Некоторые аспекты формирования в России электронного правительства



Скачать 143.19 Kb.
Дата26.02.2018
Размер143.19 Kb.


Некоторые аспекты формирования в России электронного правительства

Some aspects of a forming the e-government in the Russian Federation
М.Л. Гулак, кандидат технических наук, доцент

Брянский государственный технический университет


Аннотация: рассмотрены основные подходы к определению электронного правительства; исторические аспекты формирования в России электронного правительства; основные факторы, влияющие на его распространение; приведены статистические данные о текущем состоянии электронного правительства.

The main ways for a definition of e-government, historical aspects of a forming the e-government in the Russian Federation, the fundamental factors influencing on its prevalence are considered in the article. Some statistical data about the current condition of e-government are given.


Ключевые слова: электронное правительство, распространение электронного правительства, текущее состояние электронного правительства.

Keywords: e-government, prevalence of the e-government, the current condition of e-government.
Идея электронного правительства (ЭП) распространилась в конце ХХ века, информатизация в той или иной мере затронула все стороны жизни и деятельности людей. В английском языке даже возникла и получила повсеместное распространение приставка «e–» (от electronic – электронный). Так стали обозначать области применения информационных технологий в различных традиционных видах деятельности, а позднее – в материальных объектах. Так зародись понятия «электронная торговля», «электронное обучение», «электронная книга» и т.п.

Термин «электронное правительство» (e-government) появился, когда от внутренней информатизации органов государственной власти и информатизации процессов информационного взаимодействия между государственными структурами перешли к электронному информационному взаимодействию с гражданами и организациями. В некоторых определениях электронного правительства главным выступает именно это обстоятельство: электронное правительство – это информационное взаимодействие органов власти с гражданами и организациями с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), сетевых технологий и интернета».

Другие определения ЭП основаны на идее демократического государства, ориентированного на оказание услуг гражданам в электронной форме на основе использования информационных технологий.

Следующая группа определений основана на понимании электронного правительства как использования ИКТ в государственном управлении. Например, Всемирный банк определяет электронное правительство как «использование государственными структурами информационных технологий (таких как глобальные сети, интернет, мобильные коммуникации), которые имеют способность трансформировать отношения с гражданами, бизнесом и другими ветвями власти»1.

Существуют и другие подходы к определению электронного правительства: «использование информационных и коммуникационных технологий для улучшения деятельности организаций государственного сектора»2, «путь использования государственными структурами наиболее инновационных информационных и коммуникационных технологий, особенно интернет вэб-приложений, для обеспечения граждан и бизнеса более удобным доступом к государственной информации и услугам с целью улучшения качества услуг и обеспечения больших возможностей участия в демократических институтах и процессах»3.

В Российской Федерации под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов4.

Рассмотрим некоторые исторические аспекты формирования в России электронного правительства и основные факторы, влияющие на его развитие и распространение.

Вопросы использования ИКТ в органах государственной власти после 2000 года неоднократно включались в повестку дня заседаний Правительства России. Впервые Правительство обсуждало эту тему в 2001 году при рассмотрении проекта Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Специально вопрос использования ИКТ в федеральных органах власти был поставлен на заседании Правительства России 11 сентября 2003 года и 16 декабря 2004 года. Эту тему неоднократно поднимали и в более поздний период.

Термин «электронное правительство» впервые в официальных документах российского правительства появился в «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года»5.

Одной из главных преград на пути внедрения и эксплуатации ЭП был низкий уровень информатизации населения страны и государственных структур. Это положение стало меняться в лучшую сторону в 2002 году после принятия Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Обычно называют пять стадий трансформации традиционного правительства в электронное (правительственное веб-присутствие)6:

1. Информационный (присутствие в интернете). Осуществляется только информирование граждан, что означает 20%-ное веб-присутствие и предполагает создание регулярно обновляемых правительственных веб-сайтов с публикацией на них основной правительственной и нормативной информации, ссылок на министерства и государственные департаменты.

2. Интерактивный односторонний (интерактивное взаимодействие). Осуществляется освоение технологий интерактивного взаимодействия органов власти с гражданами. Предполагает 40%-ное веб-присутствие и заключается в организации пассивного взаимодействия между клиентами и правительством. Он подразумевает предоставление доступа в электронной форме к бланкам документов. Нужную форму можно распечатать, но отправлять ее придется традиционным образом, а не через Интернет.

3. Интерактивный двусторонний. Означает 60%-ное веб-присутствие и реализуется посредством интерактивного двустороннего взаимодействия. Онлайновые сервисы приобретают интерактивность и появляется возможность обращения к госчиновникам по электронной почте, оставлять комментарии на досках сообщений и т.п.

4. Транзакционный (осуществления транзакций в электронной форме). Завершает переход на документальную информационную среду взаимодействия, которая позволяет юридически признавать эквивалентность сделок в электронной форме. Предполагает 80%-ное веб-присутствие и характеризуется транзакционным взаимодействием, благодаря чему возможно предоставление услуг, выполнимых в онлайне на всех стадиях. Примером может служить подача заявок в электронной форме на получение лицензий на ведение профессиональной деятельности, подача налоговых деклараций и т.п.

5. Проактивный (полная трансформация традиционного управления в электронное). Является заключительной стадией с точки зрения полной интеграции ИКТ в управленческие процессы. Означает 100%-ное веб-присутствие и отличается тем, что правительство не только предоставляет гражданам и коммерческим структурам сервисные услуги, но и привлекает граждан к принятию решений и двустороннему диалогу на базе интерактивных сервисов.

И если на начальных этапах внедрения ЭП наиболее актуальным было создание ИКТ и организация их использования для сетевого взаимодействия органов власти с гражданами, то на современном этапе основными задачами являются повышение результативности управления и модернизация управления проектами электронного правительства. Стоит также задача эффективного использования технологий для электронного правительства.

Решению указанных задач способствует соответствие электронного правительства некоторым принципам. Рассмотрим их.

1. Ориентация на граждан. Граждане – не только потребители услуг электронного правительства, они определяют политику и направления развития этого проекта.

2. Удобство и простота использования. Все электронные решения, применяемые в цифровом правительстве, имеют своей целью облегчить пользование системой для граждан, увеличив скорость обслуживания вопросов и сократив время ожидания.

3. Бизнес-трансформация. Программное обеспечение, архитектура и инфраструктура, а также политика ЭП направлены на то, чтобы предоставить правительственной системе эффективность бизнес-модели.

4. Стоимость и сложность. Они должны быть сведены к минимуму, чтобы работа с системой не вызвала осложнений у пользователей.

5. Обслуживание. Эффективность работы электронного правительства должна проявляться в его возможности быстро и с наименьшими затратами обслужить наибольшее количество граждан, обеспечив высокое качество обслуживания.

6. Масштабность решений. Приложения должны обеспечивать взаимодействие между разнообразными структурами и органами, составляющими систему, и полную взаимную совместимость.

7. Исполнение. Приложения должны отвечать цели усовершенствования электронных сделок путем сокращения продолжительности и уменьшения сложности обслуживания.

8. Отчетность. Приложения должны увеличивать точность данных и возможность их архивирования, а также аудита сделок.

Учет вышеуказанных принципов поможет определить приоритеты в реализации проекта электронного правительства.

Использование отмеченных выше принципов поможет выстроить стратегические приоритеты в реализации проекта в конкретном органе государственной власти на новом этапе развития концепции электронного правительства.

Электронным правительством в России занимается госкомпания «Ростелеком». Согласно списку правительственных задач, компания должна развивать Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также механизмы доступа к сервисам электронного правительства с использованием мобильных устройств. «Ростелеком» должен развивать сервисы взаимодействия граждан с госорганами через электронную почту, сформировать пространство электронной подписи, развивать электронный документооборот.

Одним из основных критериев оценки результативности и качества электронного правительства является охват граждан услугами. Услуги электронного правительства должны быть доступны всем категориям граждан, независимо от их индивидуальных, социальных или культурных особенностей или географического местонахождения7. Это должно достигаться путем обеспечения постоянного широкополосного доступа к Интернету, адаптации технологий электронного правительства под потребности различных групп населения и информированием населения о существовании и возможностях электронного правительства.

Однако, по данным Фонда «Общественное Мнение» (ФОМ), в октябре 2011 года о том, что услугами многих госучреждений и служб можно пользоваться через Интернет, знали 41% россиян, 32% – что-то слышали, и 23% впервые услышали от интервьюера. Лучше всех знают об услугах электронного правительства жители крупных городов (55%) и самые молодые, 18–20-летние (52%). Каждый десятый заявил, что пользуется Интернет-услугами государственных учреждений и служб (среди пользователей Интернета – 22%).

Отмечается, что динамика показателей не оптимистична. Доля людей, затруднившихся определить, хотят ли они пользоваться госуслугами в Интернете, за год снизилась с 28% до 22%. В то же время на 20% стало больше тех, кто этими возможностями не пользовался и не хотел бы.

Вырос показатель нежелания пользоваться госуслугами через Интернет в городах с населением от 250 тысяч до 1 миллиона жителей – там же, где больше народу о них знают. То есть роль неосведомленности как ограничивающего фактора снизилась, но выросла роль других барьеров.

Основные причины, по которым у людей нет желания пользоваться электронными госуслугами, – недостаток навыков или возможности работы с компьютером и Интернетом, а также отсутствие такой необходимости.

Таким образом, реально к государственным услугам в Интернете прибегают лишь около 6% населения.

По состоянию на июль 2012 года, доля активной аудитории Интернета, то есть, выходящие в Сеть хотя бы раз в сутки, составляет 39% (45,1 млн человек). Годовой прирост составил 23%.

Аналитики проекта «Мир Интернета» Фонда «Общественное Мнение» пришли выводу, что при сохранении текущих тенденций в развитии и распространении Интернета к концу 2014 года численность Интернет-пользователей вырастет приблизительно на 30 млн. человек и составит около 80 млн. человек или 71% населения страны старше 18 лет. При этом к наиболее активной части Интернет-пользователей можно будет отнести больше половины россиянин – 56%, или примерно 63 млн. человек.

«Центр прикладной экономики» по заказу электронного журнала «Госменеджмент» представил рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню внедрения электронного правительства по состоянию на 1 июля 2012 года.

Была проведена полная проверка качества электронных услуг. В результате выявлено много услуг, которые как электронные только декларируются. Кроме того, многие электронные услуги содержат ошибочные данные.

Из рейтинга следует, что отличительной особенностью первых шести месяцев 2012 года является тенденция к сворачиванию региональных порталов. Большинство субъектов РФ приостановили размещение региональных и муниципальных услуг на своих порталах, некоторые субъекты полностью прекратили поддержку региональных порталов. По логике должна была повыситься активность в размещении электронных услуг на федеральном портале «Электронное правительство. Госуслуги». Формально так и происходит. Однако, содержание большинства электронных услуг, размещенных на федеральном портале, реально не соответствуют их наименованию. Как правило, содержание услуги сводится к отправке заявления на получение услуги и оцифрованных документов. Сама услуга оказывается традиционным способом. По такой схеме разработаны большинство электронных услуг на портале «Электронное правительство. Госуслуги».

На региональных порталах появляются реальные услуги в электронном виде. Лидирующие позиции в рейтинге заняли субъекты, которые продолжают развивать региональные порталы государственных и муниципальных услуг: города Москва и Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Нижегородская область.

По центральному федеральному округу рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню внедрения электронного правительства по состоянию на 1 июля 2012 года выглядит следующим образом:



п/п


Субъект федерации

Место по округу

Место по РФ

Июль

Апрель

Июль

Апрель

1

Белгородская область

3

3

10

10

2

Брянская область

17

16

78

73

3

Владимирская область

12

14

55

70

4

Воронежская область

6

5

24

28

5

Ивановская область

13

14

62

70

6

Калужская область

5

4

19

17

7

Костромская область

14

13

64

68

8

Курская область

16

11

77

60

9

Липецкая область

2

2

6

8

10

Московская область

17

12

78

66

11

Орловская область

11

9

50

50

12

Рязанская область

9

17

47

76

13

Смоленская область

8

8

31

44

14

Тамбовская область

15

6

70

30

15

Тверская область

10

18

49

77

16

Тульская область

4

10

14

52

17

Ярославская область

7

7

29

32

18

г. Москва

1

1

2

3

Таким образом, рынок Интернет-услуг, пусть и более низкими темпами, чем хотелось-бы, но развивается.

Каково же положение уровня развития электронного правительства России по сравнению с другими государствами?

Из доклада ООН «United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People» следует, что в мировом рейтинге развития электронного правительства Россия поднялась на 32 позиции (с 59 до 27 места), став лидером в Восточной Европе. Авторы доклада полагают, что основной причиной усиленного развития электронного правительства является размер территории России.
Использованная литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №632-р.

2. Распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 г. №1244-р.

3. Курносов И.Н. Реализация концепции электронного правительства: новый этап // Информационное общество, 2004, вып. 6.

4. Шляхтина С. Электронное правительство в цифрах и фактах // КомпьютерПресс. 2007, №2.

5. http://www1.worldbank.org/publicsector/egov/definition.htm

6. Heeks R. IDPM. – University of Manchester, UK, 2004.

7. Fang Z. E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development // International Journal of the Computer, the Internet and Management. – May – August 2002. – Vol.10. – Number 2.



1 http://www1.worldbank.org/publicsector/egov/definition.htm/



2 Heeks R. IDPM. – University of Manchester, UK, 2004.

3 F a n g Z. E-Government in Digital Era: Concept, Practice, and Development // International Journal of the Computer, the Internet and Management. – May – August 2002. – Vol.10. – Number 2.

4 Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №632-р.


5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2004 г. №1244-р.

6 Шляхтина С. Электронное правительство в цифрах и фактах // КомпьютерПресс. 2007, №2.

7 Курносов И.Н. Реализация концепции электронного правительства: новый этап // Информационное общество, 2004, вып. 6.

Каталог: conference -> 2012
conference -> А. А. Попов Структуры и принципы антропопрактик развития. Практическое мышление
conference -> Программа IV конгресса этнографов и антропологов россии нальчик, 20-23 сентября 2001
conference -> Социология семьи
conference -> «Библиотека-центр толерантности: опыт социального партнерства по краеведению»
conference -> Будущее детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, определено сложившейся системой решения проблем: лишение родителей родительских прав, изъятие ребенка из семьи и передача его в организации для детей-сирот и
conference -> Управление инновационными процесами в профессиональной образовательной организации
conference -> Интернет- феномен культуры
conference -> Религиозность российской молодежи как социальный феномен
2012 -> Подготовлено в рамках проекта рффи №11-06-00503 «Качественные индикаторы процессов самоорганизации и самоопределения в социуме»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница