Немецкого богословия



Скачать 108.1 Kb.
Pdf просмотр
страница1/7
Дата23.07.2018
Размер108.1 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
137
К. И. Уколов
(ПСТГУ)
УЧЕНИЕ КАНТА О РЕЛИГИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ
НЕМЕЦКОГО БОГОСЛОВИЯ
В настоящем докладе мне хотелось бы затронуть один из аспектов той непростой связи, которая существует между немецкой идеалистической философией и немецким протестантским богословием. Характер этой связи непрост по той причине, что, с одной стороны, протестантская религиозность способствовала возникновению философского рационализма и трансцендентализма, ас другой — немецкое богословие
XIX — нач. XX в. настолько тесно переплелось с традицией немецкой идеалистической философии, что сами течения этого богословия именуются по их связи стой или иной линией немецкого идеализма. Так, ученые выделяют кантианскую линию немецкого богословия, представленную такими именами, как А. Ричль, В. Герман, Афон Гарнак, Э. Трёльч. Существует также и гегельянская линия, подразделяющаяся в свою очередь на право-гегельянское и лево-гегельянское течения
1
В качестве предварительного замечания укажем, что рационализм эпохи Просвещения не находится в противоречивом отношении с протестантской религиозностью, но, напротив, непосредственно связан с пиетисткой мистикой, более того представляет собой ее прямое порождение. Он развивается из мистического опыта внутреннего света или внутренней истины. Принцип автономии разума берет свое начало в мистическом опыте присутствия Бога внутри человека. Как мистика, таки рационализм основываются на субъективном внутреннем опыте. Можно сказать, что рационалистическая автономия развилась из мистической автономии, из мистического представления о внутреннем свете.
Кроме того, важно иметь ввиду, что характерный для эпохи Просвещения принцип автономии разума вовсе не означает неограниченного произвола и субъективности, ибо закон разума распространяется (так в философии Канта) как на теоретическую, таки на практическую деятельность человека, он действует как в сфере познания, таки в сфере практического поведения и искусства. Всякая часть человеческой природы есть вместе стем и часть его рациональной структуры. Принцип автономии не означает также и восстания против Бога, ибо он таит в себе возможность открытия религиозной перспективы. Два крупнейших мыслителя Нового времени — Шлейермахер и Гегель — как рази пытались найти в пределах автономии религиозное измерение.
Кант занимает особое место в истории немецкого богословия, его даже иногда называют философом протестантизма по преимуществу. Исследователи отмечают, как правило, два момента, позволяющие считать Канта типично протестантским философом. Первый момент связан с «антирассудочным» характером кантовского понятия религии. Действительно, философия Канта исключает спекулятивный путь догматического рационализма, свойственный католическому богословию. Один из упомянутых выше исследователей Фридрих Паульсен — в учении Канта о практической вере разума распознает представление Лютера о религии сердца. Кант попытался научно обосновать характерную для протестантских богословов убежденность в самостоятельности веры по отношению к знанию. В соответствии с протестантским пониманием, вера есть не теоретическая, а преимущественно практическая функция человека, а потому и обоснована она должна быть совсем иначе, не так, как теоретическое познание мира.
Второй момент обусловлен моральным характером кантовской религиозности. Так, другой из упомянутых исследователей, немецкий богослов Юлиус Кафтан (1848–1926) указывает, что нравственный характер кантовского понятия религии представляет собой тот существенный признак, который выделяет протестантизм на фоне католицизма и православия. Кроме того, Кант как никто другой распознал конечность человеческой природы и неспособность человека пробиться через границы конечности к бесконечному. В философии Канта нашла выражение протестантская установка, что достичь Бога можно исключительно с помощью Божией. Человеческую вину, грех, отчуждение от Бога может преодолеть только божественная благодать См, например Thielicke H. Glauben und Denken in der Neuzeit. Tübingen, 1983. S. 353–393; 423–456.
2 См. : Tillich P. Vorlesung über die Geschichte des christlichen Denkens. Stuttgart, 1972. S. 63.
3 Одной из первых в серии работ, посвященных анализу соотнесенности философии Канта и протестантского богословия, является статья Фридриха Паульсена : Paulsen F. Kant der Philosoph des Protestantismus // Kantstudien. Bd. 4. 1900. S. 1–31. К ней примыкают следующие публикации : Kaftan J. Kant: der Philosoph des Protestantismus. Berlin, 1904; Bauch B. Luther und Kant.
Berlin, 1904; Siegfried T. Luther und Kant. Ein geistesgeschichtlicher Vergleich im Anschluss an den Gewissenbegriff . Giessen, 1930;
Schülke H. Kants und Luthers Ethik. Ein Vergleich unter besonderer Berücksichtigung der Lehre vom Bösen. Greifswald, 1937; Lötzsch F.
Vernunft und Religion im Denken Kants. Lutherisches Erbe bei Immanuel Kant. Köln; Wien, 1976.


Каталог: download
download -> Материальная культура и быт средневекового населения пермского предуралья
download -> Основы паблик рилейшнз
download -> Э. Дюркгейм: Метод социологии
download -> Концепция социальной солидарности Эмиля Дюркгейна
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для специальности 030501
download -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «социология права» Для направления 521400
download -> Лекция «Предмет и метод философии науки»
download -> Методология и методика психолого-педагогических исследований
download -> Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы Е. Коротаева


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница