О возможности расторжения христианско брака



Дата10.07.2018
Размер51.8 Kb.

О ВОЗМОЖНОСТИ РАСТОРЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКО БРАКА.
Для православного христианина естественной формой вступления в брак является венчание в церкви, но сама Церковь с уважением относится и к гражданскому браку! Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года отметил: "Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку". Но то, что сейчас называют в обществе «гражданским браком» никакой не брак, а самый настоящий блуд. В отличие от церковного брака, освящаемого через венчание в Церкви, гражданский брак регистрируется государственными органами власти. А теперь принялись называть «гражданским браком» совместное сожительство свободных от брака мужчины и женщины, которое всегда называлось блудом. Делается это для того, чтобы блудников не обличала совесть, и не мешала бы им расстаться со своим грехом.

Брак, по меткому выражению митр. Антония Сурожского, есть образ будущей райской жизни, где все люди и Ангелы будут находиться в состоянии такой любви, которая переживается человеком в браке, когда: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5). Поэтому идеал христианского брака – абсолютная моногамия, один единственный брачный союз, исключающий возможность второго брака.

В связи с этим Церковь осуждает и не допускает для своих членов свободный развод, т.е. развод по обоюдному согласию супругов (см. Мф.19,9). 87 правило Трулльского собора (VI Вселенского Собора) говорит: «Жена, оставившая мужа, если пойдет за иного, есть прелюбодейка, по священному и божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: если жена будет мужу иному [сожительствовать], не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет. И снова: держащий прелюбодейку, безумен и нечестив. Если усмотрено будет, яко оставила мужа без вины: то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с Церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий, и иную поемлющий, по слову Господа, повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же, правилами отцов наших, таковым год быть в разряде плачущих, два года слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седьмой стоять с верными, и тако сподобиться причащения, если со слезами каяться будет».

Но в отличие от католицизма, снисходя к человеческой немощи, допускает развод на основаниях Св. Писания, которое указывает только 2 возможные причины. Это:

Смерть одного из супругов - 1Кор.7,39: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».

Прелюбодеяние - Мф.19,9: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует».

Христианское учение о браке из-за высоких нравственных требований не подходило традициям ни еврейского народа, ни римского права, и по этому Церковь вначале считалась с нормами гражданского права, это видно из 9 и 21 правил Василия Великого, на которые ссылается 87 правило Трулльского Собора (см. Книгу Правил), где по разному трактуются понятия измены мужа и жены.

Со временем христианизируемое византийское законодательство сохранило несколько причин, разрешающих развод, которые могли рассматриваться как аналогия смерти или супружеской измены. Так, например, разрешение на развод давалось при покушении одним супругов на жизнь царя, т.к. при этом наказание за это преступление было связано с лишением всех гражданских прав или вынесением приговора: смертная казнь. Покушение на жизнь одним из супругов на жизнь другого или непредупреждение об известной опасности также было основание для развода.

К смерти приравнивалось и безвестное отсутствие мужа в течение 5 лет (или 10 лет для военных). Однако 93 правило Трулльского сбора говорит о том, что вернувшийся супруг, жена которого по долгом его отсутствии вышла замуж за другого, может взять её обратно. Если он этого сделать не захочет, тогда, сохраняя канонический принцип моногамности христианской семьи, второй брак этой женщины расторгается, и ей не разрешается выходить замуж навсегда. По 33-ей новелле императора Льва Философа плен воина не был причиной для развода.

К прелюбодеянию приравнивались случаи, когда жена не ночевала у себя дома или в доме своих родителей без ведома мужа, ходила без его согласия на «позорищные» игры, т.е. игры проходившие на «позорище» – всеобщем обозрении (конские бега, бои гладиаторов), мылась в бане с посторонними мужчинами.

Византийское законодательство не считало прелюбодеяние причиной для развода, если:

-обе стороны были повинны в нём,

-сторона ищущая развода уже простила преступление,

-сторона ищущая развода пропустила 5 лет срок для подачи жалобы.

Само прелюбодеяние доказывалось в суде при помощи показаний свидетелей, наличием рождённого ребёнка или беременности, и т.д. 9-ое правило Василия Великого - запрещало жене добиваться развода на основании прелюбодеяния. Со временем она получила такую возможность, если муж пытался свести её с другим мужчиной, перед судом обвинял её в прелюбодеянии и не смог доказать этого, сожительствовал с другой женщиной в доме, где живёт и жена, без нужды жил в долгой разлуке от жены.

Разрешение на развод давалось церковной властью, если жена совершала аборт при несогласии мужа (22 новелла Юстиниана), или если кто-либо из супругов становился восприемником собственного ребёнка при крещении (указы имп. ЛьваIV и КонстантинаVI налагали за это денежный штраф или телесное наказание, 7-летнее изгнание и запрет вступать в новый брак). Причиной для развода служили и болезни, благодаря которым супружеская жизнь не могла более продолжаться. К ним относили неспособность к супружескому сожитию, обретённую до вступления в брак (развод разрешался через 2 года совместной жизни, но бесплодие жены не было основанием для развода); сумасшествие, приобретённое в супружестве (император Лев Философ постановил, что жена может разводиться через 5 лет после болезни мужа, а муж - через 3 года после болезни жены, но в «Номоканон» - сборник канонических правил греческой церкви IX в. – это правило не вошло). Расставаться супругам навсегда приходилось при совершении монашеского пострига или избрании мужа епископом (48 правило Трулльского собора).

Стороне виновной в расторжении брака не разрешается вступать в новый брак до исполнения епитимии. Разведённые могли по своему согласию опять соединиться в браке с решения правящего архиерея. Но с женой-прелюбодейкой восстановить брачный союз можно было не раньше чем через 2 года после развода.

Но, не смотря на то, что Церковь при определённых обстоятельствах допускает развод, она негативно относится к последующим бракам. Апостол Павел, допуская второй брак для вдовствующих, в то же время не одобрял второй брак между разведёнными: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей» (1Кор. 7, 10-11). Канонические правила Православной Церкви наказывают христиан, вступивших во второй брак, малым отлучением от Церкви. Так 3 пр. Неокесарийского собора и 4, 50 и 80пр. Василия Великого отлучают второбрачных на 1-2 года, троебрачных на 3-4 года. Вступившему в новый брак запрещается рукополагаться в священство (17 пр. св. Апостолов, 19 пр. Анкирского Собора, 12 пр. Василия Великого и др.). А священникам запрещается присутствовать на пиршестве у второбрачных (7 пр. Неокесарийского Собора).

На Руси до Синодальной эпохи (т.е. с X до XVIII века) в основном использовались нормы византийского права. В Синодальную эпоху были внесены некоторые изменения. В «Прибавлении к Духовному Регламенту» говорилось: не принимать в монастырь мужа от живой жены, если не оба уходят в монастырь; причём учитывались возраст и наличие детей. По указу Петра I в 1720г. вечная ссылка предполагала развод; и жене разрешали требовать развод за прелюбодеяние на таких же основаниях, как и мужу.

Сейчас законными основаниями для развода в Русской Православной Церкви считаются те, которые принял Поместный Собор РПЦ 1917-18гг. В «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» законными поводами для развода признавались: отпадение от Православия; прелюбодеяние; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожительству, бывшую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; безвестное отсутствие, присуждение супруга или супруги к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, вступление одной из сторон в новый брак, неизлечимую тяжелую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

«Основы социальной концепции РПЦ», принятые Архиерейским Собором 2000г., дополняют перечень Поместного Собора такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Сейчас разводы совершаются светской властью, но это не отменяет для православных христиан необходимость вести развод через суд епископа. Если православных христианин вступил в брак, и над ним и его супругой совершилось Таинство Венчания, то расторжение такого брака может проходить только по тем церковным законам, которые изложены выше. Напомню, что безосновательное желание одного из супругов или их обоюдное желание расторгнуть церковный брак каноны Православной Церкви не считают причиной для развода.

Расторжение церковного брака, а точнее снятие благословения с церковного венчания, совершается местной епархиальной властью, которая для принятия своего решения опирается на показания супругов, показания духовника, а также решение государственной власти по данному вопросу. На данный момент благословение с церковного браковенчания снимается только перед разрешением на вступление в новый брак.

Мы видим, что сейчас много желающих освятить свой брак через Таинство Венчания, но современная статистика свидетельствует о большом, к сожалению, количестве разводов. Именно поэтому приходиться говорить о церковных правилах расторжения брака, чтобы православные христиане, вступающие в брак и освящающие свой союз через венчание в церкви, в последствии не стали бы сами нарушителями церковных установлений, и тем самым не навлекли бы на себя суд Божий. Ибо Его воля, переданная нам Господом нашим Иисусом Христом, отображается в правилах Церкви Христовой.

Пусть ознакомление с вышеизложенными правилами церковного развода заставит задуматься вступающих в церковный брак о важности этого шага, и убережёт их от действий, которые могут привести к тяжёлым последствиям. Потому что человек, венчавшийся в церкви, и потом, расторгающий свой брак, ограничиваясь одним только гражданским постановлением о разводе, для Церкви всё равно остаётся женатым (замужней). А при вступлении в новый брак становиться двоеженцем (двоемужней), и вследствие чего отлучается от Церкви, если не церковной властью, то невидимым судом Божиим.
Преподаватель Церковного права

Коломенской Духовной семинарии

священник Дионисий Басов
Каталог: files
files -> Беляева елена Валериевна историческая динамика систем нравственности
files -> Программа элективного курса профильного обучения учащихся 10-11-х классов
files -> Имволическое потребление и человек в информационном обществе б. А. Ф
files -> Социально-психологические
files -> Зеркало брахмы духовные поиски в Индии двадцатого века
files -> Да, мы живем в виртуальной реальности
files -> Постановление От 04 декабря 2015 года №402 г. Джанкой Об утверждении прогноза социально-экономического развития муниципального образования Джанкойский район Республики Крым на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
files -> Заместителю начальника отдела


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница