О философских основаниях традиционного языковедения



Скачать 72.27 Kb.
страница1/2
Дата04.06.2018
Размер72.27 Kb.
ТипЗакон
  1   2

А. Ю. Мусорин

Новый сибирский университет
О философских основаниях традиционного языковедения

Настоящая работа не представляет собой, как это обыкновенно бывает, какого-либо законченного исследования по какому-либо об­щему или частному вопросу. Цель ее иная – поделиться с читателем некоторыми (возможно, не очень оригинальными) наблюдениями относительно философских оснований современного языкознания. Автор этих строк будет считать, что он достиг своей цели, если эта небольшая статья спровоцирует если не дискуссию, то хотя бы обмен мнениями по данному вопросу.

Во многих отечественных пособиях по языкознанию декларируется, как правило, без какого-либо развернутого пояснения, что наиболее общим методологическим основанием лингвистики является философия языка или лингвистики (базирующаяся на, например, материалистической марксистско-ленинской философии). В частных же исследованиях по языку философские или общемировоззренческие основания работы, как правило, вообще не освещаются, и я думаю, не будет большой ошибкой утверждать, что большинству ученых-языковедов в своей повседневной работе и в голову не приходит задумываться о философских основаниях своей деятельности. Не является исключением и автор этой статьи. Между тем, было бы крайне не вредно попытаться понять, что представляет собой наша наука sub specie aeternitatis.

Еще со времен Фердинанда де Соссюра в лингвистику прочно вошло противоположение языка и речи. При этом эмпирической данностью является только речь и единицы речи. Язык и языковые еди­ницы в ощущениях нам не даны. В самом деле, нельзя произнести фонему , но можно произнести звук (фон), который наряду с [a], [a], [ъ] и многими другими является реализацией фонемы в речи. Нельзя также произнести или написать как цельную единицу уменьшительный суффикс к – ек – ок – ик, но можно написать или произнести один из указанных здесь его вариантов. Не существует в эмпирической реальности также ни одной лексемы, но существуют многочисленные формы каждой из лексем. Так, мы можем, например, произнести или написать словоформы дом (им. пад. ед. ч.), до­мами и др., но лексему со значением дом вне всякой падежной и числовой формы мы можем мыслить только лишь как лин­гвистическую абстракцию. Между тем, описывая лексическое значение того или иного слова, мы описываем лексическое значение всего слова, а не какой-либо его отдельной словоформы. При этом мы совершенно забываем, что в эмпирике существуют только отдельные словоформы. Однако именно слово вне какой-либо его конкретной словоформы предлагается в качестве единицы лексического уровня языка, и изучается наукой лексикологией.

Таким образом, язык предстает перед нами в виде системы идеальных сущностей, материализующихся в процессе порождения речи или творения текста. Каков же онтологический статус этих идеальных сущностей?


Каталог: ~nsu -> conference
conference -> Сознание. Метафизические и рефлексивные теории Основная идея, относительно условий трансцендентального опыта состоит в том, что, если рефлексия существует, то возможно отрефлексировать все
conference -> Журналист- интервьюер и профессиональная этика
conference -> Роль образования в процессе социализации и индивидуализации личности
conference -> А. В. Тимофеева Сибирское междисциплинарное общество гуманитариев Рефлексия в философии Бенедикта Спинозы
conference -> На современной стадии развития человечество достигло фантастической коммуникационной связности, и темпы роста информационных потоков и возможностей превосходят любое воображение
conference -> Критический анализ методологических ориентаций в отечественной психологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница