О. С. Павлова Ингушский этнос на современном этапе: черты социально-психологического портрета (по материалам монографии) Настоящее исследование



Скачать 71.65 Kb.
страница1/2
Дата11.06.2018
Размер71.65 Kb.
ТипТезисы
  1   2

Тезисы доклада к научному семинару кафедры психологии образования МПГУ
О.С. Павлова

Ингушский этнос на современном этапе: черты

социально-психологического портрета

(по материалам монографии)
Настоящее исследование посвящено изучению этнопсихологических особенностей ингушского этноса на современном этапе. В основе исследования лежит гипотеза о том, что основными системообразующими источниками социально-психологических особенностей современного ингушского общества являются:

  • Традиции и обычаи;

  • Ислам и моральные нормы мусульманской этики;

  • Этноэтика, закрепленная в моральном кодексе ингушей;

  • Общественно-родовое устройство ингушского социума.

В исследовании произведена попытка изучения этноса в единстве его культуры, религии, традиций и обычаев, что дает преставление о социально-психологических особенностях этноса и о тех глубинных мотивах, которые лежат в основе социотипического поведения его представителей.

В монографии приведены результаты этнопсихологического изучения ингушского народа, проведенного в 2007 – 2011 гг. в Республике Ингушетия, а также в Москве и Санкт-Петербурге, где проживает достаточно большое число представителей ингушского этноса.

Всего в исследовании приняли участие 478 ингушей, проживающих на Родине (в Республике Ингушетия – 366 респондентов) и тех, кто проживает в Москве и Санкт-Петербурге (112 респондентов). Гендерный состав выборки распределился следующим образом: 162 мужчины (33,9% испытуемых), 316 женщин (66,1%). Возрастной состав выборки был представлен двумя группами респондентов:


  • респонденты от 18 до 25 лет – 296 человек (61,9% испытуемых) средний возраст 20 лет;

  • респонденты возрастной группы после 25 лет – 182 человека (38,1%), средний возраст 35 лет; самому старшему респонденту – 67 лет.

Исследование проводилось с помощью широкого спектра различных методов. Основным стал метод включенного наблюдения, которое осуществлялось в процессе многочисленных поездок автора в Республику Ингушетия, начиная с 2007 года по настоящее время, а также в семьях московских и питерских ингушей. Для сбора системной психологической информации использовались следующие этнопсихологические методики:

  • методика измерения культурных ценностных ориентаций по Ш.Шварцу1 (перевод Н. М. Лебедевой);

  • методика «Этническая аффилиация»2;

  • методика «Культурно-ценностный дифференциал»3;

  • тест «Кто Я?»4;

  • методика Дж.Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности5;

  • методика «Неоконченные предложения» (авторский вариант);

  • этнонопсихологический опросник (авторский вариант).

Анализ информации, полученной с помощью этнопсихологических методов, подвергался тщательной интерпретации, основанной на представлениях, полученных из следующих источников. Прежде всего, это было изучение содержания литературы (научной, художественной, популярной), написанной представителями ингушского народа и посвященной истории, религии, культурным ценностям ингушей. Этнопсихологический анализ литературы позволил выявить важнейшие компоненты этнокультуры, их историческую суть и современное значение. Анализ СМИ и Интернет-ресурсов, в том числе содержания чатов и форумов ингушских сайтов, дал информацию о современном состоянии изучаемой проблемы, прежде всего о том образе собственной этнокультуры, который конструируется и распространяется на ее носителей, проживающих на Родине и далеко за ее пределами6.

Первая глава книги «Ингушское общество вчера и сегодня: исторические ориентиры и современные смыслы» содержит основные сведения о Республике Ингушетия и ее истории, имеющие принципиальное значение для настоящего исследования. В частности подробно рассматриваются, прежде всего, события сталинской депортации ингушского народа, во многом повлиявшей на всю дальнейшую жизнь ингушского этноса, и возникшая в результате этого проблема и трагедия населения Пригородного района современной Республики Северной Осетии. Большое внимание уделяется вопросам общественно-родовой и религиозной структуры современного ингушского этноса, которая во многом определяет мировоззрение и бытовые практики ингушей. Самостоятельный раздел посвящен анализу ингушской культуры и искусства, в которых отражаются важнейшие этнокультурные ценности.

Вторая глава книги «Ингушский этнос на современном этапе: результаты социально-психологического исследования» раскрывает сегодняшнее состояние бытующих в народе традиций и обычаев, их отражение в этнопсихологической специфике этноса. В отдельных разделах раскрывается значение ингушского языка на современном этапе развития; содержание и структура идентичности ингушей, место и роль в этой структуре этнической и религиозной идентичности как основных ее компонентов.

В тексте монографии используется большое количество ингушских и арабских слов и выражений, для объяснения которых в конце книги приводится словарь ингушских слов и выражений и словарь арабских слов и выражений. При цитировании ингушские и арабские слова употребляются в том виде, в котором они встречаются в первоисточнике.

Проведенное исследование показало, что современное ингушское общество в значительной степени опирается на традиционную ценностную систему, которая под влиянием глобализационных процессов подвержена постепенной трансформации и модернизации, но не утрачивает своей психологической значимости, так как является основой сохранения этноса, основой его выживания.

Важнейшей чертой современного ингушского социума является его тейповая структура. Тейп в Ингушетии представляет собой реальный субъект общественных отношений, который характеризуется численностью, общественным влиянием, территорией проживания, известными людьми, из него происходящими; степенью религиозности.

Значимое место в жизни ингушского народа занимают традиции и обычаи. Они и в настоящее время являются регуляторами поведения ингушей. Это такие обычаи как: уважение к старшим; гостеприимство; свадебный обычай; обычаи, связанные с нормами ингушской этики и этикета; обычаи, регулирующие взаимоотношения в семье; обычаи, связанные с воспитанием детей; похоронно-погребальные обычаи; кровная месть. В отдельную группу необходимо выделить обычаи, связанные с выполнением предписаний ислама.

Религия в жизни ингушского общества играет огромную роль, определяя духовную сферу жизни, а также социально-бытовые практики. Религиозные мировоззрения являются источником ценностей ингушского народа. Ингуши исповедуют ислам суннитского толка, который представлен двумя суфийскими тарикатами: накшбандийя и кадырийя. В каждом из тарикатов существуют религиозные братства последователей шейхов, которые носят название вирды. Разделение на вирды связано с определенными религиозными и социально-бытовыми практиками, социальной структурой и институтами религиозного и социального управления.

Основным этноинтегрирующим, этноконсолидирующим признаком этноса как психологической общности является ингушский язык, который отражает в себе специфические особенности ингушской истории, культуры, религии, ментальности, этикета.

Изучение структуры идентичности ингушей показало, что значимость в ней различных компонентов зависит от пола и места проживания респондентов. Например, ингуши, проживающие в столицах, чаще определяют себя в терминах этнической и конфессиональной принадлежности, а проживающие на Родине, - в терминах профессии, учебы и семьи.

В структуре этнической идентичности более значим аффективный компонент; особенно он выражен у мужчин, приобретая иногда характер агрессивно-аффективной демонстрации своей этнической принадлежности, в которой негативные оценки себя как представителя своего этноса сочетаются с гордостью за свой народ. В целом, подавляющее большинство респондентов выразили позитивные чувства (гордость и спокойную уверенность) в связи с принадлежностью к ингушскому этносу.

Коллективизм, принадлежность к этносу, этнические традиции и этноэтика, моральные нормы мусульманской этики являются фундаментом ценностной структуры ингушского общества, которая характеризуется значимостью следующих ценностных блоков: Консерватизм, Равноправие и Гармония. Значимость блоков ценностей в структуре ценностной иерархии зависит от места проживания респондентов: проживание ингушей в крупных индустриальных городах способствует нарастанию тенденций к повышению значимости Интеллектуальной автономии и Мастерства в сочетании с неизменно высокой значимостью Принадлежности. Особую значимость в структуре ингушских ценностей имеет ценность


Каталог: uploads -> all
uploads -> Клиническая психология
uploads -> Психология предрассудка
uploads -> Конспект лекций Санкт-Петербург 2007 г
uploads -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Этнография» Студентам очного отделения бакалавриата Чита 2014 (075. 4)
uploads -> Социальная философия
uploads -> Контрольная работа и методические рекомендации к ней для студентов заочной формы обучения по дисциплине «Основы философии»
uploads -> Лекция №5 по социологии
all -> Бытие человека в современном мире характеризуется динамичным ритмом жизни, высокой степенью неопределнности, включенностью в мн
all -> Тематика выпускных квалификационных работ Наименование кафедры Научная


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница