О. И. Чуприс Особенности разработки и использования тестов для текущего контроля знаний и компетенций студентов-правоведов



Дата05.05.2018
Размер87.3 Kb.


УДК 34:378.016(476)

О.И. Чуприс

Особенности разработки и использования тестов
для текущего контроля знаний и компетенций студентов-правоведов

Целью статьи является описание особенностей методики разработки и использования тестов для текущего контроля студентов-правоведов. Опираясь на общие педагогические подходы к составлению тестовых заданий для контроля знаний и умений обучающихся, автор отмечает некоторые особенности, требующие учета при подготовке тестовых заданий для будущих юристов, приводит конкретные примеры тестовых заданий различного вида: на опознание, различение, классификацию, соответствие, последовательность, подстановки, конструктивный, выявляет и дает примеры некоторых их разновидностей с учетом юридического профиля. В качестве особого тестирующего задания для оценки и коррекции эвристического и творческого уровней усвоения знаний и умений студентов-правоведов рассматривается контрольная работа. Обращается внимание на отдельные аспекты методики составления заданий для контрольных работ и руководства ее выполнением.

Ключевые слова: тесты, текущий контроль знаний и умений, уровни усвоения, контрольная работа, студенты-правоведы.

При подготовке специалистов в учреждениях высшего образования используются различные формы текущего контроля. Наиболее перспективной с точки зрения сокращения времени, точности, комплексности и объективности оценки является форма тестирования, применяемая, в том числе, с помощью компьютерных программ.

Методика разработки и использования тестов для студентов-правоведов имеет свои особенности.

По общему правилу, разработка тестов должна основываться на «четырех последовательных уровнях усвоения, отображающих развитие опыта учащегося при изучении данного предмета (как способности решать различные задачи» [1, с. 31], опирающихся на два вида человеческой деятельности: репродуктивный и продуктивный. Согласно исследованиям З.П. Трофимовой, репродуктивная и продуктивная виды деятельности включают по два уровня каждая. Репродуктивная деятельность имеет уровни узнавания и воспроизведения, а продуктивная – эвристический и творческий уровни [1, с. 31–33].

В юриспруденции подготовка специалистов на уровне репродуктивной деятельности связана с:

– узнаванием объектов, их свойств, характеристик и признаков, методов и последовательности деятельности на основе предшествующего обучения и внешнезаданной ориентировочной основы действия;

– воспроизведением и применением информации, методов деятельности путем самостоятельной реализации типовых правил деятельности на основе ориентировочной основы действия.

Продуктивная деятельность реализуется на уровнях:

– эвристической деятельности, когда задание выполняется студентом не по однозначным правилам, а с опорой на самостоятельную работу с материалом (нормативными правовыми актами, научными источниками и др.), основанную также на самостоятельном поиске нормативных правовых актов, других источников, новой информации, трансформации ранее известной информации и полученного материала;

– творческой деятельности, когда студентом самостоятельно конструируется новая программа деятельности, осуществляется поиск новой ситуации, прогнозируется развитие событий, вытекающих из нее, и предлагаются варианты разрешения возможных правовых казусов.

Методика построения тестов должна быть связана с уровнями усвоения знаний студентами.

Узнаванию соответствуют тесты на опознание, различение, классификацию, соответствие, последовательность; воспроизведению и применению – подстановки, конструктивный, типовая задача; эвристическому уровню – решение нетиповой задачи, а творческому – разрешение проблемных ситуаций или, наоборот, их формулировка в авторской задаче.

Приведем примеры различных видов тестов на узнавание и воспроизведение, предлагаемых студентам при изучении дисциплины «Административное право».

Тест на опознание

Правильно ли утверждение о том, что правой акт органов государственного управления всегда является нормативным?

а) да;

б) нет.


Тест на различение

Укажите, какие из перечисленных актов принимают исполкомы:

а) постановления;

б) приказы;

в) инструкции;

г) распоряжения;

д) решения.

Тест на классификацию

Классифицируйте перечисленные органы государственного управления по компетенции:

а) Совет Министров Республики Беларусь;

б) исполнительный комитет;

в) Администрация Президента Республики Беларусь;

г) министерство;

д) государственный комитет;

е) управление исполнительного комитета.



Тест на соответствие

Установите соответствие видов органов (должностных лиц) и видов административных взысканий, которые могут быть ими применены:



1. Судья

а) штраф

2. Начальник РОВД

б) административный арест




в) исправительные работы




г) предупреждение

Тест на последовательность

Расположите виды исполкомов различного уровня в последовательности, начиная с низшего уровня:

а) областной;

б) первичный;

в) базовый.

Тест подстановки

Перечислите основные функции государственного управления.



Конструктивный тест

Представьте схематично систему органов государственного управления с указанием их подчиненности и подотчетности.

В предлагаемых студентам-правоведам тестах много таких, которые содержат в своем тексте признаки предметов (явления, деятельности, процесса), а студент должен установить, о каком предмете (явлении, процессе) идет речь. Таким образом, он делает одну, но сложную операцию по комплексному восприятию всех признаков и дает ответ.

Например, предлагается следующий тест.

Определите по перечисленным признакам, о каком органе государственного управления идет речь:

– является органом местного управления общей компетенции;

– является местным исполнительным и распорядительным органом;

– ответственен перед местным советом депутатов по вопросам, отнесенным к ведению совета;

– обеспечивает решение всех вопросов на своей территории.

Такие тесты, по нашему мнению, соответствуют видам тестов на воспроизведение с подсказкой.

Среди предлагаемых тестов также встречаются другие разновидности теста – подстановки с подсказкой. К ним относится, например, следующий тест.

Дополните перечень видов административных взысканий, налагаемых на юридических лиц в соответствии со ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь: предупреждение, штраф, _____________________, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

При тестировании следует использовать, по возможности, все указанные типы тестов, отражающие первые два уровня усвоения.

Следующие уровни усвоения – эвристический и творческий связаны с умениями студентов-правоведов решать задачи, разрешать проблемы, которые могут возникнуть на практике, а также разбираться в сложных теоретических вопросах, помогающих успешно преодолевать юридические сложности. В процессе текущего контроля эти уровни могут быть проверены и откорректированы с помощью такой формы, как руководство написанием студенческими контрольными работами, которые вполне могут быть признаны особыми тестирующими заданиями.

Контрольная работа по юриспруденции может включать сложные теоретические вопросы и практические нетиповые и проблемные задачи (юридические казусы). Для ответа на теоретический, являющийся проблемным в теории права, отрасли права или прикладной юридической науке вопрос студенту необходимо изучить несколько предлагаемых монографий, статей, их проанализировать, дать по ним заключение, обоснованно присоединиться к той или иной позиции ученых или высказать свое мнение по поставленному вопросу. Практические задачи должны содержать тексты заданий и список нормативных актов, с помощью которых можно ответить на поставленные в задаче вопросы. В качестве ориентировочной основы для решения предлагаемых задач могут быть использованы теоретический курс лекций, вопросы, обсужденные на семинарских занятиях, рекомендованные нормативные правовые акты, имеющиеся научные исследования по теме задачи, материалы юридической практики.

Таким образом, студентам задается цель, направления поиска и ориентиры. Выбирая тот или иной вариант решения поставленной задачи, студент должен его обосновать с использованием предложенных ориентиров.

Если студент не справился с самостоятельной контрольной работой, то преподаватель после ее оценки должен предложить студенту анализ ее выполнения, содержащий, в том числе, рекомендации по дополнительной работе в общетеоретическом или специальном направлении. То есть роль преподавателя заключается не столько в выявлении упущений, сколько в указании пути восполнения пробелов в знаниях и умениях. При добросовестном отношении преподавателя анализируемая форма контроля имеет много положительных моментов. Она позволяет вовремя, еще до итогового контроля, выявить «слабые стороны» усвоенных студентом знаний и умений, мобилизовать его на достижение более высокого результата. При этом следует иметь в виду, что нетиповые задачи или задачи-проблемы, предлагаемые для контрольной работы, всегда основываются на более простых уровнях усвоения знаний и умений, таких как узнавание и воспроизведение. Однако встречаются задачи, сочетающие условия для одновременного контроля всех уровней усвоения. В области юриспруденции таким примером может служить задача на разрешение правового казуса, требующего последующего составления юридического документа на основе предложенной его типовой формы.

Учитывая тот факт, что контрольная работа выполняется самостоятельно и в течение длительного времени, то для достижения максимальной самостоятельности студентов при ее выполнении желательно разрабатывать как можно больше вариантов контрольных работ (даже индивидуально для каждого студента), а также подвергать их ежегодному изменению, используя для формулировок текстов «свежие» практические примеры. Целесообразно организовывать последующую защиту контрольных работ.



Полагаем, что реализация отмеченных в данной работе рекомендаций при составлении тестовых заданий для текущего контроля студентов-правоведов с учетом особенностей дисциплин юридического профиля будет способствовать повышению качества подготовки юридических кадров.

Список цитированных источников

  1. Трофимова, З.П. Технология обучения (Методические материалы для преподавателя) / З.П.Трофимова. – Минск : Учеб.-метод. центр Мин-ва сельского хоз-ва и продовольствия Респ. Беларусь, 1995. – 46 с.


Summary. The purpose of the article is to suggest the features of development practices and use of tests for monitoring studying law students. On the basis of the general pedagogical approaches to the drawing up a tests items for the control of knowledge and skills of students, the author notes some features that require consideration in the drawing up test items for future lawyers, gives specific examples of test items of different types: the identification, discrimination, classification, matching, sequence, substitution, constructive, revealed and gives examples of several varieties for legal sphere. The control work has been considered as a special tester for heuristic and creative levels of learning and skills of studying law students. Attention has been drawn to certain aspects of methodology for make control works and direct of its implementation.

Key words: tests, control of knowledge and skills, levels of learning, control work, studying law students.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница