Новое религиозное сознание и общественность



Скачать 243.81 Kb.
Pdf просмотр
страница1/25
Дата06.05.2018
Размер243.81 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


Н. Бердяев
НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬ
ВВЕДЕНИЕ
Мистика и религия
I
Религию можно рассматривать с разных точек зрения: с философской и научной (с моральной и эстетической, антропологической и исторической), может быть философия религии, наука о религии (мифология и др.), история религии, но есть еще одна точка зрения, которую слишком часто забывают — религиозная точка зрения на религию. Ценность нерелигиозного исследования религии очень относительна и условна, так как понять тайну всякой религии можно только религиозно. В исследовании религии не только объект, но и субъект должен быть религиозен, субъект должен переживать религиозные ценности.
Нерелигиозный субъект делает мертвым и пустым религиозный объект своего исследования.
На религию нельзя смотреть со стороны,— со стороны ничего почти не видно. И это религиозное отношение к религии не совпадает с теологическим, богословско- апологетическим. Апологетическое богословие давно уже превратилось в мертвую дисциплину, в навязанное воспоминание о былой религиозности. Для богословского исследования совсем не нужна живая религиозность субъекта, хотя и требуется формальная принадлежность к какому-нибудь вероисповеданию. То, что я говорю, должно быть развито религиозной гносеологией, намеченной уже рядом религиозных мыслителей. Я делаю опыт религиозного рассмотрения мистики и религии, и потому рассмотрение это неизбежно должно превратиться в исповедание веры.
В религиозном исследовании религии неизбежно предполагается существование в мире объективной, абсолютной, вселенской религии, раскрывающейся человеческому сознанию на разных ступенях, под разными образами и данной в полноте своей лишь на протяжении всего мирового процесса
1
. Допущение объективной, вселенской религии, религии как абсолютной реальности, есть a priori такого религиозного исследования. Если религия есть только религиозность, субъективно-психологическое состояние, принимающие произвольные формы в истории, то религии нет как реальности, то сама религиозность есть лишь самообман и иллюзия, то объект религиозности — лишь проекция человеческих переживаний, и остается вслед за Л. Фейербахом рассматривать религию антропологически
1
*. В мировом процессе раскрытия объективно-реальной, вселенской религии есть единственная, неповторимая мистическая точка соединения человеческого и Божеского, воплощения мирового смысла — религиозный центр мировой истории, к которому все в мире шло и от которого все в мире идет.
В мистической точке этой дано нам восприятие Божества как конкретного исторического факта. Без Христа религия осталась бы отвлеченностью и не было бы путей к реальному соединению с Богом.
1
Шлейермахер считал, что христианство есть религия религий, универсальная религия
2*
В современном мире к мистике существует пренебрежительное отношение. Очень далека мистика от существенных интересов, которыми живет наш мир, трудно связать ее с общественным устроением, которым так занята наша эпоха. Господствующее сознание этого мира видит в мистике или психологическую ненормальность, или индивидуальное, неинтересное для людей жизни чудачество, или подсознательную жажду фикциями и призраками остановить реальный и разумный прогресс жизнестроительства. С мистикой перестали считаться в наши дни; человека, вступившего в эту область, признают ныне отпетым, относятся к нему как к ненужности, и гуманные социалисты подготавливают уже для подобных


Каталог: search -> files
files -> Справочник парадокс синкретизма религиозный синкретизм это смешение разнородных религиозных элементов
files -> Литература В. П. Васильев хинаяна или первоначальный буддизм
files -> Б. И. Клюев Йога: философия и практика
files -> Западноевропейское
search -> Социологические исследование
search -> Если у вас нет полной уверенности в том, что вы в одиночку или с помощью других заложников сможете обезвредить террористов, не пытайтесь предпринимать каких-либо действий


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница