Новый взгляд на общество



Скачать 51.68 Kb.
Дата20.05.2018
Размер51.68 Kb.

Пьер Бурдье

Новый взгляд на общество


Пьер Бурдье ушел из жизни 23 января 2002 года. Самый известный социолог в мире (7 000 страниц в Интернете!) оставил огромное количество работ, лежащих отныне в основе нового видения социума.


Эмманюель Тевенон
От традиций Кабилии до системы образования, от критерий вкуса до мужского доминирования, от чиновничьего мира до разговорной речи и от Паскаля до телевидения, - казалось бы, нет такого предмета, который не интересовал бы Пьера Бурдье. На самом же деле, это удивительное разнообразие тем отвечает, по выражению философа Роже-Пола Друа, на вечные вопросы человечества: "Кто я такой, кто мы такие, что я знаю?"
И все же, в отличие от философов, Пьер Бурдье не призывал к интроспекции сюжета при решении фундаментальных вопросов о самоидентификации. Напротив, он говорил о важности "внешней детали, одновременно видимой и скрытой, социального функционирования", придавая огромное значение символическим структурам (образование, культура, литература, искусство, медиа, политика и др.).
Роже-Пол Друа дает следующий пример: "Вам кажется, что вы художник и обладаете огромным даром? Укажите лучше место и дату вашего рождения, профессию родителей и дипломы. Эти простейшие детали помогут нам больше узнать о ваших предполагаемых талантах, чем первое впечатление".
Обусловленная свобода
Раскрывая тайны этих тайных процессов, "Социология, - утверждал Пьер Бурдье, - позволяет каждому лучше понять, кто он такой, дав ему понимание социальных условий и его положения в социуме". Социология становится рычагом действия...
Пьер Бурдье родился в 1930 г. в скромной беарнской семье (на юго-западе Франции). Философ по образованию, он написал несколько трудов по этнологии Алжира, а затем погрузился в карьеру социолога, принесшую ему настоящее признание (Коллеж де Франс, золотая медаль CNRS*).
Пьер Бурдье является создателем уникального труда, подчас сложного в понимании, сочетающего теоретические размышления и удивительно разнообразную механику исследования (статистику, интервью, этнографические наблюдения, исторические материалы и др.).
Используя вклад Карла Маркса, Эмиля Дуркхейма, Макса Вебера, но также и Марселя Мосса, Эрнста Кассире, Людвига Витгенштейна, Эдмунда Гуссерля и Клода Леви-Стросса, социология постепенно создала свои собственные концепции в целях избежание большинства классических социологических антиномий: структура/история, свобода/детерминизм, индивидуум/социум, субъективизм/объективизм и др. Трудно, если не невозможно изложить в нескольких словах вклад Пьера Бурдье. Скажем только о трех центральных понятиях его теории: habitus, поле и культурный капитал.
Для Жана-Франсуа Дортье, написавшего в специальном номере французского журнала "Гуманитарные науки" статью, посвященную ушедшему из жизни социологу, "это прежде всего продукт ставшего подсознательным обучения, превратившегося затем в естественную возможность свободно существовать в среде. Пианист может свободно импровизировать на пианино только после долгой игры гамм и изучения правил композиции и гармонии".
Понятие habitus начинаешь осознавать, погрузившись в иную среду, правила игры которой неизвестны. Это разграничение частично объясняет почему, например, браки, хоть и не устраиваются больше как в прошлом веке, но по-прежнему не являются результатом полностью свободного выбора: социальное распределение вкуса, исходящее из habitus, заставляет нас общаться с людьми, имеющими те же эстетические, спортивные или кулинарные вкусы.
Таким образом, в противоположность общепринятому мнению, о вкусах и цвете можно спорить. В "Различии, социальной критике мнения" (1979) Пьер Бурдье показал, что эстетический выбор зависит во многом от нашего социального происхождения, нормы которого сидят в нас очень глубоко, а также от места, которое мы занимаем в социальной иерархии. Это положение было прекрасно проиллюстрировано фильмом Аньес Жауи "Чужие вкусы" (2000), рассказывающим о трудностях, встреченных главой небольшого провинциального предприятия при попытке проникнуть в художественную среду, столь далекую от привычного ему окружения.
Каждый индивидуум, обусловленный собственными habitus, развивается в одном или нескольких "полях", от высшей моды, например, до торговцев недвижимостью или широких областей экономики, политики, литературы и др. Каждое поле является небольшим участком социального мира, функционирующим более или менее автономно и по своим собственным законам. Это причина, по которой тот, кто желает проникнуть в чужую среду (политическую, художественную, интеллектуальную) должен знать ее коды и внутренние правила.
Это также поле приложение сил, доминирования и конфликтов между личностями и кланами, где каждый желает завоевать новые позиции. Как в шахматах, положение и ценность каждой фигуры зависят не только от них самих, но и от их положения по отношению к другим фигурам. Поле можно сравнить с игрой, правила которой не были объяснены заранее, а игроки неравным образом поделили между собой козыри - культурный и иные капиталы.
Культурный капитал
В определенном поле культурный капитал (дипломы, знания, культурные коды, уровень речи, манеры), социальный капитал (связи, сети влияния) и символический капитал (честь) являются столь же важными ресурсами, что и экономический капитал (финансы, наследство) для определения и завоевания социальных позиций. Неравное распределение капиталов объясняет различные стратегии действующих лиц и их способ подхода к ситуации.
Исследования Пьером Бурдье социальных факторов глубочайшим образом переменили наш взгляд на некоторые институты: музеи, телевидение, науку и, в первую очередь, образование. В "Наследниках" (1964) и "Воспроизведении" (1970), двух работах написанных совместно с Жан-Клодом Пассероном, он показывает, каким образом система школьного образования отбрасывает детей из скромной среды и опровергает сложившиеся представления о равных возможностях республиканской школы. Он также говорит о том, как взгляды и habitus преподавателей престижных школ, схожие с взглядами детей из семей определенного социального уровня, снабженных прочным культурным и социальным капиталом, способствуют воспроизведению из поколения в поколение нового "Государственного дворянства" (1989).
Это раскрытие механизмов доминирования не было чуждо и его политическим убеждениям, близким антиглобализму, одним из столпов которого он являлся, в первую очередь после оказанной им поддержки забастовкам декабря 1995 года.
* Государственный центр научных исследований

Чтобы знать больше

Книги о Пьере Бурдье

Труды Пьера Бурдье. Специальный номер ежемесячного журнала "Гуманитарные науки". 2002.

Пьер Мунье. Пьер Бурдье, введение. Изд. Покет/Ля Декуверт. 2001.

Патрис Бонневиц. Первые уроки социологии Пьера Бурдье. Изд. PUF. Париж. 1998.

Книги Пьера Бурдье

Мужское доминирование. Изд. Сей. Париж. 1998.

Социальные привычки в науке. Изд. INRA. Париж. 1997.

О телевидении. Изд. Либер. Париж. 1997.

Нищета мира. Изд. Сей. Париж. 1993.

Практический взгляд. Изд. Минюи. Париж. 1980.

Различие, социальная критика мнения. Изд. Минюи. Париж. 1979.

Воспроизводство. Элементы теории системы образования.

Изд. Минюи. Париж. 1970 (вместе с Ж.-К. Пассероном).

Любовь к искусству, художественные музеи Европы и их посетители.

Изд. Минюи. Париж. 1966. Новое дополненное издание 1969 (с А. Дарбелем и Д. Шнаппером).

Наследники, студенты и культура. Изд. Минюи. Париж. 1964. Новое дополненное изд. 1966. (вместе с Ж.-К. Пассероном).

В Интернете:

www.radio-france.fr/chaines/france-culture/

speciale/speciale_bourdieu/index.php

www.ehess.fr/centres/cse/



www.college-de-france.fr/

www.pages-bourdieu.fr.st/
Каталог:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница