О. А. Сапрыкина Кафедра иберо-романского языкознания Португальская национально-культурная идентичность в дискурсивной парадигме



Скачать 115.46 Kb.
страница1/3
Дата02.01.2018
Размер115.46 Kb.
  1   2   3


О.А.Сапрыкина

Кафедра иберо-романского языкознания

Португальская национально-культурная идентичность в дискурсивной парадигме

Резюме: Проблемы идентичности сейчас находятся в фокусе многих гуманитарных наук. Идентичность – своеобразная матрица, важнейший механизм культуры и способ ее сохранения. В статье показано, что проблемы идентичности имеют лингвистическое измерение. В португальской дискурсивной парадигме поэтический язык и язык науки- главные сферы оформления национально-культурной идентичности.

Ключевые слова: идентичность, матрица, поэтический дискурс.

Проблемы идентичности сейчас стоят в фокусе многих наук – политологии, философии, культурологии. Между тем, эти проблемы имеют и филологическое измерение. Дело в том, что в основе разных типов идентичности лежит языковая идентичность. Идентичность – своеобразная матрица, важнейший механизм культуры, способ ее сохранения.

В филологической науке проблема идентичности не нова. Одним из первых её поднял В. фон Гумбольдт, который отметил существенную роль языка в идентификации народа. Надо признать, что идея Гумбольдта о том, что различные языки являются для наций органами их оригинального мышления не только не потеряла своей актуальности в наше время, а, совсем наоборот, легла в основу многих направлений в современной науке о языке.

Указывая на связь языка и мышления, В. фон Гумбольдт, в частности, писал: «Тот, кто задумывался когда-либо над природой языка, не осмелится утверждать, что язык - это совокупность произвольных или случайно употребляющихся знаков понятий, что слово не имеет другого назначения и силы, кроме того, чтобы отсылать к предмету, представленному либо во внешней действительности, либо в мыслях, и что совершенно безразлично каким языком пользуется та или иная нация. Можно считать общепризнанным, что различные языки являются для наций органами их оригинального мышления и восприятия, что большое число предметов создано обозначающими их словами и только в них находит своё бытие (это можно распространить на все предметы в том смысле, что они мыслятся в словах и в мысли воздействуют через язык на дух), что языки возникли не по произволу и не по договору, но вышли из тайников человеческой природы и являются (можно добавить: как относительно самостоятельные сущности, присущие определённой личности) саморегулируемыми и развивающимися звуковыми стихиями. Область мышления заключает в себе природу воздействия языка на мышление, проявление тех его особенностей, на которых основано достижение им той или иной ступени, отражение им того или иного различия мыслей; изучение зависимости или независимости нации от своего языка, воздействия, которое нация может оказывать на язык, или обратного воздействия языка на нацию представляет собой открытое поле деятельности, и, приступая к этим вопросам, нужно помнить, что можно попасть в труднодоступную, а не в давно исхоженную область» [Гумбольдт, 324].

Особое внимание немецкий ученый уделял созиданию языка: «Народ создаёт свой язык как орудие человеческой деятельности, позволяя ему свободно развернуться из своих глубин, и вместе с тем ищет и обретает нечто реальное, нечто новое и высшее; а достигая этого на путях поэтического творчества и философских предвидений, он в свою очередь оказывает обратное воздействие и на свой язык. Если первые, самые примитивные и ещё не оформившиеся опыты интеллектуальных устремлений можно назвать литературой, то язык развивается в неразрывной связи с ней» [ Гумбольдт, 68]. Интересно, что главными сферами, в которых народ может воздействовать на свой язык, по Гумбольдту, являются поэзия и философия.

Мысль о том, что язык португальской поэзии – это главный способ оригинального национального мышления и в нём в максимальной степени сосредоточен «дух народа», высказывает в своих трудах современный португальских философ Э.Лоуренсо. По словам Лоуренсо, самопознание португальцев осуществляется с помощью литературы: в результате рождается концепция португальской гиперидентичности [Lourenço 80-117].

Термин идентичность (identitas) восходит к лат.identicus < idem< id+dem тот же самый. Идентичность проявляется как способность удерживать целостность, единство, неразложимую самотождественность бытия. Идентификация, или установление идентичности, – это рефлексия, проекция на объект известных норм и оценок. Под самоидентификацией понимается отношение объекта к самому себе.

Известны разные типы идентичности. Среди них – этническая, национальная, национально-культурная, региональная, политическая, конфессиональная, индивидуальная. Этническая идентичность определяется через культуру и жизненное чувство сопричастности, солидарности, через определение своих и чужих. В этнических сообществах люди имеют общую культуру, обладают общим самоназванием и, как правило, говорят на одном языке. Национальная идентичность связана с гражданским бытием, системой воспитания и языком.

Этническая идентичность современных португальцев связана с древней Лузитанией. Лузитаны, предположительно, - племя индо-европейского происхождения, которое стало известным с начала I тысячелетия до н.э. В 61 г. до н.э. лузитаны были покорены римлянами. Эпоним лузитан – мифологический герой Луз, или Лиз. По одной из версий, Луз - сын Энея. Так как Эней был рожден от богини Венеры, именно она – главная покровительница лузитан, совершающих морские путешествия и открывающих новые земли. По другой версии, в имени Луза видят отзвук Одиссея-Улисса. Один из вариантов имени Одиссей был Оллисиус «страдающий», «подверженный испытаниям богов». Есть и ещё одна версия происхождения Луза – иногда он считается сыном Вакха.

С древней Лузитанией связано современное понятие культурного мира, - PAX LUSITANA, центральным элементом которого является португальский язык. «Лузитанский мир» – главная часть концепта LUSITANIDADE. Лузитаны составляли основу этнической идентичности древней общности. В процессе этногенеза в Португалии этническая идентичность модифицировалась – ее обогащали семитские и германские компоненты. Однако, память о древней Лизии сохранилась до сих пор – в концепте LUSOFONIA – представлении о языковом единстве португалоговорящих стран.

После распада римско-эллинистического мира, частью которого была Лузитания, на его пространствах возникли новые государства. В том числе и Португалия. В новых государствах началось формирование новых европейских культур. Это произошло около IX-XI веков. В одном из новых европейских государств – Португалии - сформировался новый язык, получивший наименование от имени королевства, в котором был распространен – португальский язык.

В Средние века в Португалии формируется сложная дискурсивная парадигма, важными компонентами которой оказываются институциональный (юридический) дискурс и поэтический язык. Как мощная сила формирования национально-культурной идентичности португальский язык уже в XIII веке обрел статус письменного: в 1214 году король Афонсу II составил особый канцелярский документ - Завещание на родном языке. Раздвинув жанровые рамки римского тестамента, это завещание стало первым образцом духовной грамоты на родном языке.

Идеи этнической и конфессиональной идентичности довольно четко формулировались в португальских куртуазных романах, историографических и духовных сочинениях в эпоху Средневековья. Эти идеи были положены в основу Великих географических открытий XV-XVI веков – значительного интеллектуально-прагматического движения эпохи, во многом определившего национально-культурную идентичность португальцев.

В эпоху Возрождения в португальской дискурсивной парадигме особыми сферами утверждения национально-культурной идентичности стали грамматические описания (Грамматики Ф. де Оливейры и Ж. де Барруша – 1536 и 1540 гг.) и лексикографические труды (первые португальские словари Жеронимо Кардозо - 1562 и Агуштинью Барбозы -1611).

О важности португальского языка для оформления национально- культурной идентичности написал в своем знаменитом Послании португальский поэт XVI века А.Феррейра:

Да процветает сладостный и славный

Язык наш португальский! Ныне он

грядет победной поступью державной,

хотя унижен с давних был времен,

и только мы виновны, что в забвенье

он впал и не был нами оценен.

Еще у многих он в пренебреженье,

Служи ему - они вслед за тобой

Раскаются в постыдном заблужденье.

Коль будет процветать язык родной,

Потомки, наше оценив старанье,

пойдут, уверен, тою же стезей.

(пер. Л. Цывьяна)

Представление о Португалии как великой империи нового времени создал Л. де Камоэнс в героической поэме «Лузиады». «Дух народа» португальский поэт увидел в особом патриотизме португальцев, в их умении сохранять и распространять христианскую веру и в попытке сформировать могучую империю, включающую морское пространство. В названии поэмы «Лузиады» (lusiadas – португальцы) содержится аллюзия на происхождение португальцев, на их прародину Лузитанию, провинцию Римской империи.

Последующая деградация Португалии как морской державы и упадок Португальской империи вызвали к жизни учение о вымышленной «пятой империи», империи духа, главной созидательницей которой должна была стать Португалия. Эту доктрину разработал «император португальского языка» (по выражению Фернандо Пессоа) – падре Антонио Виейра. Ключевым понятием в учении Виейры стала «империя» (o quinto império). Национальная идентичность фиксировалась не только с помощью словесно-художественной традиции, но и в религиозно-философском дискурсе.

В начале XVII века в Португалии окреп провиденциализм – особый философский метод, наделявший Провидение и Промысел силой спасения. В Португалии провиденциализм возник в форме


Каталог: media -> publications -> article
article -> Дистанция в отношениях
article -> О саморегуляции в контексте концепции Л
article -> Семинарии учебная дисциплина «Православие и русская литература»
article -> Зимин А. И., Зуйков В. С., Мишарина И. К., Цветкова Г. А. Очерки истории русского культурно-исторического и национального самосознания. – Тольятти, 2005. – 338 с
article -> Содержание история зарубежной философии
article -> Эволюция поведения привязанности в разных социальных слоях современной России
article -> Адаптация иностранных студентов подготовительных факультетов отечественных вузов
article -> Язык (под которым мы имеем в виду абстрактный «естественный язык», конкретизацию которого можно найти в любом из национальных языков) является существенным элементом любой культуры и как таковой интегрирован в общий процесс жизни человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница