств, сложившимся на федеративной основе, где проживают представители 182 этнических общностей, каждая из которых обладает уникальными особенностями традиционной материальной, соционормативной и духовной культуры, используется 239 языков и диалектов. Одновременно следует отметить, что преобладающее большинство народов нашей страны на протяжении веков этнически сформировались именно на территории России, и в этом смысле они являются все коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности.

Историко-культурный облик, настоящее и будущее Российской Федерации тесно связаны с такими ее чертами как многонациональность и поликонфессиональность. Именно эти черты определяют современное состояние России, в том числе и на международном уровне, являются ее стратегическим ресурсом, человеческим, социальным капиталом и инновационным ресурсом.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. численность жителей России составляла 145,2 млн. За межпереписной период с 1989 по 2002 гг. численность населения страны уменьшилась на 1,8 млн. человек и эта тенденция сохраняется до сих пор. Сейчас началась публикация данных переписи 2010 года, согласно которой общая численность населения составила более 143 млн. человек, что выше расчетных данных. По оценкам экспертов, этнический ландшафт страны стал богаче, но основные этнические пропорции не претерпели значительных изменений, поэтому корректно пользоваться данными прошлого опроса населения.

Перепись 2002 г. явственно показала несостоятельность разговоров об "этноциде", якобы имевшем место в 1990-е гг., а также о радикальных изменениях в этническом составе населения России3. Для этого достаточно взглянуть на таблицу, в ней приведены данные по 23 самым многочисленным национальностям, а это составляет 96% населения страны.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница