Наука как феномен культуры



Скачать 21.38 Kb.
Pdf просмотр
Дата22.01.2018
Размер21.38 Kb.


НАУКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
М.П.Медянцева
В структуре культуры наука занимает определенное место.
Включение ее в культуру происходит не автоматически. Это сложный интегративный процесс, особенности которого зачастую ускользают от внимания исследователей.
С одной стороны, наука испытывает воздействие социокультур- ных факторов, которые выступают и как условие ее развития, и как ее детерминанты. С другой, - в структуре культуры она становится ее органическим элементом и оказывает влияние на систему ценнос- тей культуры. Это проявляется в ее стимулирующем воздействии на различные области и формы культуры. Происходит их модификация,
модернизация и возникают новые направления и виды культуры. На - пример, такие синтетические формы искусства как кино, цветомузы- ка и др. обязаны своим появлением в конечном счете науке и тех - нике.
Вместе с тем и в рамках культуры наука сохраняет автоном - ность и способность к реализации своих внутренних потенций.
Как известно, наука ориентирована на достижение объективно- го знания и в тенденции стремится избежать каких-либо проявлений субъективности (эмоций, чувств, оценок, мотиваций личностного
-
46
-

характера). Соответственно, объективность, информативность, пра- ктическая целесообразность становятся критериями научного по - знания.
Творческая деятельность в сфере культуры, напротив, напра- влена на раскрытие многообразного субъективного мира личности.
Во все исторические периоды развития культуры человек во всем богатстве своих возможностей является ее объектом и целью. В
отличие от науки творческая деятельность художника, философа,
политика и т.п. базируется не на унифицированных, а индивидуа- лизированных методах подхода к человеку и окружающему его миру.
Это, в частности, позволяет считать критериями творческой дея - тельности неповторимость методов, оригинальность, уникальность оценок, стилей, используя которые можно раскрыть особенности психического и духовного мира человека.
Однако субъективность входит в науку в разнообразных фор - мах. Прежде всего руководствуются не только логикой и методоло- гией научного поиска, но и мотивацией вненаучного характера. К
ней, в первую очередь, относятся философско-методологические,
мировоззренческие представления, политико-правовые взгляды, ху- дожественно-эстетические, религиозные, этические воззрения уче- ного. Образуя систему социокультурных факторов, они выступают детерминантами науки и вместе с тем именно на их основе проис- ходит интегрирование ее в культуру. В этом плане особое значе- ние имеет история науки, которая как раз и отражает многообра - зие мотиваций научной деятельности и особенности социокультур - ной среды, способствующей или затормаживающей научное творчест- во ученого. И если для науки, как информационной системы объек- тивированного знания, безразличны вненаучные факторы научной деятельности, то для культуры они имеют непреходящее значение именно через призму истории науки.
Глубинные причины научных поисков и озарений определяются системой социокультурных факторов, формирующих духовный мир ученого. История науки, считает Вернадский, доказывает, что лич- ность богаче открытия, каким бы выдающимся оно не было.
Отсутствие должного внимания к истории науки, фактическое исключение ее из системы среднего и высшего образования приводит к искаженному представлению и о науке, и о культуре. Знание ис - тории становления научных идей - это один из путей гуманизации образования, расширения представлений о социокультурном характе-
- 47 -


-
48
- ре как деятельности ученых, так и науки в целом.
Бесспорно, что практика усвоения научных знаний без опоры на историю науки обедняет нашу духовную жизнь. Однако и сама история науки как отечественной, так и зарубежной, до сих пор имеет много искажений и умолчаний. Под влиянием идеологических установок из нее исключались те факты, которые в эти идеологи- ческие схемы не укладывались. Например, не упоминается о рели- гиозности И.Ньютона, хотя известно, что она имеет важное зна - чение для понимания его научного творчества. Именно вера его в совершенство божественного небесного мира позволила Ньютону сформулировать свои великие и универсальные законы. Подлинная история науки, видимо, еще вдет своих исследователей.
Показателем интегрированности науки в культуру служит так- же возможность использования наряду с практической проверкой дополнительных (вспомогательных) критериев истинности научного знания. В их раду с возможностью согласования полученных дан - ных с мнением авторитетных ученых, с использованием индуктивной достоверности применяется и такой критерий, как эстетический
("красота теории", по выражению А.Эйнштейна). Все они выводят научное познание за рамки логико-гносеологических принципов не- посредственно в сферу культуры.
В процессе интегрирования науки в культуру она, наука,об - ретает целостность, путем преодоления разрыва, исторически сло- жившегося, между естествознанием и обществоведением. Тем самым расширяются гуманистические возможности науки, поскольку есте - ственнонаучное знание приобретает ту гуманистическую направлен- ность, которая зачастую скрыта за фасадом беспристрастности и объективности.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница