Ннгу фсн, обучающихся по направлению подготовки



страница1/36
Дата26.04.2018
Размер0.68 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Н. В. Шалютина

СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией факультета социальных наук

для студентов ННГУ ФСН, обучающихся по направлению подготовки

39.03.02. «Социальная работа», уровень бакалавриата

Нижний Новгород

2016


УДК 316.77

ББК С60.56

О28

О28 Шалютина Н.В. Социология: Учебно-методическое пособие:– Нижний Новгород: Нижегородский университет, 2016. – 51с.



Рецензент: к.соц.наук, доцент Судьин С.А.

В пособии изложена рабочая программа дисциплины (модуля) «Социология», включающая краткое описание тем лекций, планы семинарских занятий, куда входят: темы для обсуждения и творческих заданий (фотопроектов), описание групповых работ и тренингов, список литературы по тематике курса и вопросы для промежуточного тестирования.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов ННГУ ФСН, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02. «Социальная работа», уровень бакалавриата.

Ответственный за выпуск:

Председатель методической комиссии факультета социальных наук ННГУ, к.соц.н., доцент И.Э. Петрова

УДК 316.77

ББК С60.56

© Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Аннотация 4

2. Цели и задачи освоения модуля…………………………………………...........5

3. Планируемые результаты обучения (компетенции)……………………………6

4. Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе……………7

5. Место модуля в структуре ОПОП…………………………………………….....9

6. Тематический расчет часов .10

7. Содержание разделов модуля .11



Тема 1. Введение в социологию……………………………………………….....11

Семинарское занятие. ………………………………………………………………11

Тренинг «Социологическое воображение»…………….........................................12

Тема 2. Культура и система норм……………………………………………….14

Семинарское занятие………………………………………………………………..14

Групповая работа над схемой «Определения культуры»………………………...14

Фотопроект «Визуализация социальных норм»………………………………….15



Тема 3. Общество и личность...………………………………………………….17

Семинарское занятие………………………………………………………………..17

Фотопроект «Визуализация статусов»…………………………………………….18

Тема 4. Социальная дифференциация………….……………………………….19

Семинарское занятие………………………………………………………………..19

Групповая работа «Модели социальной стратификации»……………………….20

Фотопроект «Визуализация неравенства»…..…………………….………………20



Тема 5.Социальные общности и группы…………………………………..…...22

Семинарское занятие………………………………………………………………..22

Фотопроект «Социальные группы»………………………………………………..23

Тренинг «Социальное взаимодействие в группе»………………………………..23



Тема 6. Социальные институты……..………………………………………......25

Семинарское занятие………………………………………………………………..25

Фотопроект «Визуализация социальных институтов»…………………………...26

Тема 7. Социальные изменения………………………………………………….27

Семинарское занятие………………………………………………………………..27

Фотопроект «Визуализация социальных изменений»……………………………28

Тема 8. Масс медиа и современность…………………………………………...29

Семинарское занятие………………………………………………………………..29

Фотопроект «Тексты масс медиа»…………………………………………………29

Тема 9. Методы социологического исследования………………………...…...31

Семинарское занятие………………………………………………………………..31

Групповая работа «Методы социологического исследования»…………………31

Творческое задание «Программа социологического исследования»…………...32

8. Самостоятельная работа студентов……………………………………………..33

9. Информационное обеспечение модуля……..…………………………………..34

10. Фонд оценочных средств…………………………………………………… …36

11. Вопросы по курсу «Социология» .49



1. АННОТАЦИЯ
Пособие раскрывает содержание дисциплины (модуля) «Социология», в котором рассматриваются вопросы возникновения и развития социологической мысли, базовые понятия социологии, раскрывается структура социологической науки, показываются проблемы взаимовлияния личности и общества, личности и культуры, формулируются вопросы социальной дифференциации и социальных изменений.

В пособии также определяется тематика лекций, дается план семинарских занятий. Учебная работа с информацией проходит с использованием вербальных и визуальных методик. К первым относится: подготовка докладов, участие в тренингах и групповых дискуссиях. К визуальным методам работы с информацией относятся: подготовка творческих заданий (фотопроектов) и групповая работа, связанная с составлением схем, таблиц и моделей.

Каждая тема семинарского занятия сопровождается списком рекомендуемой литературы. Для проверки освоения материалов модуля предлагаются контрольные вопросы и тесты.

Данное пособие подготовлено в соответствии с ОС ННГУ и предназначено для подготовки бакалавров ФСН, обучающихся по направлению 39.03.02. «Социальная работа».




2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Цель дисциплины - освоить систематизированные знания об обществе путем раскрытия его структуры, действующих институтов и процессов, протекающих в нем, а также выявление специфики взаимодействия личности с обществом и культурой.
Задачи дисциплины:

  • освоить ключевые понятия социологии и выработать навыки использования категориального аппарата социологии;

  • дать представление о социологии как науке, её структуре и месте в системе общественных наук, об основных этапах и направлениях развития социологии;

  • дать представление о структуре личности, социализации и взаимовлиянии личности и общества, личности и культуры через систему социальных институтов:

  • сформировать представление о типах социальных структур, закономерностях их развития и протекающих в них процессах;

  • изучить методологию и методы проведения прикладных социологических исследований.



3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (КОМПЕТЕНЦИИ)
Процесс изучения дисциплины (модуля) направлен на формирование следующих профессиональных компетенций (ПК):


Формируемые компетенции

(код компетенции, уровень освоения – при наличии в карте компетенции)



Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), характеризующие этапы формирования компетенций

ПК-1: Способность к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан с целью постановки социального диагноза и разработки индивидуальных программ предоставления социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению

Знать:

ключевые понятия социологии, её структуру, место в системе общественных наук;



Уметь:

применять понятийно-категориальный аппарат социологии, основные законы социологии в профессиональной деятельности;



Владеть:

категориальным аппаратом социологии;



Мотивация:

готов использовать основные методы социологических наук при исследовании социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения и явлений культуры.



ПК-13: Способность выявлять формулировать и решать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований, в том числе опроса и мониторинга, использовать полученные результаты и данные статистической отчетности для повышения эффективности социальной работы


Знать:

закономерности формирования социальных структур, социальных общностей, групп, социальных институтов;



Уметь:

анализировать процессы и явления, влияющие на развитие общества

анализировать механизмы формирования гражданской позиции;

Владеть:

навыками анализа закономерностей исторического развития общества;



Мотивация:

готов формулировать и решать проблемы в сфере социальной работы на основе проведения прикладных исследований.




4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Для формирования мотивации к обучению применяются проектные и коммуникационные технологии:

1. Проблемное изложение учебного материала преподавателем, с последующим обсуждением в группах, что способствует эмоциональному вовлечению студентов в познавательную деятельность и формирует готовность к выявлению существующих социальных проблем;

2. Выполнение творческих заданий, в том числе с использованием методов визуальной социологии, формирующих готовность к проведению прикладных исследований. В рамках каждой изучаемой темы студентам предлагается выполнить фотопроект, с последующим обсуждением его на семинарском занятии. Кроме того, предлагается выполнение групповых заданий по визуализации социологической информации: составление схем, графиков и моделей на основе информации, полученной от преподавателя.

3. Участие в тренингах с последующим их обсуждением, что способствует развитию навыков командной работы; лучшему пониманию возможностей практического применения социологических знаний и готовности к проведению оценки обстоятельств жизнедеятельности и определению индивидуальных потребностей граждан.


Для достижения планируемых результатов обучения в виде знаний, умений и навыков используются сочетание вербальных и визуальных образовательных технологий:

1. Проектные и информационно-коммуникационные технологии, направленные на формирование мотивации к обучению и развитию. Выполнение творческих заданий и групповая работа позволяют вовлечь студентов в познавательную деятельность, показать практическую значимость социологии.

2. Информационно-развивающие технологии, направленные на формирование системы знаний. Используется лекционный метод, и самостоятельное изучение литературы и электронных источников информации.

3. Деятельностные практико-ориентированные технологии, направленные на формирование системы профессиональных практических умений при проведении социологических исследований.

4. Развивающие проблемно-ориентированные технологии, направленные на формирование и развитие проблемного мышления, способности видеть и формулировать проблемы, выбирать способы их решения. Используются виды проблемного обучения: освещение основных проблем социологии на лекциях, учебные дискуссии.

5. Методы визуальной социологии, способствующие развитию социологического воображения и практических навыков анализа социальной реальности и повышающие заинтересованность студентов социологией в целом. Студенты обучаются работе в группе, творческому подходу к решению задач. Самостоятельная работа студентов по визуализированию социальных явлений и процессов и последующее обсуждение в группе, способствует не только углублению социологических знаний, но и развитию навыков и компетенций, необходимых для формирования профессионала.


Для формирования запланированных компетенций выбраны следующие формы организации учебного процесса:


Методы

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

IT- методы




+

+

Групповая работа

+

+




Case-study

+







Методы проблемного обучения

+

+




Визуальная методология

+

+

+

Тренинги




+

+



5. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б1В.ОД.4) и является обязательной для изучения. Период освоения дисциплины – 3 семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из которых 64 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем: 32 часа занятия лекционного типа (включая кейсы и методы проблемного обучения), 32 часа занятия семинарского типа (включая тренинги и творческие задания), 8 часов составляет самостоятельная работа обучающегося (включая освоение рекомендованной литературы), 36 часов – контроль (включая работу по выполнению фотопроектов и их обсуждение).

6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ




п/п


Каталог: students -> src
src -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология средств массовой коммуникации» Колосова В. В
src -> Методические рекомендации по подготовке эссе, проектов и презентаций, по организации упражнений и деловых игр, кейсы
src -> Н. И. Лобачевского Г. Л. Воронин Н. В ларшина социология учебно-методическое пособие
src -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
src -> Всеобщая история
src -> Н. И. Лобачевского Г. Л. Воронин Н. В. Ларшина социология учебно-методическое пособие
src -> Ю. В. Родионова Психология и педагогика Часть 1 «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница