Неомарксизм франкфуртской школы (к 11 вопросу) Введение. Что такое неомарксизм? Особенности неомарксистского социологизма



Скачать 120.98 Kb.
страница1/3
Дата28.07.2018
Размер120.98 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3

НЕОМАРКСИЗМ ФРАНКФУРТСКОЙ ШКОЛЫ (к 11 вопросу)

Введение. Что такое неомарксизм? Особенности неомарксистского социологизма

Неомарксизм — течение западной социально-философской мысли, возникшее в результате критики «слева» позитивистского истолкования марксизма теоретиками П-го Интернационала (К.Каутский и др.), шедшей по линии интерпретации философии Маркса в духе новейших философских веяний начала XX в.: неогегельянства, фрейдизма, философии жизни (а позднее — экзистенциализма и структурализма). Основоположники неомарксизма — ранний Д. Лукач, автор книги «Истории и классовое сознание» (1923), и К. Корш, автор книги «Марксизм и философия» (1923). С конца 20-х — начала 30-х годов его активно развивают теоретики сложившейся в тот период франкфуртской школы: Э.Фромм (в духе «фрейдомарксизма»), Г. Маркузе (в духе сперва «хайдеггер-марксизма», а затем гегельянизированного «фрейдомарксизма»), М. Хоркхаймер и Т. В. Адорно (в духе «синтеза» неогегельянства и «фрейдомаркспзма»). Во Франции после 2-й мировой войны к неомарксизму примыкают А. Лефевр, развивавший его в духе «левого» неогегельянства, Ж.-П. Сартр, предложивший его «лево»-экзистенциалистскую версию, Л. Гольдман, представивший его как «генетический структурализм и др. В англоязычных странах неомарксизм развивался под влиянием немецкой и французской его версий, при чем не столько на почве собственно социальной философии, сколько на почве социологии (Ч. Р. Миллс, А. Гоулднер, И. Горовиц, Н. Бирнбаум, Т. Боттомор и др.).

Основная тенденция неомарксизма как социально-философского направления — слияние («амальгамирование») собственно философских понятий с политэкономическими и общесоциологическими, в результате чего первые утрачивают свою самостоятельность и особый, специфический смысл и превращаются в отражения («проекции») вторых. Эта операция осуществляется пу­тем выделения в качестве центральной и основополагаю-щей категории отчуждения, понимаемого в социально-экономическом смысле. Толкуемое в духе веберовского понятия формальной рациональности и фрейдовского понятия рационализации, отчуждение отрывается от того, что же, собственно, подвергается ему — отчуждается (т. е. от своего «субстрата») и в этом качестве приобретает несвойственные ему миросозидательные функции. Результат социально-экономического отчуждения не только социальная структура антагонистических обществ, но и субстанциальное содержание предметного мира, его предметно-вещественный характер. Из меновой стоимости «выводится» не только потребительная стоимость товара, но и его «материя», его вещественное бытие. Отсюда — тенденция к социоморфизму и релятивизму, характеризующая неомарксизм.

Общий результат этого — нигилизм в отношении духовной культуры (идеального измерения человеческого существования вообще), в котором отчетливо прослушиваются ницшеанские обертоны, с одной стороны, и скрытый, но заметный политический экстремизм — другой. Экстремизм неомарксизма противоречивым и эклектическим образом сочетается с фатализмом общей концепции капиталистической цивилизации, разделяемой большинством его представителей. Возводимая в своих истоках к гомеровским временам (отождествляе­мая с западной цивилизацией и культурой в целом), история капиталистической цивилизации предстает в неомарксизме как фатально-необходимый процесс про­грессирующего «сумасшествия» разума (пародия на ге­гелевское понимание истории как прогресса разума, из которого заимствуется представление о фатальном ха­рактере исторического процесса).

Антикапиталистическая революция предстает в апо­калиптическом свете: как «конец истории», всемирный катаклизм, вселенская катастрофа, результатом которой должно стать появление чего-то «радикально иного», отменяющего предшествующее развитие человечества как сплошное недоразумение. Отсюда расчет неомарк­систских теоретиков на тех, кто люмпенизируется за­падной цивилизацией, оттесняется на «периферию», от­брасывается на дно социальной жизни и не имеет с этой «неудавшейся цивилизацией» никаких точек соприкосновения: жителей «третьего мира», не вовлеченных в орбиту модернизации; наркоманов; враждебных интеллектуалов, агрессивно противостоящих западной культурной традиции; представителей сексуальных мень­шинств; нетрудоспособную молодежь или инфантилов, не желающих включаться в жизнь взрослых; безработ­ных или преступников.

Эти особенности неомарксизма, с одной стороны, обес­печили его широкую популярность в 60-е годы, когда в общественном сознании Запада законодателями моды были «новые левые», поднявшие неомарксистов на щит в качестве своих идеологов, а с другой — вызвали его критику в 70-е годы, когда движение «новых левых» потерпело крах, зайдя в тупик левого экстремизма и терроризма.




Каталог: binary
binary -> Счастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
binary -> Особенности репрезентации культурной идентичности в интернете
binary -> Стратегии личностной идентификации в сетевом пространстве компьютерной симуляции: культурологический аспект
binary -> Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе
binary -> Формирование образа семьи в средствах массовой информации россии
binary -> Религиозно-философская и психоаналитическая интерпретации проблемы пола: В. В. Розанов и з. Фрейд
binary -> Программа по социологии «Социология семьи, детства и гендерных отношений»
binary -> Мурадян Овик Хачикович
binary -> Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
binary -> Презентация тела в советской фотографии «оттепели»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница