О направлении рекомендаций



Дата17.01.2018
Размер97 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

от 1 марта 2011 г. № 06-369
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В целях реализации поручений Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № Пр-3534, от 10 января 2011 г. № Пр-44 и Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2010 г. № ВП-П13-8383, от 13 января 2011 г. № АЖ-П8-62, оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Департамент воспитания и социализации детей направляет Рекомендации по разработке и реализации региональной программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Директор Департамента

воспитания и социализации детей

А.А.ЛЕВИТСКАЯ
Приложение к письму

Департамента воспитания

и социализации детей

от 1 марта 2011 г. № 06-369



РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Правовая основа деятельности по социальной адаптации

выпускников учреждений для детей-сирот
В число наиболее актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), входит задача совершенствования системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и трудоустройстве после завершения пребывания в учреждении для детей-сирот.

Данная проблема нашла свое отражение в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года и направленных на его реализацию поручениях Президента Российской Федерации, в которых поставлена задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот.

В связи с этим органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо принять исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие разработку и реализацию указанных программ.

Правовую основу деятельности по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот составляет ряд законодательных актов Российской Федерации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В развитие положений, касающихся организации деятельности по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, содержащихся в федеральном законодательстве, указанные вопросы должны быть максимально полно урегулированы в законах и нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации и муниципальных правовых актах.

Законы субъекта Российской Федерации, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие указанные вопросы, должны предусматривать:

дополнительные гарантии по социальной поддержке выпускников учреждений для детей-сирот;

формы работы по социальной адаптации лиц этой категории, перечни и стандарты качества предоставляемых им государственных (муниципальных) услуг;

компетенцию, порядок организации деятельности и взаимодействия органов и учреждений различной ведомственной принадлежности в организации работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот на региональном и муниципальном уровнях.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выпускниками учреждений для детей-сирот являются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения.


2. Основные проблемы адаптации

выпускников учреждений для детей-сирот


По данным государственной статистической отчетности, из детских домов и школ-интернатов последние несколько лет ежегодно выпускается до 13 тысяч и более детей-сирот. Из них около 60% поступают в учреждения начального профессионального образования, 24% - в средние специальные учебные заведения, 5% - в высшие учебные заведения, трудоустраивается около 5% выпускников.

Вхождение выпускников учреждений для детей-сирот в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Выпускник, вступая во взрослую жизнь, сталкивается с рядом проблем: обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с широким социумом и другие.

Длительное пребывание в условиях институционализации нередко приводит к формированию у воспитанников учреждений для детей-сирот особого социально-психологического статуса, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, повышенным уровнем виктимности, уязвимости перед различными формами эксплуатации.

В результате выпускники учреждений для детей-сирот зачастую не могут воспользоваться предоставленными социальными льготами и гарантиями, защитить собственные права, установить контакт с окружающими людьми, становятся жертвами насильственных преступлений, мошеннических действий, влекущих утрату собственности (прежде всего, жилья), вовлекаются в совершение антиобщественных действий, противоправную деятельность.

В связи с этим одной из приоритетных задач в области социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот является совершенствование системы работы этих учреждений по воспитанию и обучению находящихся в них детей, подготовке их к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения.

На основе проведенных в ряде субъектов Российской Федерации мониторингов можно выделить несколько групп выпускников по степени сложности проблем, с которыми они сталкиваются в период постинтернатной адаптации, и соответственно требуемой им помощи в социальной адаптации.

Первая группа - выпускники, имеющие достаточно высокий уровень социальной компетентности, хорошо структурированные жизненные планы, получившие общее образование, профессиональную подготовку и готовые продолжать обучение в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования либо устроиться на работу. Выпускники этой группы могут нуждаться в социально-педагогической и психологической поддержке в начальный период жизнеустройства по завершении пребывания в учреждении для детей-сирот.

Вторая группа - выпускники, у которых недостаточно сформированы социальные навыки, четкие жизненные планы, способность к самостоятельному принятию решений, они недостаточно активны, испытывают проблемы с коммуникацией, закреплением в коллективе по месту обучения или работы. Эта группа выпускников нуждается в информационной, социально-педагогической и психологической поддержке, интенсивном сопровождении и оказании содействия в жизнеустройстве.

Третья группа - выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития. Как правило, это выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей-сирот, не получившие основного общего образования. Они не обладают достаточно развитыми социальными навыками, испытывают серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением образования и трудоустройством. Такие выпускники нуждаются в специальной помощи, которая может быть оказана усилиями специалистов различного профиля (педагогов, психологов, дефектологов, врачей, социальных работников) и при длительном сопровождении (до 5 лет и больше).

Четвертая группа - выпускники, имеющие нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью. Они отличаются высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью. Многие из них не имеют среднего (полного) общего образования. Таким выпускникам также необходима специальная помощь, организация сопровождения и контроля за их жизнью в целях преодоления сложной жизненной ситуации.

Учет особенностей психологического, социального, медицинского статуса выпускников учреждений для детей-сирот, а также разработка программ социальной адаптации, отвечающих потребностям каждой из перечисленных групп, являются важными аспектами организации их постинтернатного сопровождения.
3. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни после

выпуска из интернатного учреждения


Целенаправленная работа по подготовке детей-сирот к дальнейшей жизни в обществе, преодолению так называемого "кризиса выпуска", связанного с переходом выпускников учреждений для детей-сирот от регламентированной жизни в учреждении к самостоятельному выбору и принятию решений, должна начинаться с момента поступления таких детей в интернатное учреждение.

Эта работа включает в себя в том числе:

создание в учреждении условий, приближенных к условиям семейного воспитания (включая формирование разновозрастных "семейных групп", наличие постоянных воспитателей в группах);

разработку и реализацию программ воспитания, реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обеспечивающих их комплексное индивидуально ориентированное психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение и содержащих маршруты постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, основанные на оценке их реальных потребностей и возможностей;

обеспечение качественного образования воспитанников, организацию работы по их профессиональному самоопределению и поиску для них конкурентоспособных профессий;

формирование законопослушного поведения воспитанников.

Положительную роль в системе поддержки воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот может сыграть обеспечение так называемого "наставничества", предполагающего наличие у каждого из них в предвыпускном и выпускном периоде значимого взрослого. В качестве таких взрослых, в частности, могут выступать родственники или знакомые воспитанников (выпускников), работники учреждения для детей-сирот или работники другой организации, занимающейся решением вопросов социальной адаптации детей этой категории (учреждения профессионального образования, предприятия, центра постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, общественной организации), волонтеры.

В соответствии со статьями 155.2, 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации в период пребывания детей-сирот в учреждении администрация учреждения обязана также принять все необходимые меры по защите имущественных прав воспитанников. Особое внимание при этом необходимо уделять жилищным правам детей, включая сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо в установленных законом случаях право на получение жилого помещения. Как показывает практика, отсутствие жилого помещения является одним из наиболее существенных факторов риска дезадаптации выпускника учреждения для детей-сирот.

В соответствии с пунктом 4 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства по месту его жительства (пребывания).

В то же время, учитывая практическую сложность реализации указанного положения Семейного кодекса Российской Федерации, органам опеки и попечительства рекомендуется решать вопрос о назначении выпускникам учреждений для детей-сирот в возрасте до 18 лет попечителей, в том числе на возмездной основе.

Данная проблема может быть решена, в том числе, в рамках введения такой формы сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот как постинтернатный патронат (постинтернатное сопровождение). В настоящее время в целях обеспечения эффективности мер поддержки выпускников учреждений для детей-сирот в ряде субъектов Российской Федерации (в том числе в Республике Адыгея, Алтайском, Краснодарском, Пермском краях, Владимирской, Иркутской, Калужской, Московской, Мурманской, Рязанской, Тверской, Томской, Ярославской областях, городе Москве, Чукотском автономном округе) приняты законы или нормативные правовые акты, регламентирующие организацию работы по постинтернатному патронату (постинтернатному сопровождению).

Постинтернатный патронат (постинтернатное сопровождение) устанавливается над выпускниками учреждений для детей-сирот на основании договора о постинтернатном патронате (постинтернатном сопровождении), который предусматривает различные формы оказания помощи в социальной адаптации лиц указанной категории как в возрасте до 18 лет, так и в возрасте от 18 лет и старше, подготовке их к самостоятельной жизни, меры по защите их прав. Помимо содействия в реализации прав выпускников учреждений для детей-сирот на территории субъекта Российской Федерации, постинтернатный патронат позволяет продолжить работу по формированию у детей-сирот социальной компетентности, развитию навыков самостоятельной жизни, что, в свою очередь, способствует сохранению получаемого детьми-сиротами жилья, закреплению на работе при первичном трудоустройстве, созданию и сохранению семьи, профилактике вторичного сиротства.


4. Создание условий для получения выпускниками учреждений

для детей-сирот профессионального образования


Значимым условием полноценной интеграции выпускников учреждений для детей-сирот в общество является их последующее трудоустройство, возможности которого напрямую зависят от наличия у них профессии. Для содействия профессиональному самоопределению и профессиональной подготовке воспитанников учреждений для детей-сирот необходимо обеспечить дальнейшее расширение перечня профессий, которым обучаются воспитанники этих учреждений, перспективных с точки зрения возможностей их дальнейшего трудоустройства на территории субъекта Российской Федерации, развитие материально-технической базы учреждений для организации трудового обучения и профессиональной подготовки воспитанников, взаимодействие учреждений для детей-сирот в этих целях с образовательными учреждениями профессионального образования, предприятиями, организациями.

Эффективным инструментом социализации выпускников учреждений для детей-сирот являются вузовские (университетские) комплексы, имеющие в своем составе школы-интернаты для детей-сирот. Успешный опыт создания таких комплексов имеется в ряде субъектов Российской Федерации (в том числе Республике Мордовия, Кировской, Орловской, Пензенской, Тульской областях).

Университетские комплексы позволяют обеспечить решение таких задач, как повышение качества образования воспитанников учреждений для детей-сирот; обеспечение их профессиональной ориентации на основе углубленного изучения необходимых предметов по учебным программам; расширение возможностей получения выпускниками учреждений для детей-сирот дальнейшего профессионального образования по специальности, избранной по профилю, через развитие вариативных интеграционных форм сотрудничества учреждений для детей-сирот с образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Основным показателем качества работы университетских комплексов является доля выпускников учреждений для детей-сирот, поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, которая составляет в среднем 70% (для сравнения - в целом в России поступает в учреждения высшего и среднего профессионального образования не более 25 - 30% выпускников учреждений для детей-сирот).

Так, в Киреевской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящей в состав университетского комплекса Тульского государственного педагогического университета, доля поступающих в высшие учебные заведения выпускников после создания указанного комплекса увеличилась с 10% до 77%.

Широкими возможностями для организации профессионального обучения выпускников учреждений для детей-сирот, содействия их социальной адаптации располагают учреждения начального профессионального образования. В этих учреждениях дети-сироты, лица из их числа могут получить начальное профессиональное образование, а также профессиональную подготовку, что, в частности, чрезвычайно актуально для лиц, не имеющих основного общего образования, прежде всего, выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) VIII вида. В период обучения в учреждениях начального профессионального образования дети-сироты, лица из их числа находятся на полном государственном обеспечении, а также имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и принятыми в соответствии с ним законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Следует также учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и лица из числа детей-сирот имеют право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы. При этом размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот должны быть установлены нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Важную роль в решении вопросов образования и социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот играют средние специальные учебные заведения, в которых дети-сироты и лица из их числа, помимо среднего профессионального образования, также могут получить начальное профессиональное образование и профессиональную подготовку. Дети-сироты, лица из их числа, обучающиеся в средних специальных учебных заведениях, также пользуются правом на полное государственное обеспечение и дополнительные меры по социальной поддержке.

На основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты, лица из числа детей-сирот, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для реализации права детей-сирот, лиц из их числа на получение начального профессионального и среднего профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с их способностями и интересами необходимо обеспечить расширение перечня находящихся на территории субъекта Российской Федерации учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, принимающих на обучение детей-сирот, в том числе предоставляющих общежитие для обучающихся этой категории.

Особое внимание следует уделять подготовке персонала образовательных учреждений профессионального образования, включая высшие учебные заведения, к работе со специфическим контингентом обучающихся и студентов из числа выпускников учреждений для детей-сирот.
5. Трудоустройство выпускников учреждений для детей-сирот
В целях содействия занятости выпускников учреждений для детей-сирот в субъектах Российской Федерации реализуются вариативные меры: осуществляется работа по их профессиональной ориентации, диагностике их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья к постоянному и временному трудоустройству, в которой активно используются возможности центров занятости, молодежных бирж труда, создаются ресурсные центры, предоставляющие выпускникам учреждений для детей-сирот первичные рабочие места, способствующие их закреплению на рабочих местах при трудоустройстве, формированию трудовой мотивации и снижению риска безработицы. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы о квотировании рабочих мест для лиц этой категории.

К решению проблем социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот привлекаются промышленные предприятия, которые выступают в качестве попечителей, спонсоров этих учреждений, учредителей негосударственных учреждений для детей-сирот. В частности, воспитанники учреждений для детей-сирот, созданных при ряде предприятий Белгородской области, непосредственно на этих предприятиях осваивают рабочие специальности, в дальнейшем предприятия предоставляют им рабочие места, выделяют жилье.

Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников учреждений для детей-сирот должно быть связано с совершенствованием системы учебно-воспитательной и профориентационной работы в учреждениях для детей-сирот, образовательных учреждениях профессионального образования, созданием дополнительных рабочих мест для таких лиц, совершенствованием законодательной базы, регулирующей вопросы квотирования рабочих мест для выпускников учреждений для детей-сирот, предоставления соответствующих льгот предприятиям и организациям, принимающим их на работу.
6. Обеспечение выпускников учреждений для детей-сирот жильем
Еще один блок проблем в области постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот связан с реализацией их права на обеспечение жилыми помещениями, предусмотренного пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий принимаются меры, обеспечивающие предоставление вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При отсутствии возможности незамедлительного предоставления жилого помещения для решения жилищной проблемы детей-сирот используются временные формы жилья: постинтернатные блоки при детских домах и школах-интернатах, общежития, социальные гостиницы, дома молодежи.

Органам опеки и попечительства совместно с иными уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями учреждений для детей-сирот необходимо принимать исчерпывающие меры, направленные на защиту жилищных прав выпускников учреждений для детей-сирот, включая своевременное выявление детей-сирот, не имеющих права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, и постановку их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обеспечение сохранности жилья, принадлежащего воспитанникам учреждений для детей-сирот.

При этом необходимо учитывать разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, согласно которым:

достижение возраста 23 лет лицом из числа детей-сирот, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения детей-сирот, лиц из их числа жилой площадью может считаться реализованной только после предоставления им жилого помещения (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года);

обеспечение детей-сирот вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, включая наличие или отсутствие других лиц, обладающих аналогичным правом, отсутствие свободного жилья, отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений и другие обстоятельства, в связи с чем отказ в предоставлении этим детям жилого помещения, отвечающего требованиям законодательства, не основан на законе (Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", 2008 год).

При решении вопроса обеспечения выпускников учреждений для детей-сирот жильем (при предоставлении им жилых помещений, организации их временного проживания в общежитиях в период обучения или по месту работы) целесообразно по возможности избегать компактного проживания лиц этой категории, которое в значительной мере способствует сохранению их обособленного положения, ограничению круга их общения, препятствует развитию социальных связей и тем самым затрудняет процесс их адаптации в обществе. В то же время совместное проживание и общение выпускников учреждений для детей-сирот с другими людьми, в том числе детьми из обычных семей (соседями по дому, общежитию) положительно сказывается на процессе социальной интеграции детей-сирот и лиц из их числа, способствует преодолению негативных последствий их пребывания в интернатном учреждении.


7. Создание центров (служб) социальной (постинтернатной)

адаптации выпускников учреждений для детей-сирот


Значительное место в системе мер поддержки выпускников учреждений для детей-сирот занимают центры (службы) социальной (постинтернатной) адаптации лиц этой категории.

Указанные центры (службы) могут функционировать как юридические лица - специализированные учреждения, основным видом деятельности которых является организация постинтернатной адаптации детей-сирот, либо как структурные подразделения учреждений для детей-сирот, учреждений профессионального образования, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, комплексных центров социального обслуживания населения, территориальных центров социальной помощи семье и детям и других учреждений системы образования, социальной защиты населения, органов по делам молодежи.

Основными направлениями деятельности таких учреждений или структурных подразделений являются предоставление выпускникам учреждений для детей-сирот, а также лицам из числа детей-сирот в возрасте 18 лет и старше консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи, предоставление им при необходимости возможности временного проживания, оказание им содействия в получении образования и трудоустройстве, защите прав и законных интересов.

Деятельность центров (служб) постинтернатной адаптации должна быть регламентирована нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами).

В приложении приводится Примерное положение о центре социальной (постинтернатной) адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (не приводится).

Департаментом образования Вологодской области создана региональная модель содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству воспитанников и выпускников учреждений для детей-сирот. Непосредственно постинтернатная адаптация обеспечивается Службой профориентационного и социального сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот "Перекресток", созданной на базе ГОУ "Вологодский детский дом N 1". Указанная служба расположена в автономном блоке, включает в себя кабинеты специалистов и социальную гостиницу для выпускников. Основными целями службы "Перекресток" являются сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот при переходе к самостоятельному проживанию, помощь в реализации их прав и законных интересов.

В Мурманской области Мончегорский центр постинтернатной адаптации работает как структурное подразделение Мончегорского комплексного центра социального обслуживания населения, имеет стационарное отделение (на 15 мест). Его целью является разработка и реализация программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях круглосуточного пребывания указанных лиц в отделении (как правило, не более одного года).

В Нижегородской области создано четыре Центра социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования. В указанных центрах ежегодно получают различные виды помощи около 200 человек. Три Центра социальной адаптации работают с выпускниками специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Помимо этого, все центры организуют профессиональную подготовку детей-сирот с девиантным поведением, состоящих на внутреннем профилактическом учете в образовательном учреждении и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Центры работают в режиме стационара с проживанием воспитанников в период получения профессионального образования.

В Самарской области территориальные центры социальной помощи семье и детям "Семья" внедряют программы постинтернатной адаптации и подготовки к самостоятельному проживанию детей-сирот, проживающих на территории соответствующих муниципальных образований.

Эффективный опыт работы с выпускниками, находящимися в воспитательных колониях, существует в Архангельской области, где создан Центр защиты прав несовершеннолетних, тесно сотрудничающий с Архангельской воспитательной колонией для несовершеннолетних по вопросам организации сопровождения детей-сирот после отбывания наказания.

Кроме того, поддержка выпускников учреждений для детей-сирот может осуществляться в рамках различных программ и проектов, реализуемых некоммерческими организациями, благотворительными фондами, предполагающих содействие воспитанникам и выпускникам учреждений для детей-сирот в подготовке к поступлению в образовательные учреждения профессионального образования и дальнейшем обучении в них, трудоустройстве, постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот, оказание им социальной, правовой и иной помощи.

В целях предупреждения нарушения прав выпускников учреждений для детей-сирот, своевременного выявления и защиты нарушенных прав лиц этой категории необходимо обеспечивать регулярное проведение обучающих мероприятий, курсов повышения квалификации для специалистов органов и учреждений, занимающихся решением вопросов социальной адаптации детей-сирот (органов опеки и попечительства, учреждений для детей-сирот, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и других), по данной проблематике.

Целесообразно также проводить с привлечением средств массовой информации информационно-просветительскую работу с населением, включая коллективы образовательных учреждений, родителей обучающихся, самих обучающихся, коллективы предприятий, организаций, направленную на преодоление существующих в общественном сознании негативных установок в отношении выпускников учреждений для детей-сирот.
8. Основные направления региональной программы социальной

адаптации выпускников учреждений для детей-сирот


В региональных программах социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот в постинтернатный период рекомендуется предусматривать следующие основные направления работы:

совершенствование регионального законодательства в области обеспечения социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот;

создание системы управления процессом социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая:

организацию на региональном уровне системы учета численности выпускников учреждений для детей-сирот, потребности в создании условий для получения ими образования, обеспечения их занятости, социальных услугах, наличия этих условий, создание и ведение соответствующих банков данных;

определение структуры, ответственной за организацию работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, координацию межведомственного взаимодействия в этой области;

развитие инфраструктуры постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая создание дифференцированной сети организаций, обеспечивающих социальную адаптацию выпускников учреждений для детей-сирот;

проведение мониторинга и оценки эффективности работы по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот на основе системы соответствующих показателей и индикаторов;

обеспечение защиты прав выпускников учреждений для детей-сирот, включая создание механизмов подачи ими жалоб на нарушение их прав и законных интересов;

реализация в учреждениях для детей-сирот программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни после выпуска;

обеспечение выпускникам учреждений для детей-сирот возможности продолжить образование в любом образовательном учреждении на территории субъекта Российской Федерации, включая систему их социально-педагогического и психологического сопровождения в условиях образовательного процесса;

разработка и внедрение инновационных технологий помощи и поддержки, основанных на использовании института наставников/кураторов, индивидуального подхода к организации постинтернатного сопровождения;

обучение детей-сирот конкурентоспособным на региональном рынке труда профессиям и их последующее трудоустройство с перспективой на дальнейший профессиональный рост;

предоставление выпускникам учреждений для детей-сирот жилых помещений;

организация на постоянной основе подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различных органов и учреждений, осуществляющих деятельность по социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот;

активное использование ресурсов самих выпускников учреждений для детей-сирот в решении вопросов их социальной адаптации (создание ассоциаций, клубов поддержки выпускников учреждений для детей-сирот);

организация межведомственного взаимодействия, взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными структурами, включая общественные и религиозные объединения, некоммерческие организации, волонтеров, бизнес-сообщество, в решении проблем социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот;

обеспечение информационной поддержки программ социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот с помощью средств массовой информации, формирование положительных установок в обществе по отношению к выпускникам учреждений для детей-сирот.
Директор Департамента

воспитания и социализации детей



А.А.ЛЕВИТСКАЯ


Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Психология предрассудка
2013 -> Книга в других форматах Бергер П., Лукман т социальное конструирование реальности
2013 -> Рабочая программа психология общения по специальности 030301 (020400) Психология Калининград 2010г
2013 -> Человек и ситуация: Уроки социальной психологии
2013 -> Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010
2013 -> Макаров В. В., Макарова Г. А
2013 -> Напутствие
2013 -> В современных условиях рыночной экономики имущество, которое может принадлежать гражданину на праве собственности, не ограничено ни по составу, ни по количеству, ни по стоимости


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница