Новая информационная культура общества как глобальная проблема



страница1/3
Дата09.03.2018
Размер82.5 Kb.
  1   2   3

НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
К.К. Колин, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН,

доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Проведен системный анализ проблемы формирования новой информационной культуры общества в современных условиях его глобализации и комплексной информатизации. Рассматриваются социально-экономические, лингвистические и этические аспекты этой проблемы и показаны ее актуальность и тесная связь с проблемой обеспечения национальной безопасности страны.


  1. Информационная культура общества и национальная безопасность.

Современный период развития цивилизации многими исследователями вполне обоснованно квалифицируется как начальный этап становления глобального информационного общества. Средства информатики, новые информационные и компьютерные технологии все более широко проникают сегодня практически во все сферы жизнедеятельности сотен миллионов людей, изменяют условия их труда и быта, становятся атрибутами новой информационной культуры общества.

Достижения в области информатики уже сегодня являются весьма впечатляющими. Они не только открывают беспрецедентные в истории человечества возможности для социальных коммуникаций, проведения научных исследований, развития системы образования, экономики и культуры, обеспечения безопасности и устойчивого развития общества, но в значительной степени изменяют и самого человека, так как формируют у него новые потребности, стереотипы поведения, а также новые представления о качестве жизни, пространстве и времени.

Информационные ресурсы общества становятся сегодня определяющим фактором его научно-технического и социально-экономического развития. Поэтому способность той или иной страны формировать, сохранять, распределять и эффективно использовать эти ресурсы в значительной степени определяет сегодня конкурентную способность этой страны в мировом сообществе и сегодня рассматривается в качестве одного из необходимых условий обеспечения ее национальной безопасности.

По экспертным оценкам отечественных и зарубежных специалистов, информационное развитие России идет достаточно быстрыми темпами [1]. Объем отечественного информационного рынка ежегодно растет более чем на 20%, а прирост компьютерного парка составляет не менее 25%. Увеличивается также и объем информационно-коммуникационных услуг населению. И, тем не менее, в рейтинге готовности к "электронному развитию", который содержится в докладе «Мировые информационные технологии 2005-2006», подготовленном для Всемирного экономического форума, Россия сегодня занимает только 72 место из 115 стран, обследованных с точки зрения их готовности и способности внедрять новые информационные технологии. Три года назад Россия занимала в этом списке 55–е место, а еще годом раньше 52-е. В качестве значимых причин отставания нашей страны в этой сфере зарубежные эксперты называют реорганизацию системы образования и административную реформу.

Система образования России все еще существенно отстает от современных требований процесса глобальной информатизации общества. Она не обеспечивает подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов для создаваемой в нашей стране новой информационной отрасли информационных технологий, особенно с учетом ее планируемого существенного расширения. Сегодня имеется острый дефицит квалифицированных программистов, специалистов среднего звена, а также руководителей информационных проектов. Но все же главная проблема информационного развития общества заключается не в этом. Проблема эта является гуманитарной и состоит в необходимом изменении ментальности самого общества. Исследования показывают, что одной из важнейших задач развития цивилизации в 21-м веке является формирование новой информационной культуры общества, которая была бы адекватной достижениям научно-технического прогресса в области средств информатики и информационных технологий.

История человеческого общества убедительно свидетельствует о том, что лишь те изобретения, открытия и новшества, которые были восприняты культурой общества и стали ее неотъемлемой частью, довольно быстро находили свое практическое применение. Внедрение же других нововведений нередко откладывалось на длительное время. Поэтому именно информационная культура общества является ключевым фактором его успешного информационного развития, которое в современном мире рассматривается как важнейшее условие социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности той или иной страны [2].




  1. Информационная компетентность и проблема социализации личности в современном обществе.

Информационная компетентность является необходимым условием успешной социализации личности в информационном обществе. Результаты научно-технического прогресса, которые мы можем сегодня наблюдать в развитых странах мирового сообщества, свидетельствуют о том, что условия повседневной жизни и профессиональной деятельности миллионов людей на нашей планете, в том числе, и в России, уже в первом десятилетии XXI-го века становятся принципиально отличными от тех условий, в которых мы жили и работали в конце минувшего века. И эти отличия обусловлены, главным образом, революционными изменениями в информационной среде общества, стремительным развитием новых средств информатики и информационных технологий и их проникновением во все другие сферы жизнедеятельности общества: экономику, науку, образование, политику и культуру. Поэтому информационная компетентность становится сегодня необходимым условием успешной социализации личности в новой информационно среде общества. Ранее же это условие нужно было относить не ко всем членам общества, а лишь к тем из них, кто готовил себя к профессиональной деятельности именно в информационной сфере.

Это вывод является принципиально важным, так как именно он должен стать концептуальной основой для нового взгляда на роль информационной культуры в развитии современного общества. Иначе говоря, для того, чтобы выпускник образовательного учреждения (средней школы, лицея, колледжа или ВУЗ’а) не чувствовал себя человеком второго сорта в информационном обществе, а хорошо в нем ориентировался и имел бы достаточно высокие шансы найти удовлетворительно оплачиваемую работу, он должен уже в процессе своего образования получить существенно более высокую, чем это имеет место сегодня, общую информационную компетентность. И эту компетентность должна сформировать у него система образования, которая для этого сама должна будет претерпеть соответствующую содержательную, научно-методическую и инструментально-технологическую перестройку.







  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница