Новые религиозные движения в современной россии как акторы религиозного поля



страница1/11
Дата18.04.2018
Размер0.68 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ



На правах рукописи

Шангин Никита Владимирович



НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК АКТОРЫ РЕЛИГИОЗНОГО ПОЛЯ
Специальность 22.00.06 — социология культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель:

Доктор социологических наук, профессор

Масловский М. В.

Нижний Новгород

2015

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности религиозного поля современной России 13

§1 Современные социологические концепции религиозного поля…………………………………………………………………....…..13

§2 Религиозное поле современной России ………………...…………..34

Глава 2. Статус и место НРД в религиозном поле России 52

§1 Генезис и структура НРД………………………………………....…..52

§2 Положение НРД в религиозном поле…………………………….….72

Глава 3. Механизмы закрепления статуса НРД в религиозном поле 90

§1 Средства массовой информации как механизм закрепления статуса………………………………………………………………..…....90

§2 Законодательство как механизм закрепления статуса………….…..107

§3 Феномен НРД в современных российских исследованиях и производство знания о них как механизм закрепления статуса……………………………………………………….……………124

Заключение……………………………………………….……………….137

Библиографический список………………………………………………140

Приложения……………………………………………………………….167


Введение

Актуальность темы диссертационного исследования определяется следующими факторами.

На территории России представлены практически все наиболее известные религии, в том числе и новые религиозные движения. Незадолго до крушения Советского Союза и в первые годы постсоветского режима произошел поворот от государственного атеизма к свободе вероисповедания. Это создало благоприятные возможности не только для активного миссионерства зарубежных религиозных организаций, но и для развития местных религиозных движений – возрождения традиционных религий и появления новых, в том числе и новых религиозных движений, таких как Церковь Объединения, Международное Общество Сознания Кришны, Церковь Саентологии, Свидетели Иеговы и местные Церковь Божьей Матери «Державная», Белое Братство, «Церковь Последнего Завета». Столкновение с негативными аспектами их деятельности, при растущей ксенофобии постсоветского общества создало устойчивый негативный стереотип, который автоматически транслировался на все религиозные группы, понимающиеся как чужие. Этот стереотип оказывается совершенно непропорциональным присутствию новых религиозных движений как в обществе в целом, так и в жизни отдельных людей. Кроме того, несмотря на широкую вариативность практик и верований, отношение ко всем новым религиозным движениям практически одинаково негативно. Изменения, которые происходят внутри новых религиозных движений – отход от наиболее жестких практик, изменение отношения к различным аспектам жизни в сторону большей терпимости – не влияют на существующий стереотип.

Другим фактором является значительная политизированость данной темы. Эксплуатация массовых страхов в политических целях приводит к конфликтам. Подобное социальное напряжение требует исследования как самой структуры религиозного поля, так и взаимодействия его различных акторов. Актуальность темы диссертационного исследования определяется: во-первых, фактическим присутствием большого количества акторов религиозного поля; во-вторых, необходимостью налаживания как можно менее конфликтного существования различных акторов в пределах юридических норм, что подразумевает поиск точек напряжения во взаимодействиях акторов.

Степень научной разработанности проблемы

Феномен новых религиозных движений изучается в рамках различных дисциплин. Можно выделить несколько блоков существующих библиографических источников.

Во-первых, следует отметить социологические исследования данной темы. Основы изучения религиозного поля заложены в работах создателя этой концепции П. Бурдье1. Весьма ценные теоретические дополнения к ней можно найти в работе П. Бергера и Т. Лукмана2, работах И. Гофмана3. Рассмотрение проблемы в контексте глобальных и региональных процессов невозможно без обращения к работам Х. Казановы4, В. Шпона5, некоторым положениям теории «Столкновения цивилизаций» С. Хантингтона6. Основы изучения новых религиозных движений составили труды М. Вебера7 и Э. Трельча8. Работы Г. Бэккера9, Б. Джонсона10, Р. Нибура11, Д.Нэльсона12, К.Кэмпбэлла13, Р.Старка и В. Бэинбриджа14, Б. Заблоки15, Э. Баркер16, А. Л. Грейла и Д. Р. Руди1, Дж. Лофланда и его коллег2, Д. Фурмана3, М. Штерина4 посвящены различным аспектам этого явления. Учитывая контекст рассматриваемой проблемы, значимыми являются работы Б. Дубина5, Л. Гудкова6, Н. Зоркой7, в которых рассматривается контекст отечественной религиозной жизни и особенности религиозности россиян.

Вторым блоком выступают труды по различным направлениям психологии, в том числе работы Р. Чалдини8, Э. Аронсона и Э. Пратканиса9, М. Лангони10, С. Хассена11, Е. Н. Волкова12, М. Вершинина13. Акцентированность внимания большинства из них на манипулятивных техниках внутри некоторых новых религиозных движений позволяет лучше рассмотреть деятельность этих движений как источник появления стереотипов.

Третьим блоком являются религиоведческие работы И. Я. Кантерова1, С. Филатова2, Р. Лункина3, А. Верховского4, выступающие важным источником для понимания российского религиозного поля и места в нем новых религиозных движений. Следует отметить также работы А. В. Саввина5, Н.А. Трофимчука6, А. Каскелло7, Е. Данилко8.

Кроме этих основных блоков следует выделить работы богословов и священнослужителей: А.Дворкина9, А. Кураева10, А. Слюсаренко11, Д. Сысоева12, А. Осипова13, Р. Коня14. Конфессиональная принадлежность авторов и ограничение в ряде случаев сопоставлением учений новых религиозных движений с православным вероучением делают возможность применения этих работ ограниченной.

Следует отметить, что в основном исследования данной проблемы посвящены конкретным новым религиозным движениям и наблюдается дефицит работ по социологической интерпретации места новых религиозных движений в современном российском обществе.

Целью исследования является социологический анализ положения новых религиозных движений в российском религиозном поле. Достижение поставленной цели связано с решением следующих теоретических и научно-практических задач:


  • Осуществить анализ особенностей религиозного поля России, его структуры и основных взаимодействий между акторами.

  • Раскрыть структуру новых религиозных движений и их возможности деятельности в российском обществе в целом и в рамках религиозного поля в частности.

  • Выявить механизмы закрепления статуса акторов религиозного поля и их особенности в России.

  • Продемонстрировать как эти механизмы действуют в случае новых религиозных движений.

Гипотеза исследования: несмотря на объективные социальные предпосылки, способствующие появлению и распространению новых религиозных движений, количество их последователей сокращается в силу действия внешних факторов и механизмов.

Объект исследования: функционирование религиозного поля России

Предмет исследования: положение новых религиозных движений в религиозном поле России, пути изменения их статуса.

Теоретико-методологические основы исследования составили:

  • теория религиозного поля П. Бурдье

  • теория социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана

  • теория гражданской религии Х. Казановы

В исследовании использованы как теоретические методы (анализ, обобщение), так и эмпирические (интервью, качественный анализ, контент-анализ).

Эмпирическая база исследования

В ходе исследования были изучены содержание сайтов основных новых религиозных движений, функционирующих в России, их религиозная литература, содержание интернет-форумов, посвященных данной тематике, а также контент основных российских телевизионных каналов («Первый канал», «Россия 1», «НТВ») в период 01.01.2002 – 31.12. 2012, посвященный новым религиозным движениям. Помимо этого было исследовано международное и российское законодательство в области религии.

Эмпирическая база исследования формировалась также из вторичного анализа исследовательских и аналитических работ.

Диссертационное исследование опирается на следующие группы источников.



  1. религиозная литература и материалы с сайтов новых религиозных движений;

  2. официальные материалы и документы законодательных органов власти РФ, занимающихся вопросами регулирования деятельности религиозных объединений на федеральном и региональном уровнях;

  3. международные правовые акты;

  4. международные и российские статистические и аналитические доклады о деятельности религиозных организаций.

Кроме того, были использованы материалы конференций, круглых столов по вопросам религиозной жизни в России и по проблемам новых религиозных движений в частности. В ходе диссертационного исследования был изучен широкий круг Интернет-источников, куда входят материалы и документы самих новых религиозных движений, научные и публицистические работы, форумы посвященные проблеме новых религиозных движений.

Научная новизна исследования

  • С позиций теории религиозного поля П. Бурдье рассмотрено религиозное поле современной России.

  • Продемонстрирована роль внешних и внутренних факторов в появлении и развитии новых религиозных движений.

  • Определена структура социального капитала новых религиозных движений и отсутствие возможностей его увеличения.

  • Проанализировано действие внешних механизмов закрепления статуса на примере новых религиозных движений.

Положения, выносимые на защиту:

  • Религиозное поле России представляет собой совокупность акторов, осуществляющих религиозную и квази-религиозную деятельность. Между всеми акторами существует напряжение, которое имеет характер борьбы за паству и оспаривание монополии на выполнение религиозной и квази-религиозной деятельности, а в ряде случаев и легитимности существования. При условии различия положения акторов неизбежные конфликты между акторами приводят к дискриминации более слабых участников.

  • На появление и развитие НРД влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним относятся религиозная и национальная политика государства, урбанизация, экономическое состояние страны, степень открытости страны, наличие возможности перехода в виртуальное пространство. К внутренним – гибкость основных положений вероучения, организационная структура типа «транснациональная сеть», финансовая независимость местных отделений от центральной организации (в случае наличия таковой), готовность к преобразованиям, подготовленность миссионеров к культурным, социальным и политическим условиям тех мест, где они будут вести проповедь.

  • Социальный капитал НРД – совокупность верующих и сочувствующих данной религии, готовых оказать материальную и нематериальную поддержку. Структура капитала включает в себя поддержку населения и поддержку элит как лиц, обладающих большей политической и экономической властью. В случае современной России у НРД нет возможностей для увеличения социального капитала ни в одном из этих направлений. В обществе существует предубеждение против данных групп, которое разделяют и население и элиты.

  • Существующие механизмы закрепления статуса в отношении новых религиозных движений не позволяют им изменить свой статус. К ним относятся юридическая система, средства массовой информации, позиция экспертного сообщества. Все эти механизмы в России работают против новых религиозных движений. Юридическая система затрудняет создание новых религиозных организаций. СМИ показывают деятельность НРД в исключительно негативном свете. Позиция научного сообщества неоднозначна, но большим влиянием вне научной среды пользуются ученые, негативно относящиеся к НРД.

Теоретическая и практическая значимость работы

Данная работа может представлять интерес и быть полезной для социологов, религиоведов, юристов, работников государственных структур, так как дает представление о структуре религиозного поля России, происходящих в нем процессах, механизмах закрепления статуса религиозных групп.

Разрабатываемые в данном исследовании вопросы могут выступать методологической основой теоретических и прикладных исследований в рамках социологии, религиоведения. Материалы данного исследования могут быть использованы в дальнейшей научной и преподавательской деятельности, а также при разработке учебных программ по социологии религии.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 22.00.06 – Социология культуры. Тема диссертации соответствует Паспорту специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ (социологические науки): п. 1 «Социокультурный процесс, его структура и особенности»; п. 16 «Религиозные организации и движения в современном мире».

Апробация результатов исследования

Материалы, изложенные в диссертации, были апробированы в докладах и выступлениях на следующих конференциях и симпозиумах:



  • XI Международный симпозиум Диалог мировоззрений: «Современное образование в поле научных и религиозных традиций» Нижний Новгород, 31 мая-2 июня 2011 г.

  • Международная научно-практическая конференция «Молодежь как ресурс регионального развития» Киров, 27-28 октября 2011 г.

  • II Всероссийская (с международным участием) конференция «Гендерные аспекты социогуманитарного знания» Пермь, 4-5 декабря 2012 г.

  • Заочная международная научно-практическая конференция «Формирование добрососедских этноконфессиональных отношений как одна из важнейших задач современной цивилизации», 1-2 февраля 2013 г.

  • III Международная научно-практическая конференция «КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБЩЕСТВО» Новосибирск, 8 февраля 2013 г.

Основные положения диссертации нашли отражение двенадцати научных публикациях, в том числе в трех статьях опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Общий объем публикаций составляет 3,485 п.л.

Структура работы: настоящая работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, источников, списка используемой литературы, приложений.


Каталог: files -> 2015
2015 -> Исследования
2015 -> Диссидентская коммуникация: особенности понятия и методов исследования
2015 -> Издание прихода церкви во имя Святителя Николая с. Парфентьево Коломенского благочиния Московской епархии
2015 -> Юмашева Т. А. (г. Балашов) Роль социальной рекламы в деятельности специалиста по социальной работе
2015 -> Коммуникация риска: понятие, структура, особенности
2015 -> Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Донская духовная семинария Ростовской-на-Дону Епархии Русской Православной Церкви» фонд оценочных средств по дисциплине
2015 -> Воспитание детей. Отечник №2
2015 -> Программа для учащихся воскресной школы начальной ступени продолжительность изучения курса 1 год подольск
2015 -> Иерей Олег Давыденков


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница