Научного познания н о в о с и б и р с к и й г о с у д а р с т в е н н ы й у н и в е р с и т е т



Pdf просмотр
страница1/147
Дата04.06.2018
Размер2.32 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   147
23141

ПРОБЛЕМЫ
МЕТОДОЛОГИИ
НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Научные труды. Философская серия. Выпуск ПРОБЛЕМЫ *М Е ТО ДОЛОГ И И НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Н О ВО СИ Б И Р С К - 1 9 6 8

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
Борисов В. Нкандидат философских наук
Конев В. А, кандидат философских наук
Кочергин А. Нкандидат философских наук.
Ответственный за выпуск Рубинов И. Г.

В. N. БОРИС О В
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕТОДА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Созерцательность как коренной недостаток домарксовской философии характеризовала все ее стороны, в том числе и разработку гносеологических проблем. Философы пытались раскрыть структуру процесса познания, основные его формы и закономерности, ноне могли дать науке действенных методов исследования. Правда, мнргие из них (как, например, Ф. Бэкон и Р. Декарт) ставили эту задачу, но все, что было сделано в этом отношении до Маркса, носило весьма ограниченный характер. Неслучайно поэтому с развитием научного познания все более широкое распространение получали позитивистские представления о бесполезности философии.
Классики марксизма-ленинизма в своих экономических, социологических и философских работах дали замечательные образцы применения материалистической диалектики в научном познании, носами по себе эти образцы не могут быть использованы в качестве метода получения подобных же (по своей значимости) научных результатов в других областях исследования. Для этого требуется специальная разработка материалистической диалектики в качестве метода научного познания, что предполагает анализ и обобщение опыта ее применения классиками марксизма-ленинизма, а также всего исторического развития и особенно современного состояния научного познания мира.
Возникающие в науке методологические проблемы не сводятся, конечно, к необходимости разработки и применения общефилософского метода познания. Этаже задача стоит в отношении всех используемых в современной науке методов исследования, как общенаучных, таки частных. В настоящее время в каждой развитой науке сложились особые разделы, специализирующиеся на разработке применяемых в ней методов и средств научного познания. Кроме того, результаты, получаемые водной науке и представляющие в ней содержательное знание соответствующей области действительности, могут использоваться в других науках, а также ив ней самой при решении других проблем, в качестве познавательных средств (так, математические методы применяются почти во всех остальных науках, физические методы в химии, биологии И т. д.).
Методология научного познания не сводится поэтому лишь к философии, а охватывает всю сферу научной деятельности по разработке познавательных средств. В принципе всякое истинное знание в определенной связи может выступать в качестве такого средства, и любая наука в этом отношении обладает методологическим значением. Вместе стем разработка методов и средств научного познания предполагает
3




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   147


База данных защищена авторским правом ©znate.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница