Наука начинается там, где



Скачать 169.01 Kb.
страница1/6
Дата05.05.2018
Размер169.01 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6


g:\сканы\2017-02-02_002.jpg

Пояснительная записка
Одним из результатов современных реформ образования является существенное изменение содержания образования в целом и естественнонаучного, в частности: новые учебники, новые программы. Характерные особенности – повышение научного уровня преподавания, изучение вопросов современной науки, обогащение учебного материала сведениями из истории и методологии науки, изменение традиционной последовательности изучения разделов курсов. Курс физики основной школы стал двухступенчатым. Однако наряду с положительными переменами усилились и негативные тенденции нарушения преемственности в обучении: обновлённый курс биологии и географии требует более серьёзной подготовки учащихся по физике и химии.

Пропедевтика естественнонаучных знаний начинается ещё в начальной школе. Однако в учебниках по предметам естественного цикла основной школы мало учитываются знания, полученные учениками на этом этапе.

Таким образом, несогласованность программ курсов естественнонаучного цикла, неправильная последовательность их изучения, во-первых, нарушает преемственность естественнонаучного образования, а во-вторых, приводит к ненужному дублированию некоторых вопросов. Всё это вызывает существенную перегрузку учащихся, усиливающуюся тем, что биологические и географические явления ученики понять просто не в состоянии. В результате достаточно рано наблюдается падение интереса к предметам естественнонаучного цикла.

Другой существенный недостаток современной системы естественнонаучного образования – отсутствие взаимодействия между предметами естественного цикла: жизнь и развитие живых организмов, процессов их жизнедеятельности рассматриваются без учёта физико-химических факторов в среде их обитания и процессов, происходящих внутри самих организмов. Это мешает формированию у учащихся единой естественнонаучной картины мира, раскрытию общности методов исследования, применяемых в естественных науках.

Для преодоления перечисленных недостатков академиком А.В.Усовой была разработана новая концепция естественнонаучного образования. Основным условием для её реализации является пересмотр содержания естественных предметов и опережающее изучение физики с 5-го класса, а химии – с 6-го. В рамках этой идеи были разработаны опережающие курсы физики (М.Д.Даммер), химии (М.Ж.Симонова), биологии (С.М.Похлебаев и В.С.Елагина). Эксперимент по внедрению ведётся с 1994 г. в Челябинске (школы № 80, 99, 102, 124), Аше (школа № 4), Сатке (школа № 10) и Омске (частная школа Альфа-омега).

Целью исследовательского проекта являлась разработка и внедрение курса физики 5–6-го классов, обеспечивающего понятийную базу для изучения других предметов естественного цикла, а также пересмотр содержания естественнонаучного образования в начальной и основной школе, обеспечение преемственности в формировании естественнонаучных понятий и учебно-познавательных умений учащихся. Особенностями курса физики являются:

1. Богатство и разнообразие содержания, включение элементов логики, методологических и межпредметных знаний, сведений из истории науки и техники, прикладных и экологических знаний. Опишем некоторые элементы перечисленных знаний.

Приступая к изучению физики, школьники знакомятся с новой терминологией, овладевают незнакомыми формами мышления. Это очень сложный процесс, и зачастую ученики ориентируются в нём интуитивно. Знания из формальной логики способствуют ориентации школьников в системе научных знаний: они учатся правильно строить определения понятий, формулировать выводы по результатам исследований, выстраивать последовательную цепь суждений, проводить классификацию. Одновременно эти знания являются средством развития мышления и речи.

К методологическим относятся знания о структуре научных знаний и их отдельных элементов. Они способствуют не только сознательному усвоению предметного материала, на их основе проводятся обобщение и систематизация знаний, формирование познавательных умений учащихся. Знания из истории науки раскрывают эволюцию развития физических идей, этапы становления науки. Будучи органично связаны с основным предметным материалом, они всегда эмоционально окрашены и «очеловечивают» научные знания, способствуют становлению современной научной картины мира, формированию мировоззрения учащихся, положительных мотивов учения, воспитанию их нравственных качеств, формированию гуманистических взглядов на окружающую действительность. Воссоздание в классе исторической ситуации по определению физической закономерности в «квазиисследовательской» (термин Г.М.Голина) форме способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию у них уверенности в свои силы, возникновению желания мыслить нестандартно, выходя за рамки обыденного.

В комплекс межпредметных могут привлекаться знания из математики, природоведения, химии, биологии, географии и др. Опережающее изучение физики создаёт условия для значительного повышения эффективности межпредметных связей, для осознания взаимосвязи наук и места физики в естествознании. При изучении физики сведения из других областей естествознания способствуют конкретизации общих понятий, а также иллюстрации применения физических знаний в этих областях, иллюстрации общности физических законов и теорий.

Комплекс прикладных знаний объединяет описание различных технологий, устройства и принципа действия приборов и технических устройств, описание ведущих отраслей техники, использующих законы физики, достижения современной астрономии и космонавтики. Они способствуют осознанию роли науки в современном обществе как непосредственной производительной силы; осознанию ценности физических знаний и тем самым формированию положительных мотивов учения, развитию творческого мышления учащихся.

Рассмотрение вопросов техники неизбежно подводит к изучению связанных с ними вопросов экологии. Знакомство учащихся со способами взаимодействия человека с окружающей средой, с необходимостью учёта как положительных, так и отрицательных сторон этого взаимодействия, показ преимуществ экологически чистых технологий способствует формированию ценностных отношений к окружающей действительности, воспитанию моральных качеств личности. При изучении комплекса экологических знаний в курсе физики ученики должны осознать следующие идеи оптимизации экологических взаимодействий: естественнонаучную, связанную с сохранением окружающей среды, и технологическую, направленную на сохранение оптимальной полноты обмена и круговорота веществ, потока энергии и информации. В комплекс экологических входят также знания об охране жизни и здоровья человека — валеологические знания.

Сведения из истории науки, прикладные и экологические знания в значительной степени отражают и региональные особенности. Тем самим эти виды знаний способствуют реализации регионального компонента содержания физического образования.

Содержание пропедевтического курса физики максимально адаптировано для изучения младшими школьниками. В нём явления описываются на качественном уровне, практически полностью исключен математический аппарат.

2. Разнообразие способов учебной деятельности

При изучении пропедевтического курса физики ученики овладевают способами следующих видов деятельности:

– познавательной – работа с учебником и дополнительной литературой; восприятие (восприятие пространства, оценка расстояний, пространственных размеров тел; восприятие времени, оценка длительности временного интервала, временной последовательности событий и др.); наблюдение; эксперимент;

– практической – работа с приборами и принадлежностями; измерения; наглядно-графическая деятельность; решение задач;

– организационной – планирование различных видов деятельности; организация рабочего места и др.;

– оценочной – оценка значимости и ценности информации, экологического состояния окружающей среды, экологических параметров и безопасности технологических процессов, значений физических величин, числовых параметров различных процессов;

– деятельность самоконтроля – контроль правильности и эффективности своих действий, их последовательности и содержания; результатов своей деятельности и др.

3. Структура пропедевтического курса физики. Структура нашего курса можно рассмотреть в двух разрезах — вертикальном и горизонтальном. Вертикальный разрез отражает последовательность изучения отдельных частей курса, горизонтальный – сочетание различных форм обучения (основного и дополнительного) в одной параллели.

В вертикальной структуре курса физики выделены пропедевтическая и основная части (7–9-й классы). Пропедевтическая часть, в свою очередь, состоит из двух подсистем: пропедевтика элементов физических знаний в рамках курса начальной школы «Окружающий мир» и систематический пропедевтический курс физики 5–6-го классов.

В пропедевтической части изучаются наиболее общие понятия (предмет физики и т.д.), физические формы движения материи (механическая, тепловая, электромагнитная) и наиболее общие естественнонаучные понятия (вещество, масса, сила, энергия). Логика изучения различных физических форм материи отражает структуру науки: сохранён последовательный ряд физических форм движения материи; 2) отражено направление научного познания – накопление и анализ эмпирических фактов; введение новых понятий; установление законов и эмпирических закономерностей; объяснение ряда сходных фактов на основе установленных закономерностей; анализ возможностей практического использования полученных знаний.

4. Учебные пособия по пропедевтическому курсу физики объединяют в себе функции учебника (источника информации) и рабочей тетради (организации учебной деятельности школьников). Каждый параграф по возможности отражает завершённый цикл познания. В нём мотивируется целесообразность рассмотрения нового явления (свойства тел), ставится проблема, рассматриваются внешние признаки и условия наблюдения явления, проводится самостоятельное исследование учащимися для установления эмпирических закономерностей явления. После этого рассматриваются примеры явления в природе и технике, объясняются некоторые факты на основе установленных закономерностей.

В учебных пособиях большое внимание уделяется формированию у школьников физических понятий и учебных умений. С этой целью после каждого параграфа приводятся задания для самостоятельной работы в классе и дома. Они построены с учётом психологических закономерностей, в соответствии с этапами формирования физических понятий и учебных умений. В учебных пособиях большое внимание уделяется выполнению опытов и наблюдений (они присутствуют практически в каждом задании), домашнему экспериментированию. Отдельныеподзадания даются в нескольких вариантах, а ученикам предоставляется возможность выбора варианта.

5. Взаимодействие основного и дополнительного образования. Наиболее существенной характеристикой лицейской системы физического образования является взаимодействие двух его обозначенных выше подсистем. Содержание обоих представляет собой систематические курсы, в которых изучение одних и тех же физических форм движения материи совмещено по времени. Отличаются они по уровню рассмотрения элементов знаний, а также уровню формируемых способов деятельности. Учебная деятельность в подсистеме дополнительного образования обладает свойствами творческой исследовательской деятельности.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница