О. В. Рябов русская философия женственности



страница1/47
Дата23.07.2018
Размер3.9 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации


Ивановский государственный университет

О. В. РЯБОВ

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ (XI — XX века)

Иваново


Издательский центр «Юнона»

1999


ББК 87.3

Р 98


В монографии анализируется образ женщины и женского начала в философских текстах русских мыслителей XI — XX веков, показывается место учения о женственности в отечественной философии, его связь с основными ценностями русской культуры. Особое внимание уделено выявлению взаимовлияния философии женственности и русского национального самосознания.

Издание адресовано специалистам в области философии, истории, литературоведения, социологии, гендерных исследований, а также всем, кто интересуется проблемами отечественной культуры.


Исследование выполнено при поддержке Research Support Scheme of the OSI/HESP (грант № 433/1996) и Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров.

Издание книги стало возможным благодаря помощи Фонда Джона Д. и Кэтрин  Т. МакАртуров.



Научный редактор

доктор философских наук, профессор А.Н. Портнов

(Ивановский государственный университет)

ISBN 5-89729-012-1  О.В.Рябов, 1999




Татьяне

ВВЕДЕНИЕ
Эта книга посвящена истории воззрений на женщину и женственность, развивающихся в отечественной философской мысли на протяжении десяти веков ее существования.

Значимость реконструкции женского образа в русской философии, на мой взгляд, очевидна. То, что каждый в собст­венном восприятии и в восприятии окружающих либо мужчина, либо женщина, — это один из решающих факто­ров, который оказывает влияние на судьбу человека на протя­жении всего его жизненного пути. И от того, насколько гармонич­ны отношения между полами, зависит и жизнеспособность общества, и счастье каждого.

Изучая — sine ira et studio — историю представлений о женщине, мы можем лучше понять смысл нынешних дискус­сий по женскому вопросу, в том числе о природе и пред­назначении женщин, об иерархии мужского и женского начал, о биологических и социокультурных детерминантах различий между ними, об устройстве семьи, о специфике материнства и отцовства.

"Женские исследования" (Women’s Studies), некогда интел­лектуальное сопровождение женского движения на Западе, стали колыбелью нового направления в социальных науках — гендерных исследований (Gender Studies). Становление гендерных исследований как отрасли знания связано с раз­личением двух категорий: "пол" (или биологический пол) как совокупность анатомо-биологических особенностей муж­чины и женщины и "гендер" (или социальный пол) как совокупность представлений об их должных качествах, система культурных образцов, регулирующих социальное поведение мужчин и женщин. Гендер — некий социальный конструкт, который общество "надстраивает" над физиологической реаль­ностью. Если пол осмысляется в категориях "мужчина" и "женщина", то гендер — в терминах "женственность" (феминность / женское начало) и "мужественность" (маскулинность / мужское начало).

По вопросу о природе соотношения пола и гендера и, следовательно, о детерминантах гендерных различий выделяют две противоположные точки зрения: эссенциализм (essentialism) и акцидентализм (accidentalism). Согласно пер­вой, гендерные различия детерминированы биологически и/или метафизически, что определяет их вечный и неизмен­ный характер. Сторонники второй полагают, что они социаль­но обусловлены и, таким образом, могут быть преодолены вместе с изменением общественных структур. Влияние и тех, и других факторов отрицать вряд ли возможно  —  и потому спор, в сущности, ведется вокруг того, что в гендерных различиях выступает первичным, определяю­щим: биологическое или социальное?

Что касается способов бытия гендера, то, очевидно, гендер­ные характеристики существуют в том числе и в философ­ском сознании — как воззрения на природу и пред­назначение мужского и женского начал, которые выражены при помощи своеобразного, присущего только философии понятийного аппарата. Эти характеристики, с одной стороны, отражают представления о содержании понятий женственности и мужественности, с другой — оказывают влияние на их формирование: философский текст служит историческим источником для исследования воззрений той или иной эпохи на взаимоотношения мужского и женского, на статус женщины.

Задачи моей работы не ограничиваются реконструкцией образа женщины в философии русских мыслителей. Женст­венность и мужественность обретают в философских текстах не только антропологическое измерение. Можно сказать, что в каждой культуре присутствует своеобразная гендерная карти­на мира; в ней вещи, свойства и отношения осмысляются при помощи бинарных оппозиций, стороны которых ассоции­руются с мужским или с женским началами: мужественность и женственность оказываются двумя полюсами гендерной дифференциации. Необходимо подчеркнуть, что эти полюса обычно не считаются равнозначными: нередко то, что определяется как мужское, перемещается в центр и рассматривается в качестве позитивного и доминирующего, а промаркированное как женское — в качестве второсортного и культурно-инфернального, периферийного (540, с. 12, 14). Многие не связанные с полом феномены (природа и культура, эмоциональное и рациональное, духовное и телесное) отождествляются с мужским или женским таким образом, что внутри этих пар создается своеобразная иерархия (гендерная асимметрия).

Следовательно, определение особенностей гендерной маркировки основных понятий, специфики конструирования гендерной картины мира тем или иным философствующим субъектом создает возможность для получения дополнительной информации о многих аспектах той или иной культуры. Фиксируя отличительные черты учения о женщине и женском начале в русской философии, я попытаюсь показать его место в системе русского мировоззрения, его корреляцию с базовыми ценностями отечественной культуры и тем самым выявить взаимосвязь философии женственности и механизмов формирования национальной идентичности.








Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница