О. И. Зазнаев классификации президентской, парламентской и полупрезидентской систем



Скачать 305.54 Kb.
страница1/5
Дата14.03.2018
Размер305.54 Kb.
  1   2   3   4   5

О.И. Зазнаев

КЛАССИФИКАЦИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ, ПАРЛАМЕНТСКОЙ И ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКОЙ СИСТЕМ

“Истина заключается в том, что, по-видимому, нет единственного юридического или иного принципа или критерия, по которому могла бы быть проведена удовлетворительная классификация государств… Верится в то, что по причине своеобразной природы государств любая попытка их дифференциации и классификации будет с научной точки зрения тщетной и приведет к получению имеющих небольшую научную ценность или непрактичных результатов” [1].

Дж.У. Гарнер

“Без классификаций и типологий едва ли можно ожидать дальнейшего прогресса в сравнительной политологии. Классификации и типологии особенно важны в этой научной дисциплине, поскольку у нас нет общей теории политики, с которой были бы согласны все исследователи” [2].

Антон Беблер
Классификация – необходимый элемент систематического сравнения [3]. Она делает мир политики менее сложным, предоставляя исследователю “контейнеры данных”, в которые организуются эмпирические факты [4]. Классификация президентской, парламентской и полупрезидентской систем (наиболее распространенных в современном мире форм правления) – заслуживающая внимание теоретическая проблема [5]. Хотя в политологической литературе (прежде всего, зарубежной) можно встретить описание разновидностей каждой из трех систем организации власти, тем не менее, следует констатировать, что этот вопрос находится на периферии научного знания. Поэтому представляется целесообразным остановиться на нем подробно.

Классификация президентских систем. По критерию количества лиц, составляющих верховный орган исполнительной власти, президентские системы можно разделить на системы с униперсональным (единоличным) и коллегиальным президентством (“модель директората” [6]). Уругвай дважды в течение XX века создавал коллегиальный орган верховной исполнительной власти. Последний раз это произошло в 1952 г., когда был сформирован Национальный совет правительства – высший орган исполнительной власти страны (“президент”). Партии, проигравшей выборы, доставалась одна треть мест в совете, где решения принимались большинством голосов. Полномочия этого органа были типичны для президентских республик. Но этот эксперимент постигла неудача. В 1959 г. большинство мест в Национальном совете получила Национальная партия, которая до этого 93 года находилась в оппозиции. Это сказалось на работе коллегиального “президента”, который перестал справляться со своими функциями в условиях разразившегося экономического и социально кризиса, что привело к его ликвидации в 1967 г. Уругвайский опыт создания коллегиального верховного органа исполнительной власти демонстрирует, насколько сильным является желание ограничить власть президента, но, несмотря на это, показывает, насколько мощным является желание иметь сильного президента [7].

Примерами коллегиального президентства являются также Кипр (1960-1963 гг.) и Босния и Герцеговина (с 1996 г.). В обоих случаях целью создания такого института было стремление отразить в исполнительной власти основные интересы разделенного общества. На Кипре президентом был грек-киприот, а вице-президентом – турок-киприот, причем каждый из них обладал правом вето в области внешней политики, что позволяет говорить о равнозначности двух должностей – президента и вице-президента, по сути образовывавших в совокупности коллегиального президента. В Боснии и Герцеговине президентство (Президиум) состоит из трех членов – хорвата, мусульманина и серба, каждый из которых избирается прямым голосованием на два года (избиратели Федерации Боснии и Герцеговины выбирают хорвата и мусульманина, а избиратели Республики Сербской – серба). Президиум возглавляет Председательствующий, занимающий этот пост сроком на восемь месяцев согласно ротации.

Ж.-Э. Лэйн и С. Эрссон предлагают классификацию, согласиться с которой можно с оговоркой: “чистый” (или “сильный”) президенциализм, полупрезиденциализм и “слабый” президенциализм [8]. Включение полупрезиденциализма в категорию президентских систем представляется неоправданным: полупрезидентская система представляет собой самостоятельную форму правления. К “чистой” президентской форме Лэйн и Эрссон относят системы, где президент возглавляет правительство и соответственно реализует весь объем полномочий исполнительной власти. “Слабый” президенциализм, по мнению этих двух авторов, имеет место тогда, когда президент “делит” исполнительную власть с премьер-министром. На мой взгляд, если из предложенной классификации президентских форм исключить полупрезидентскую систему, то имеет смысл выделение президентских систем с “сильными” и “слабыми” президентами. Конечно, “слабые” президенты в президентских странах “слабы” по отношению к своим “сильным” коллегам в “чистых” президентских системах, но они значительно сильнее номинальных (церемониальных) президентов в парламентских системах.

Особую группу президенциализма образуют т.н. суперпрезидентские системы, отличительной чертой которых является концентрация в руках главы государства огромной власти. Эти системы в литературе называют также гиперпрезидентскими [9] или сверхпрезидентскими [10]. Термин “суперпрезидентская” система (республика) появился на материале стран Латинской Америки. По определению А.Г. Орлова, суперпрезидентская республика – это “фактически независимая, неконтролируемая на практике законодательной, исполнительной или судебной отраслью власти система государственного управления, основной чертой которой являются гипертрофированные президентские полномочия” [11]. Важно то, что эти обширные полномочия не только закрепляются за президентом в конституции, но и реализуются активно на практике. Президент “носит несколько шляп” – главы исполнительной власти, главнокомандующего вооруженными силами, главы государства и лидера партии. Множественные роли значительно усиливают и без того сильное президентство. Парламент представляет собой лишь совещательный орган при исполнительной власти, штампующий решения президента [12].

В.Е. Чиркин выделяет несколько разновидностей суперпрезидентских республик: 1) президентско-монократическая республика – форма президентского абсолютизма, при которой президенты возглавляют единственную легальную партию, являются главными идеологами страны и создателями официально провозглашенной обязательной идеологии (Гана при Кваме Нкруме, Гвинея при Секу Туре, Заир при Мобуту и др.), а в ряде стран провозглашаются пожизненными президентами (Заир, Тунис, Уганда, Экваториальная Гвинея и др.); 2) президентско-милитарная республика, которая устанавливается в результате военных переворотов и представляет собой военное правление; 3) президентская республика в некоторых бывших странах социалистической ориентации, таких как Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик (Чиркин не дает названия этой форме), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии [13]. Последнюю можно, на мой взгляд, назвать президентско-партократической республикой.

Географический принцип положен Н.А. Сахаровым в основу классификации президентских систем. Он выделяет следующие модели президентства: американская, латиноамериканская и афро-азиатская [14]. Во втором случае речь идет о суперпрезидентских системах недиктаторского типа, а в третьем – о суперпрезидентских республиках диктаторского типа. Полагаю, что страновый или региональный принцип неудачен при классификации форм президентского правления, т.к. правила логики требуют, чтобы получаемые в результате деления понятия были абстрактными и неэмпирическими. Кроме того, в Латинской Америке существовали режимы с “афро-азиатской” моделью, а в Африке и Азии, напротив, с “латиноамериканской моделью” президентства.

Дж.Д. Дербишайр и Я. Дербишайр подразделяют президентские формы правления на ограниченные и неограниченные [15]. Как указывают авторы, в чистом виде первая модель существует в США. Воспроизводится она также и в других странах (их 77). Неограниченная президентская форма имеет место в государствах с “национал-социалистическим, авторитарно-националистическим и исламистско-националистическим политическим режимом” [16], т.е. в условиях жестких авторитарных режимов. К числу этих стран Дербишайры относят, например, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Армению и Белоруссию.

Ключевая проблема режимов “третьего” мира заключается в том, как оградить общество от узурпации власти президентом. Такие попытки неоднократно предпринимались во многих странах и, прежде всего, государствах Латинской Америки. К ним относятся:

– запрет на переизбрание одного и того же лица президентом (подавляющее большинство стран Латинской Америки имеют такую норму);

– коллегиальное президентство (Уругвай в 1919-1933 гг. и 1950-1967 гг.), о чем речь шла выше;

– введение парламентской системы (кабинетное правление в Чили в 1891-1925 гг.; ограниченная конституционная монархия в Бразилии в 1824-1889 гг.);

– введение полу- и квазипарламентских систем (импичмент в отношение членов кабинета со стороны легислатуры в Чили по Конституции 1925 г. и др.);

– утверждение законодательным собранием кадровых назначений, которые делает президент;

– совместное осуществление исполнительной власти президентом и другими исполнительными органами (например, Конституция Коста-Рики 1949 г. требовала, чтобы президент осуществлял свою власть вместе с министрами);

– импичмент в отношении президента со стороны легислатуры;

– создание независимых правительственных агентств, финансируемых государством (например, дороги, порты и снабжение питьевой водой контролировалось в Эквадоре в 1950-е гг. такими агентствами);

– другие меры, например, в конце 1950-х гг. в Колумбии был создан “национальный фронт” – коалиционное правление, при котором президентская должность занималась по очереди двумя крупными партиями страны, а все другие должности (в парламенте, правительстве, судах и госаппарате) делились поровну между этими партиями [17].

Модели власти в президентских системах представлены в таблице 1.


Таблица 1

Модели власти в президентских системах


Президентская система

со слабым президентом


с сильным президентом





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница