«Нравственное воспитание»



Скачать 83.59 Kb.
страница1/2
Дата17.08.2018
Размер83.59 Kb.
  1   2

 

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГБОУ СПО «НТСТиСО»

г. Новокузнецка

Выступление на методическом объединении классных руководителей

«Нравственное воспитание»

Составила:

преподаватель

Богданова Е.Л.

Новокузнецк, 2012

Нравственное воспитание

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.

Но! Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.

Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории.



Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой. Термин «этика» объясняется также как «совокупность принципов и норм поведения, принятых в определённой общественной среде или профессиональной группе».

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля.

Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:



  1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

  2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

  3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

  4. нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс.

Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е.:

в усвоении ими нравственных понятий,

в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному,

в поступках и во всем поведении.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения.

Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости.

Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.



Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким.

Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Важнейшим условием процесса нравственного воспитания является обеспечение единых требований к обучающимся со стороны учебного заведения и со стороны семьи.

Во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические факторы, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.




Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Психология общения
2012 -> О проекте создания интегрированного спецкурса «антиутопия и тоталитаризм» забегин а. В. Задачи курса
2012 -> Семинар 09 Домашнее задание: фио
2012 -> Стадии и уровни модернизации
2012 -> Россия как политическая гомоморфоза
2012 -> С 15 июня 2006 года работает всероссийская круглосуточная бесплатная государственная информационная горячая линия по вопросам профилактики и лечения вич/спид. Единый бесплатный номер на всей территории России
2012 -> Принципы рациональной фармакотерапии
2012 -> Межкультурный диалог начинается в детстве


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница